Влияние информационного общества на формирование потребителя в раннем возрасте (от 7-17 лет)




Аннотация. В данной статье автор на основе личного опыта и анализа поведения современных детей и подростков старается разобраться в вопросах влияния воспитания и интернет-контента на формирование потребительских предпочтений человека.

Ключевые слова: формирование потребителя, предпочтения потребителей, жизненный стиль, детская индустрия.

Summary. In this article, the author, on the basis of personal experience and analysis of the behavior of children in the older groups of children's preschool / school institutions of primary and specialized education, tries to understand the issues of the influence of education and Internet content on shaping a person’s consumer preferences.

Keywords: consumer formation, consumer preferences, lifestyle, industry, advertising.

 

Одна из сложнейших задач, которая интересует психологов, социологов, экономистов и специалистов по маркетингу – понять, как именно происходит формирование потребителя в раннем подростковом возрасте, даёт ли свободу выбора маленькому поколению сегодняшняя система коммуникаций, формирующая общество потребления, насколько этично ведут себя по отношению к детям рекламодатели, стремясь, во что бы то ни стало, решить свои коммерческие задачи. Сложность данной исследовательской задачи усугубляется и тем, что существуют серьёзные правовые и этические ограничения на маркетинговые исследования детей до 15 лет, поэтому найти в открытом доступе литературу по этой теме очень трудно.

Специалисты в сфере маркетинга рассматривают потребительский рынок как отдельных лиц, покупающих или приобретающих иным способом товары и услуги для личного потребления [1]. Надо отметить, что покупатели во взрослом возрасте, действительно,стараются принимать свои решения о покупке в большинстве случаев абсолютно осознанно и взвешенно, в то время как дети, не обладающие ещё к своим 6-8, а то и к 17 годам критическим мышлением, могут воспринимать рекламные сообщения, как говорится, «за чистую монету». В этой связи вспоминается рассказ Эмиля Золя «Жертва рекламы». Автор рассказывает о том, как молодой человек с раннего детства был окружен рекламой, читать учился тоже по рекламным объявлениям и, в конце концов, взял за основу своей жизни слепое следование рекламе. Что из этого получилось – в двадцатилетнем возрасте юный Пьер Ландри превратил свою жизнь в ад: «Он купил земельный участок из наноснойземли, и дом, который он на нем поставил, проваливался мало-помалу в почву»; «Когда он выходил на улицу, его костюмы лопались, - он их покупал только на распродажах, объявляемых под предлогом учета товаров или ликвидации фирмы»; «Его щеки и подбородок без конца покрывались шрамами из-за "превосходных" бритв, которыми он пользовался» [2]. Вывод таков: реклама порабощает юный мозг, заставляет идти на поводу трендам, новым технологиям. (этот вывод расширить и вынести в конец статьи)

Следующей характеристикой, которая интересует нас в данной статье, являются ценности потребителей, которые можно условно разделить на персональные и личностные. Надо понимать, что ценности потребителей являются весьма значимым фактором различия потребительских решений. Ценности представляют верования потребителей ожизни и приемлемом поведении. Ценности выражают цели, мотивирующие людей, и подходящие пути для достиженияэтих целей. Устойчивость ценностей, их центральная позиция вструктуре личности обусловили использование ценностей ванализе потребительского поведения – выбора продукта, марки, сегментирования рынка [3]. Сейчас многие родители в буквальном смысле хотят дать своему ребенку все самое лучшее, не задумываясь о том, как именно такое положение вещей скажется на развитии сознания ребёнка и формировании его потребительских предпочтений, а в будущем – в его жизненной и гражданской позиции.

И, наконец, третьим фактором, влияющим на формирование потребительских предпочтений, является жизненный стиль потребителя: изучая его образ жизни, мы понимаем, как потребитель использует ресурсы – время, деньги, информацию [3]. Считается, что образ жизни покупателя значительно влияет на принятия решения при покупке того или иного товара. Конечно, на жизненный стиль постоянно оказывают влияние и другие факторы: изменение моды, изменения предпочтений, изменения образа жизни, мнение окружающих и непредвиденные обстоятельства. Часть специалистов, и мы присоединяемся к их мнению, считает, что именно жизненный стиль имеет главное значение в формировании потребительских предпочтений.

Опираясь на личный опыт, анализ поведения детей и подростков и учитывая теоретические аспекты проблемы формирования потребителя в раннем возрасте, автор статьи хочет разобраться в том, какие факторы влияют на формирование потребительских предпочтений маленького человека, проведя параллель между воспитанием детей сегодня и десять лет назад (автору было 11 лет).

Для начала мы решили проанализировать демографическую ситуацию в России в период с 2000 по 2010 гг. и в первую очередь обратились к официальной статистике по рождаемости, смертности и естественному приросту населения страны [5].

 

 

Рисунок 1. Естественное движение населения России в 2000-2010 гг.

Расшифровка рисунка = Как видно из рисунка…..

Чрезмерное потребление алкоголя, часто фальсифицированного, и связанные сэтим отравления, рост числа самоубийств, увеличение потребления наркотиков и распространение венерических заболеваний, включая СПИД, привели к взрывному росту смертности. Условия жизни в России в 1990-е годы привели к постепенному снижению рождаемости. В 2005 году российское государство приступило к осуществлению демографического «нового курса», порученного Дмитрию Медведеву, который в то время был заместителем премьер-министра и отвечал за приоритетные национальные проекты. Предназначенный для стимулирования рождаемости и снижения смертности, этот социальный план оказал дополнительное воздействие на продолжающийся с 2005 по 2009 год рост уровня жизни. Восстановление системы здравоохранения страны и финансовая помощь семьям дали впечатляющие результаты. В конечном счете, за 12 лет ― с 1999 по 2011 год ― смертность резко снизилась, а ежегодное число родившихся увеличилось более чем на 40%. С учетом позитивного миграционного прироста в 2009 году ― впервые с 1991 года ― численность населения России увеличилась почти на 50.000 человек [6] = статья хорошая, но следует сверить цифры с официальной статистикой.

На взгляд автора проблема отсутствия ресурсов у людей, - достать детское питание, купить одежду, устроить ребёнка в детское учреждение, - не мешала преодолевать эти трудности и идти на риск, создавая семьи. Нельзя сказать, что детям, с которыми контактировал автор (братья, сёстры, друзья) в чем-то отказывали, но в семьях всегда велась жесткая дисциплина, где дети прекрасно понимали, что чтобы что-то получить, нужно это заработать свои трудом. Неважно – убрать в комнате, сделать домашние задания, скушать кашу на завтрак, – но всегда работал принцип поощрения: сделай дело – получи «приз». И автор считает, что это – прекрасный педагогический приём: человек в любом возрасте должен понимать, что с неба в руки звезды не падают, постоянная работа над собой, над своим делом – вот ключ к успеху. У детей поколения двухтысячных не было возможности сидеть в интернете, постоянно читать новости и переписываться с друзьями в социальных сетях, они не обращали внимание на рекламные постеры, модные вещи – и получали то, что, по мнению родителей, было правильно. Более того, медийный контент для детей по большей части был «родом из СССР», где при производстве мультипликационных и художественных фильмов учитывали особенности детской восприимчивости, были направлены на формирование правильного мировоззрения: учили справедливости, взаимопониманию, ответственности, поэтому дети были менее агрессивны и воспринимали этот мир не со злостью. Автор считает, что данное положение вещей оказало большое влияние на формирование личности поколения двухтысячных, именно перечисленные воспитательные и медийные факторы повлияли на то, каких успехов добиваются сверстники автора сейчас.

На наш взгляд современные родители, за исключением редких семей, позволяют своим детям больше, чем стоит. К тому же государство предоставляет определённые льготы на воспитание детей (например, программа «Материнский капитал»), о которых не могли и мечтать родители двухтысячных. Сегодняшние дети (особенно в возрасте от 6-8 лет) точно знают, что они хотят получить, неважно, заработают они это оправданно или нет. Они с легкостью разбираются в технике, которой мы пользуемся, с легкостью разбираются в том, что они хотят носить, какие бренды одежды существуют, какие марки автомобилей престижней, какая профессия лучше и т.д. Уже начиная со средних групп в садике, дети начинают сравнивать себя с другими. Они прекрасно знают, какой фирмы кукла лучше, какая машина стоит дороже, какую одежду должны носить успешные люди и у кого мама с папой зарабатывают больше.

К сожалению, родители тоже не могут все контролировать, и в первую очередь это касается медиапотребления детей. Как показывает статистика, дети от 8 до 12 лет, которые используют средства выхода в интернет (телефоны, планшеты, компьютеры) составляют около 51 %, дети от 4-7 лет около 32 %, а дети до 3-ех лет составляют около 17 % [7]. На наш взгляд, статистика ужасающая, поскольку отсутствие контроля позволяет детям иметь доступ к не самому качественному контенту. Хорошо, когда родители следят за тем, какие сайты посещает ребенок, но, к сожалению, дети натыкаются на разные пропагандирующие ролики, становятся свидетелями действий насилия и поддаются веяниям трендов.

Параллельно идет создание огромной индустрии, которая направлена именно на детей, на создание их образа жизни, их предпочтений и их потребностей. Количество детских магазинов увеличивается с каждым годом. Каждый предлагает свой ассортимент одежды, игрушек, аксессуаров, колясок. Параллельно с этим мы наблюдаем за выстроенной системой взаимодействия этой индустрии с родителями, для которых создаются специальные блоги, в которых рассказывают о последних тенденциях, о том, что сейчас необходимо ребенку, и как ребенка воспитывать. Например, журнал «Vogue» каждый октябрь выпускает журнал детской моды, где известнейшие и высокооплачиваемые дизайнеры со всего мира могут презентовать одежду для маленьких покупателей и покупательниц. Родители в своей попытке дать самое лучшее своим детям, соревнуются в «забеге» с другими родителями, порой не осознавая, что сами попали в этот потребительский водоворот.

Подводя итоги нашего исследования можно сделать следующие выводы:

- кратко описать воздействие рекламы на детей и её влияния на формирование ценностей (2-3 строки),

- кратко описать демографическую и финансовую ситуацию в период 2000-2010 гг. и как они повлияли на формирование ценностей Ваших сверстников,

- К сожалению, влияние информационного общества на формирование потребителя в детском возрасте, оказывает пагубное воздействие. Сегодня дети/подростки становятся жертвами модной индустрии. Родители не могут уберечь их от получения информации, ведь даже если одна семья поставит запрет, то придя в школу, ребенок сможет с легкостью узнать все у своих сверстников.

Радует то, что с каждым годом ценности и приоритеты общества меняются, становятся популярнее запросы на тему: личностного развития, здорового образа жизни, активного отдыха, раздельного сбора мусора, охраны окружающей среды. Государство стало более тщательно относиться к контролю интернет-ресурсов и блокируют любую информацию, которая может быть опасна или нанести какой-либо эмоциональный ущерб. Таким образом, можно предположить, что в ближайшее время интернет – ресурсы будут использоваться по их прямому, главному назначению – в целях образования, получения качественной, безопасной информации.

Список используемой литературы

1. Вдовина А.А. Формирование потребительских предпочтений.-2016 г.

2. Эмиль Золя. Жертва Рекламы.- 1958 г.

3. Алешина И.В. Поведение потребителей.-Москва, 2006 г.

4. https://ozpp.ru/tesaurus/211/219/ - Категории потребителей, 2016 г.

5. https://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# раздел «Естественное движение населения», подраздел «Рождаемость, смертность и естественный прирост»

6. https://alexandrelatsa.ru/2012/02/ Российская демография с 1991 – 2012 гг.

7. https://adindex.ru/news/researches/2018/01/31/168893.phtml)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: