Глава II. Анализ форм и методов развития творческих способностей студентов в ВУЗе




Развитие творческих способностей студентов на занятиях по психологии

Одной из наиболее интересных современных развивающих технологий является НФТМ-ТРИЗ – система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей, обучаемых (дошкольников, учащихся, студентов и специалистов) с активным использованием теории решения изобретательских задач. Подсистемой НФТМ-ТРИЗ в учебных заведениях высшего профессионального образования является НФТМвш, как «система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей, обучаемых высшей профессиональной школы» (М. М. Зиновкина).

Как отмечает М. М. Зиновкина основой для развития духовно-нравственных качеств и профессионально-творческого потенциала личности студентов вуза являются гуманитарные учебные дисциплины, среди которых важное значение отводится психологическим дисциплинам.

Лекционные занятия.

В своей монографии М. М. Зиновкина рекомендует в начале каждой лекции проводить «интеллектуальные разминки», как «метод, позволяющий мобилизовать и развивать творческие способности, активизировать профессионально-творческое мышление студента, включая его в самостоятельное решение небольших творческих задач».

Разминки помогают включить студентов в работу, актуализировать уже имеющиеся знания перед получением новых. Разминки не занимают много времени, но дают положительные результаты. Очень важно провести интеллектуальную разминку в хорошем темпе и с позитивным настроем. В интеллектуальную разминку следует включить те учебные задачи, которые помогут в дальнейшем легче усвоить новый учебный материал, позволят студентам провести в дальнейшем определённые сравнения, анализ прошлой и новой информации.

Следует отметить, что более предпочтительны нетрадиционные формы проведения лекционных занятий: лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция-пресс-конференция и др.

В целях профилактики утомляемости студентов и снижения их работоспособности посреди лекции следует проводить небольшие упражнения, направленные на психологическую разгрузку: это могут быть техники-релаксации, дыхательная гимнастика или элементы телесно-ориентированной терапии, игровые технологии, иными словами все, что способствует отдыху и активизации студентов.

Практические занятия.

« Система НФТМвш предусматривает в качестве необходимого средства активного обучения систему комплексных, творческих индивидуальных и групповых заданий с элементами исследования». Ориентируясь на данное положение при проведении практических занятий проанализируем метод проектов.

Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Данный метод может применяться для выполнения типового расчета по математической или экономической статистике. Предполагается самостоятельная организация выборочного наблюдения, обработка полученных результатов, получение выводов. Может быть организована презентация проведенного исследования и его результатов.

Стоит отметить, что в современных условиях использование технических средств обучения позволяет преподавателям расширить диапазон применяемых в учебном процессе методик, усовершенствовать способы проверки выполнения заданий, лучше наладить «обратную связь» со студентами, более гибко реагировать на те или иные проблемные ситуации, возникающие при освоении курса.

Использование метода проектов позволяет решить следующие задачи:

- формирование у студентов интереса к изучаемой дисциплине;

- эффективное усвоение учебного материала;

- самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (проблемы);

- умение работать в команде;

- формирование у студентов отношения к соответствующей учебной задаче (проблеме), ее решению;

- формирование жизненных и профессиональных навыков;

- достижение уровня осознанной компетентности студента.

Приведем пример проведения практического занятия по дисциплине «Общая и экспериментальная психология (с практикумом)».

Предварительная подготовка заключается в разбиении студентов учебной группы на подгруппы по 4–6 человек в каждой. При этом каждый из студентов заранее индивидуально и самостоятельно выбирает более интересные ему вопросы-задачи по изучаемой теме.

Например, по теме «Психология восприятия» мы предлагаем стандартный перечень вопросов:

1) Восприятие как сложный перцептивный процесс;

2) Физиология восприятия;

3) Основные свойства и виды восприятия;

4) Восприятие пространства;

5) Восприятие движения и времени.

Студентам предлагается представить выбранный вопрос в форме презентации, эссе, творческого доклада с наглядным материалом. Количество и качество задач подразумевается равным для всех студентов группы.

Практическое занятие проводится в форме защиты студентами подгруппы сделанного самостоятельно задания. Поскольку оценивается работа подгруппы в целом, а не каждого студента в отдельности, дается время для обсуждения полученных индивидуально решений задач внутри подгруппы. Каждый член подгруппы должен быть готов к защите представляемого материала, поэтому задача всех остальных членов группы – при совместном обсуждении предлагаемого решения – обнаружить и исправить любые ошибки, если они были. Таким образом, внутри подгруппы обсуждаются все вопросы, выносимые на защиту для этой подгруппы.

Отметим, что процесс обучения в такой форме позволяет студенту приобрести следующие очень полезные навыки: умение находить необходимый материал, систематизировать его, отстоять правильность выбранного подхода, ответить на поставленные другими членами группы вопросы (во время объяснения решения своих задач); вникнуть суть излагаемых сокурсниками вопросов, обнаружить неточности в решении (при обсуждении решений задач других членов группы). Важной особенностью такого подхода является вовлечение всех без исключения студентов в процесс обучения, во время которого происходит не только закрепление полученных навыков, но и возникает ситуация, позволяющая каждому из студентов наладить процесс коммуникации, обеспечивающий наиболее качественную подготовку всей подгруппы к защите индивидуальных заданий.

Результатом является выставленное (всей группе) количество баллов рейтинговой системы. Например, может быть предложен следующий подход: 3 балла – вопрос освещен верно, студент грамотно отвечает на все поставленные преподавателем вопросы; 2 балла – вопрос освещен верно, но при этом использован не самый рациональный метод (или студент неуверенно отвечает на поставленные вопросы, ошибается, но сам себя исправляет); 1 балл – студент раскрывает тему только с помощью наводящих вопросов преподавателя, но в процессе работы осваивает нужный учебный материал; 0 баллов – студент не может раскрыть выбранный вопрос и не может ответить на наводящие вопросы преподавателя и обнаруживает полную неподготовленность по изучаемой тематике.

Таким образом, использование метода проектов при обучении студентов педагогического вуза формирует культуру студента, готового развиваться и совершенствоваться, организует активное взаимодействие студентов как друг с другом, так и с преподавателями, формирует необходимые для будущей профессии качества личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: