сугривАйа ча тат сарваМ
ШаМсад рАмо махА-балаХ
АдитаХ тад йатхА-вриттаМ
ситАйАХ ча виШепатаХ
1.1. сугривАйа – "Сугриве" дат. п., ед.в. от слова "сугрива"
1.2. ча – "также"
1.3. тат – " то " мест.
1.4. сарваМ – "всё"
"Сугриве также то всё" – что Рама сделал?
2.1. ШаМсад – " поведал ".
На этом глаголе немножко остановимся. По-первых, у Шрилы Дживы Госвами этот гл.корень имеет форму "Шанс": не вишнучакра, как мы видим, а именно буква "н". А Панини – с вишнучакрой. Небольшая техническая разница, потому что потом "н" переходит в вишнучакру. И здесь более важный момент в другом: эта форма у нас имперфекта, но это неправильная форма имперфекта в данном стихе. Потому что, как мы знаем, имперфект – это прош.время, и всегда буква "а" вначале есть. А здесь мы её не имеем. Я проверил по нескольким справочникам, и среди правильных глагольных форм всех 10-ти времён такой формы нету вообще, есть точно такая же форма, только с буквой "а" в начале. И в стихе эта буква выпала, чтобы получился правильный стихотворный размер. Подтверждение этому я нашёл в одном из санскритских комментариев к стиху, и для этого слова даётся синоним "акатхайат" – "поведал; рассказал", от "катха" "повествование". А в другом комментарии разъясняется, что "Шамсад" как раз и есть "аШамсад". Так что такое бывает в санскрите: одной буквы не хватает, или на одну букву больше, как мы с вами прочитали на прошлом уроке в истории о Кришне, где на одну букву больше. Такое бывает, но не так часто. Так что не удивляйтесь. И если не можете найти какой-то перевод, то один из вариантов – если к тексту есть комментарии (в данном случае я обратился к комментарию к Рамайане: у меня есть на санскрите 3 разных комментария) – надо смотреть, возможно, это выручит. Так же как к Шримад-Бхагаватам: у меня есть книги (в данном случае у меня такая книга есть, которая описывает все основные отклонения описаны). Надо нам дополнительные справочники искать и иметь их под рукой.
|
(00:19:53)
Итак, Сугриве (сугривАйа) то всё (ча тат сарваМ)
(ШаМсад) поведал
2.2. рАмо – " Рама " (без сандхи будет "рАмаха")
2.3. махА - балаХ – " сильный "
3.1. АдитаХ – " с самого начала ". "ади" означает "начало", а "адитаХ" – это альтернативное окончание для отложительного падежа в ед.ч. для всех родов. То есть, от самого начала Рама всё поведал.
3.2. тад – "то", "ту"
3.4. вриттаМ – "история; повествование; события". По-разному переводится.
3.5. йатхА – "свою известную". У этого слово очень много значений. Но в данном случае йатхА-вриттаМ – это "свою известную историю".
4.1. ситАйАХ – "Ситы", ед.ч., род.п. от "ситА"
4.2. ча – "также"
4.3. виШепатаХ – " в особенности; в частности, в деталях ". То есть, Рама поведал всю историю в общем, и о похищении Ситы в частности. И мы знаем, что после этого они начали искать Ситу.
Итак, весь перевод:
(сугривАйа) Сугриве (ча тат сарваМ) то всё
(ШаМсад) поведал (рАмаХ) Рама (махА-балаХ) сильный
(АдитаХ) с самого начала (тад)то (йатхА-вриттаМ) известное повествование, известные всем события
(ситАйАХ ча виШепатаХ) и в особенности он рассказал о Сите.
Довольно просто: нужно только знать окончания. Нюанс был только с одним словом.
|
СЛАЙД 3. 60-61. (00:23:30)
1.1. Сугрва – это обезьяна-предводитель всех обезьян
1.2. чАпи – " также "
1.3. тат сарваМ – " всё то "
2.1. Шрутва – " услышав ". Это у нас деепричастие. Уже у нас много раз это слово попадалось, мне кажется. "Шру" – "слышать", а "тва" – окончание.
2.2. рАмасйа – " Рамы ", род.п.
2.3. вАнараХ – " обезьяна ". "рАмасйа вАнараХ" – "обезьяна Господа Рамы". И после того, как Сугрива всё услышал, – он что?
3.1. чакАра – " сделал ". Это перфект от дхату "кри". У нас удвоение есть, и поэтому будет "кара" переходит в "какара", и потом "ка" первая перешла в "ча".
3.2. сакхйаМ – " дружбу ", вин.п., т.е. подружился. С кем?
3.3. рАмеНа – " с Рамой ". Он услышал о печальной истории Рамы, как Его супруга была похищена, проникся этим всем, и подружился с Рамой.
4.1. притащ от "притаХ" – " удовлетворённый ", т.е. когда Сугрива это всё услышал, он испытал удовлетворение от всего, что услышал.
4.2. чайвАгри – " огонь " (слова "чайва" мы не переводим)
4.3. сАкшикам – " свидетель ", то есть при свидетеле огне. То есть, Сугрива не просто подружился с Рамой, но сделал это перед огнём, который был свидетелем. Предполагается, что это было жертвоприношение. Это была огненная йагйа, и Сугрива стал другом Рамы.
сАкши – "свидетель". "акши" – "глаза, глаз". "са+акши" – "тот, кто имеет глаза; тот, кто свидетельствует"
(сугриваШ) Сугрива (чапи тат сарваМ) то всё
(Шрутва) услышав (рАмасйа вАнараХ) [этот Сугрива, который является] обезьяной Рамы
|
(чакАра) сделал (сакхйаМ) дружбу (рАмеНа) с Рамой
(притащ) удовлетворённый [Сугрива] (чайвАгри-чАкшикама) с огнём-свиделем
(00:28:27) СЛАЙД 4. 61-62
1.1. тато от " татаХ " – "затем"
1.2.+1.3. вАнара - рАджена "царём обезьян". Именная основа "рАджан", и тв.п. будет "рАгйа" "царём". Но когда слово у нас в самасе, то оно слоняется так же как Кришна, то есть, как будто оканчивается на букву "а" в м.р., ты считаем, как будто буквы "н" нету. Поэтому в самасе мы имеем эту форму.
2.1. вайрАнукатханаМ = вайра+катхана. "вайра" – "вражда, злоба", "катха" – "повесть, рассказ"
2.2. прати – "по отношению". То есть, царём обезьян был поведан этот рассказ, было рассказано о своей вражде. Кому?
3.1. рАмАйа – "Раме". Мы имеем сандхи.
3.1. + 3.2. рАмАйа+аведитаМ
3.2. аведитаМ – "отрапортовавший; тот, кто всё изложил Раме". Ср.р., им.п., ед.ч. То есть, Сугрива отрапортовал, рассказал о вражде со своим старшим братом Бали.
3.3. сарваМ – "всё"
4.1. праНайАд – "из своих близких чувств; в виде того, что он питал близкие чувства к Раме" и благодаря этому рассказал о вражде со старшим братом. Это отлож.п. от "праНайа" – "близость; нежные чувства"
4.2. духкхитена – "тот, кто в беде; или в сомнении; или в беспокойстве" – в сомнениях пребывал царь обезьян. Беспокойства он испытывал от того, что у него была такая ситуация со старшим братом.
4.3. ча – "также"
Новое предложение начинается
5.1. + 5.2. прати - гйАтаМ – " обет "
5.2. ча – " также "
5.3. рАмеНа – " Господом Рамой ". Имеется в виду, что Господом Рамой обет был дан.
6.1. тадА – " тогда "
6.2. – 6.4. вАли-вадхаМ прати – "по отношению к убийству Вали". То есть, обет был о том, что будет убийство Вали.
6.4. " прати " означает " в отношении кого или чего "
Теперь всё вместе:
(татаХ) затем (вАнара-рАджен) царём обезьян
(вайрАнукабханаМ прати) была поведана история вражды
(рАмАйа) Раме (аведитаМ сарваМ) об этом было изложено всё
(праНайАд) из тёплых чувств (духкхитена) [это было поведано Сугривой, который был] в беспокойстве (ча)
(прати-гйАтаМ ча рАмеНа) Рамой был дан этот обед
(тадА) тогда (вАли-вадхаМ прати) что будет убийство Вали.
Очередной стих мы перевели с вами. Многие стихи можно переводить, зная окончания.
(00:35:15) СЛАЙД 5. 63.
1.1. вАлинаШ от "вАлинаха" – род.п., ед.ч. от "вАлин" – это имя старшего брата Сугривы. "вАлин" – это именная основа. "вАли" – это им.п.
1.2. ча – "также"
1.3. балаМ – "о силе"
1.4. татра – "там"
2.1. катхайАмАса – "поведал". От гл.корня "катха" – "поведать; рассказывать".
2.2. вАнараХ – "обезьяна". Какая обезьяна?
3.1. сугрИваХ "Сугрива"
3.2. ШаНкитаШ – "ШаНкитаХ" – "имевшая сомнения", то есть та [обезьяна], которая или пребывала в беспокойстве, или имевшая сомнения
3.3. чАсин = ча+асит. "асит" – "был".
Следующее слово начинается с буквы "н", поэтому если слово заканчивается на букву "т", а следующее6 начинается на букву "н", то буква "т" переходит в букву "н"
4.1. нитйаМ – "постоянные; обоснованные; серьёзные" [сомнения] в отношении той силы
4.2. вирйеНа – "силой" от "вирйа" – "сила"
4.3. рАгхаве – "в Раме" ст.п., ед.ч. То есть, у Сугривы были сомнения Раме. Он сомневался в Раме. Когда Рама дал обет, что убьёт Бали, потому что Сугриве лучше не стало: у него уже был печальный опыт сражения со своим братом, ему доставалось от него. И он посмотрел на Раму, и он ещё не знало о Его доблести, когда первый раз увидел Раму. И он всё равно сомневался в его доблести – сможет ли Рама одолеть [Бали]. Поэтому здесь пишется "ШаНкитаХ" – имеющий сомнения в Раме.
История бежит довольно быстро от стиха к стиху, и потом (мы доживём до этого момента), то вы увидите, что насколько же здесь всё бегло описывается – настолько же всё детально описывается в Рамайане. Там есть целая глава, посвящённая описанию царских министров: просто перечисляются все министры царя Дашаратхи. Или описание города Айодхйи. Ничего не говорится – только описание: рынки, площади и т.д. Так что здесь пересказ Рамайаны мы здесь бегло проходим, а все детали будут далее.
(00:40:09) вАлинаШ ча ВалаМ татра
катхайАмАса вАнараХ
сугрИваХ ШаНкитаЩ чАсит
нитйаМ вирйеНа рАгхаве