Средний класс как предмет интереса власти и общества
Российский средний класс постепенно становится категорией массового сознания. Его проблемы активно обсуждаются в обществе, ему посвящены многочисленные публикации прессы. Виртуальному среднему классу вменяются определенные стандарты потребления (например, к нему относят всех, кто имеет автомобиль, кто отдыхает за границей, кто расплачивается пластиковыми картами и т.д.). Его хоронят, как это делалось в публикациях осени 1998 года, или воскрешают, как в статьях, появившихся полгода спустя. Он внушает надежды, когда рассматривается как оплот демократии, или раздражает как эгоист, думающий только о себе. Таким образом, из материалов прессы поступает нечеткий и фрагментарный, если не сказать искаженный, портрет размытой социальной группы. На его основании трудно составить представление о численности, составе и характере исследуемой совокупности.
Средний класс, воспринимаемый как порождение российских реформ, вызывает время от времени повышенное внимание со стороны властных структур. Однако это периодически возникающий интерес не превратился в целенаправленные и систематические усилия по поддержке формирующегося среднего класса. Так, Комитетом по экономической реформе Правительства РФ задача формирования российского среднего класса была поставлена в качестве приоритетной на 1998 год. Между тем, разразившийся в том же году финансовый кризис нанес чрезвычайно чувствительный удар как раз по тем группам населения, которые могут быть отнесены к среднему классу. Сейчас интерес со стороны властных структур вновь обострился в связи со «Стратегией развития страны до 2010 года» (Программа Г.Грефа), в соответствие с которой на средний класс перекладывается значительная часть социальных расходов.
|
Средний класс как предмет анализа
Не удивительно, что средний класс стал предметом пристального анализа специалистов. Отдельным проблемам его формирования и функционирования посвящено более 250 публикаций. К настоящему времени, однако, еще не выработано какое-либо единое конвенциальное понимание того, кто сегодня составляет средний класс в России. Выделяются несколько тем, в отношении которых ведутся наиболее острые и длительные дискуссии. Первая дискуссионная тема касается проблем происхождения среднего класса в России и его судьбы в процессе реформ. Здесь можно выделить следующие точки зрения.
1.Средний класс существовал в СССР, но вследствие реформ он размывается. Многие авторы показывают, что в Советском Союзе сложился прототип среднего класса, так называемая прослойка народной интеллигенции, составляющая около трети населения и включающая в себя низшие и средние слои партноменклатуры, «белые воротнички», служащих с высшим образованием, офицерство. Здесь можно привести мнение М. Чешкова, согласно которому в обществе «реального социализма » средние слои существовали в развитом и полном объеме. В ходе реформ у большинства представителей этих групп, в основном получающих фиксированные доходы из государственного бюджета, уровень жизни и социальной значимости снизились. Вследствие реформ, таким образом, средний класс стал исчезать. Начавшиеся реформы не только не усилили средние слои, но более того, уничтожили их, превращая представителей советского среднего класса в маргиналов и пауперов.
|
2. Средний класс появился вследствие реформ как их порождение. Те, кто придерживается подобной точки зрения считают, что средний класс формируется как важный элемент социальной структуры современного общества в условиях и в результате более или менее длительного функционирования и развития свободной рыночной экономики и включает экономически независимых субъектов хозяйственной деятельности. Поэтому он не может ни существовать, ни «предсуществовать» в принципиально иных социально-экономических условиях.
3. Средний класс существовал и существует всегда, поскольку любое общество структурно всегда имеет середину. В этом (структурном) отношении он не может быть уничтожен, меняются только его размеры, характер и состав.
4.Средний класс не существовал в СССР, не существует и в современной России. Для его возникновения должны быть созданы адекватные институциональные условия, налаженные нормы социального взаимодействия, построены механизмы вертикальной мобильности. В не этих условий может существовать лишь протосредний класс, из которого при благоприятном развитии институциональной среды способен сформироваться реальный и представительный средний класс.
Во вторую дискуссионную тему, касающуюся среднего класса входит круг проблем, связанных с определением его состава. Здесь можно выделить следующие позиции:
- российский средний класс – не единая группа, а совокупность разрозненных социальных групп; вместо понятия «средний класс» уместнее ввести термин «средние классы»;
|
- внутри среднего класса как единой социальной целостности по разным основаниям выделяются различные социально-экономические группы.
Основными обсуждаемыми методологическими вопросами являются два: каковы критерии выделения среднего класса и каковы его функции в трансформирующемся обществе. К функциям среднего класса обычно относятся: поддержание социальной стабильности в обществе; обеспечение вертикальной мобильности; пополнение налоговой базы и внутреннее инвестирование; создание образцов социально-экономического и социокультурного поведения. Основные методологические дискуссии разворачиваются вокруг выбора критериев отнесения к среднему классу. Естественно, от выбора того или иного критерия или их набора зависят количественные и качественные оценки этого социального образования.
Состав среднего класса в России можно количественно оценить на уровне около 30 % населения страны. В большинстве же экономически развитых государств доля среднего класса превышает половину населения страны, что является и целью для нашей страны.
«Нельзя и отметить и того, что на основе только официальных данных объективную характеристику состава среднего класса в России получить нельзя по следующим причинам:
- во-первых, далеко не все доходы граждан учитываются официально;
- во-вторых, существует целая (и довольно значительная) категория людей, которые, не имея реальных доходов, связанных с принадлежностью к среднему классу, субъективно относят себя именно к нему; по-видимому, принадлежность к среднему классу включает в себя и некую психологическую составляющую, которую следует учитывать, так как она означает некую уверенность людей в своем будущем, а потому может вылиться в дальнейшем и в реальную экономическую величину»[4].
Нынешний средний класс состоит как бы из двух групп: первая – постсоветские, приспособившиеся к новым условиям распорядители, сохранившие за собой выполнение административных функций(ГАИ, МВД, госслужба), позволяющий иметь дополнительный и относительно высокий доход в виде взяток и «комиссионных» или получивших в результате приватизации крупные пакеты акций предприятий, какую-то недвижимость и т.п.
Вторая группа – это новый средний класс, формирующийся в результате появления новых профессий и рыночной экономики в целом. Нынешний российский средний класс малочисленнее советского среднего класса. Прежде всего – за счет перехода в категорию «бедных» огромного количества представителей бывших относительно престижных и относительно доходных профессий: учителя, преподаватели техникумов вузов, медицинские работники, госслужащие, ученые и ИТР, военнослужащие… всего, по оценкам аналитического агенства «Ай-Кью», из среднего класса за последние пять – шесть лет «выпало» 25-30 млн человек только на территории России.
Практическая часть
Одной из важных характеристик среднего класса в развитых странах является достойная среднемесячная заработная плата. Если использовать только объективные данные, то следует констатировать, что доля населения, входящего в средний класс, в нашей стране минимальна.
В качестве респондентов были выбраны студенты трех московских вузов, обучающиеся преимущественно на платной основе. Сведения собирались о семьях, в которых они живут. Как показали исследования, действительно, 97 % опрошенных отнесли себя именно к этой категории. Было роздано 400 анкет, собрано – 373. Н вопрос о доходах, приходящихся в среднем на 1 члена семьи, было получено 307 ответов. В результате обработки анкет применительно к сектору экономики, в которой работает «главный добытчик» семьи, были получены значения показателей, представленные в таблице:
Данные о доходах опрошенных, приходящихся
на одного члена их семьи в месяц (в рублях)
всего | в т.ч. работающие на крупн. Предприятиях | в т.ч. работающие на малых частных предприятиях | в т.ч. госслужащие или представители бюджетной сферы | в т.ч. имеющие собственный бизнес | |
всего | |||||
с высшим образованием | |||||
со средним образованием |
Из таблицы видно, что есть некоторая специфика в самоидентификации работников разных секторов. Так, работники государственного сектора относят себя к среднему классу при гораздо более низком уровне доходов (вдвое меньшим), чем у предпринимателей. Второе место по уровню доходов удерживают работники крупных предприятий.
Далее таблица показывает существенную дифференциацию доходов в зависимости от уровня образования, что характеризует общемировую тенденцию усиления отдачи на образование в последние годы. Представленные данные показывают значительно более высокую ценность образования в категориях предпринимателей и работников крупного бизнеса: в этих категориях доходы работников со средним образованием составляют лишь 60 % доходов специалистов с высшим образованием.
Что касается представителей бюджетной сферы и малого бизнеса, то здесь дифференциация по уровню доходов гораздо менее значительна: доходы работников со средним образованием достигают от 76 % (в бюджетной сфере) до 78 % (на малых предприятиях) уровня доходов специалистов с высшим образованием. Как известно, низкая дифференциация в оплате труда по уровню квалификации приводит к потере высококвалифицированных специалистов.
Заключение
Принадлежность к конкретному социальному классу гораздо в большей мере влияет на поведение и мышление людей, чем другие аспекты социальной жизни, она определяет их жизненные шансы. Во-первых, для выживания представителям высших слоев общества требуется затрачивать меньшую долю имеющихся ресурсов, чем представителям низших социальных классов. Согласно исследованиям социолога Пауля Блумберга, американцы, занимающие классовые иерархии верхние 10 ступеней из 100, тратят на питание около 11 % своего дохода, тогда как те, кто находится в самой нижней десятке, используют на эти цели свыше 40 % своих средств.
Во-вторых, представители высших классов имеют больше нематериальных благ. Их дети с большей вероятностью будут учиться в престижных учебных заведениях и скорее всего будут показывать лучшие результаты, чем дети родителей, занимающих менее высокое социальное положение. Здесь же можно добавить, что дети родителей из высших классов имеют больше шансов выжить, чем дети родителей из низших слоев общества.
В-третьих, у обеспеченных людей средняя продолжительность активной жизни выше, чем у бедных. А по данным американского онкологического общества, не обеспеченные люди подвергаются большему риску заболеть раком и умереть от него, что преимущественно определяется образом жизни. После выявления ракового заболевания прожить в течении пяти лет могут около 37 % больных с низким доходом и примерно 50 % больных со средним и высоким доходом. Результаты исследований неизменно показывают, что в низших социальных слоях общества чаще наблюдаются психические расстройства.
В-четвертых, люди с более высоким достатком испытывают большие удовлетворения от жизни, чем люди менее обеспеченные, поскольку принадлежность к определенному социальному классу оказывает влияние на стиль жизни – количество и характер потребления товаров и услуг. Пищевые полуфабрикаты для быстрого приготовления – обеды на скорую руку, картофельные чипсы, замороженная пицца и гамбургеры - чаще входят в меню семей с малым доходом. Люди из менее зажиточных слоев общества пьют меньше водки, дорогого виски и импортного вина, зато потребляют больше пива и дешевых спиртных напитков. По сравнению с зажиточными семьями семьи с малым доходом больше свободного времени проводят за телевизором.
Принадлежность к социальному классу влияет также активность политической жизни: во многих странах участие в выборах пропорционально социально-экономическому статусу. Кроме того, принадлежность к классу является важным детерминантом сексуального поведения. Например, у представителей низших слоев общества больше вероятность приобретения сексуального опыта в более раннем возрасте, чем в высших слоях. Резюмируя, можно сказать, что социальный класс человека определяет почти сферы его жизни.
Библиографический список:
1. Радаев, В.В. Социальная стратификация / В.В. Радаев, О.И. Шкаратан. М.: Наука, 1995, -237 с.
2. Комаров, М.С. Социальная стратификация и социальная структура / М. С. Комаров / / Социологические исследования. – 1992. - № 7. – с.62-72.
3. Гидденс, Э. Стратификация и классовая структура / Э. Гидденс / / Социологические исследования. – 1992. - № 11. – с. 107-109.
4. Гидденс, Э.Стратификация и классовая структура / Э. Гидденс / / Социологические исследования. – 1992. - № 9. – с. 115-123.
5. Авраамова, Е. М. Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественные оценки / Е.М. Авраамова / / Общественные науки и современность. – 2002. - № 1. – с. 17-24.
6. Радаев, В.В. Основные направления стратификационной теории / В. В. Радаев / / Российский экономический журнал. – 1995. - № 1. – с. 60-69.
7. Кравченко А.И. Социология / А.И.Кравченко. М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001, - 536 с.
8. Волков Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков. М.: Гардарики, 2003, - 512 с.
9. Галаева Е. Становление среднего класса в России на фоне мировых тенденций / Е. Галаева // Общество и экономика. 2002, № 8-9
[1] Кравченко А. И. Социология / А.И. Кравченко. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001, с. 135
[2] Волков Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2003, с. 251
[3] Э. Гидденс. Стратификация и классовая структура / Э.Гидденс // Социологические исследования.- 1992, № 9, с. 123
[4] Галаева Е. Становление среднего класса в России на фоне мировых тенденций / Е. Галаева // Общество и экономика. 2002, № 8-9, с.95