Философия – теоретическое ядро мировоззрения и наука.




 

Зачатки философского знания возникают уже в первобытном обществе, но как целостная система взглядов на мир философия сформировалась в эпоху древнего общества (Индия, Китай, Египет, Греция, Рим и др.) в VIII – VI до н.э. Философия – это осмысление результатов познавательной деятельности человека на основе принципов разума и данных науки.

Термин «философия» имеет греческое происхождение от слов

Philio – люблю

Sofia – мудрость,

И буквально означает «любовь к мудрости», но более точно по смыслу переводится как «стремление к истине».

По свидетельству античных авторов, наименование «философ» впервые встречается у Пифагора, а в качестве обозначения особой науки термин «философия» впервые употреблен Платоном.

Философия за весь период своего существования сменила множество форм и направлений. При этом существуют различные типы классификаций философских учений:

- по способу решения основного вопроса философии;

- по способу решения вопроса о познаваемости мира;

- методологической направленности (диалектические и метафизические учения);

- по отношению к науке (сциентистские и антисциентистские учения);

- по стилю мышления (рационалистические и иррационалистические мышления);

- по отношению к религии (атеистические и религиозные учения).

 

Исходя из типологии классификаций философских учений формируется круг вопросов философии:

1). Центральный вопрос – это человек и его отношение с природным и социальным миром;

2). Многие философские проблемы связаны с вопросом о соотношении материи и сознания, обоснование которого дает ответы на два вопроса:

- что является первичным: сознание или материя? Этот вопрос был сформулирован Ф. Энгельсом как «основной вопрос философии»: «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?». От решения данного вопроса зависит общее понимание бытия;

- познаваем ли мир?

 

Относительно решения данных вопросов философы разделились на два направления, которые по своему развитию неоднозначны.

 

 

Материалисты Идеалисты
Направление в философии, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, т.е. всего объективного и физического. Рассматривает сознание и мышление как свойство материи. Два основных утверждения: 1) материя первична; 2) мир познаваем, но процесс познания сложен.   Направление в философии, исходящее из решения основного вопроса философии в пользу первичности духа, идеи, сознания. Материя, природа и бытие с этой точки зрения вторичны.
Наивный (стихийный) материализм   объективный идеализм субъективный идеализм
В древнегреческой и древневосточной философии – материализм, отождествляющий материю с конкретными формами ее проявления и движения (Фалес, Гераклит, Демокрит и др.).   сторонники данного направления утверждают первичность духовного мира идей, мирового разума, существующего вне субъекта; мир людей и вещей – это порождение духовного мира. В большинстве своем отрицают познаваемость мира. Представители: Древний мир – Платон,Аристотель; Средние века – Ф. Аквинский; Новое время – Гегель и др. Сторонники данного направления за первич-ное принимают сознание субъекта, мыслящего «Я», а затем из человеческого сознания выводят природу. Первичны человеческие ощущения, человеческое сознание, а материаль-ный мир рассматривает-ся как результат творческой деятельности субъекта. Представители: Беркли, Фихте, Сартр, Ясперс, Рассел, П. Сорокин.
Механистический (метафизический) материализм
Материализм, отрицающий качественное саморазвитие через противоречия, сводящий разнообразие форм движения к механическому движению. Даже человек с их точки зрения – самозаводящаяся машина, определяемая природными способностями. Представители: И.Ньютон, П.Гольбах, Ж.Ламетри, К.Гельвеций и др.  
Диалектический материализм
Философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в предметно-практической и духовно-теоретической деятельности. Диалектический материализм создан в XIX веке К.Марксом и Ф.Энгельсом и развит в новых исторических условиях Лениным и другими философами-материалистами.

 

Философские учения подразделяются также, исходя из количества субстанций, на монизм, дуализм и плюрализм.

 

Монизм   Дуализм Плюрализм
Монизм (от греч. monos – один, единственный) – философское направление, в котором признается одно начало мира – материальное или идеальное. Примером материалистического монизма является диалектический материализм К.Маркса; идеалистического монизма – абсолютный идеализм Гегеля. Дуализм (от лат. dualis - двойственный) – философ-ское учение, признающее наличие двух самостоятель-ных субстанций – материальной и идеальной (Р.Декарт, Аристотель). Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) предполагает несколько или множество субстанций, материальных или идеальных (Демокрит, Г.В. Лейбниц).

К вопросу о субстанции примыкает и вопрос о познаваемости мира.

 

Направление в философии, утверждающее возможность адекватного познания мира человеком следует называть гносеологи-ческим реализмом или гносеологическим оптимизмом. Представители: Р.Декарт, Ф.Бэкон, Гегель и др. Мыслители, считающие, что мир в целом или его часть принципиально непознаваемы, получили название агностиков, а их учение – агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый)

В рамках решения проблемы методологии познания философия также предлагает два направления:

 

Диалектика Метафизика
Философское учение и метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Философское учение, а также метод, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития) и однозначно ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство.

 

По отношению к научному знанию философские взгляды также разделяются на противоположные:

 

Сциентизм Антисциентизм
Проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивысшая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного освоения бытия. Исторически идеалом для сциентизма выступают, прежде всего, наиболее развитые естественные и математические науки. Социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки и как социального института и как формы постижения мира. В качестве альтернативы науке, научному познанию, в некоторых случаях даже вообще рациональному взгляду на мир выдвигаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррациональные) способы постижения бытия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: