Структура философского знания




С момента оформления философии в качестве одной из форм общественного сознания начала определяться и структура философского знания.

Уже в период древнего общества достаточно четко определились такие структурные элементы:

Онтология – учение о бытии:

Гносеология – учение о познании;

Аксиология – учение о ценностях;

Диалектика – учение о развитии;

Социальная философия – учение об обществе;

Философская антропология – учение о человеке;

Логика

Этика

Эстетика

История философии

Философия истории

Теология.

 

Где пробелы, вам необходимо заполнить самим!!!!!!!!!!!!!!!!!

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

Диалектика__________________________

Метафизика__________________________

Догматизм___________________________

Эклектика___________________________

Софистика___________________________

Герменевтика________________________

 

Философия характеризуется системой взаимосвязанных и дополняющих друг друга функций, которые предназначены для реализации целей, задач и назначения философии. Философия функционирует в двух фундаментальных измерениях – созерцательном и созидательном, и связи с этим все функции философии по своему назначению можно свести в две большие группы – мировоззренческие функции и методологические функции.

Мировоззренческие функции, которые определяют возможность человека объединять в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему:

Гуманистическая функция

Информационно-отражательная функция

Идеологическая функция

Социально-нравственная

Художественно-эстетическая

Аксиологическая

Воспитательная.

 

 

Методологические функции состоят в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей (определение направлений научных исследований, чтобы иметь возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов):

Логическая_________________________________

Эвристическая______________________________

Селективная________________________________

Интеграционная____________________________

Прогностическая____________________________

 

4. Философия и наука: проблема сходства и различия.

 

Научное и философское мировоззрение:  
Сходства Различия
1.Стремление к теоретической форме построения знания; 2.Логическая доказательность своих выводов; 3.Научно-философское мировоззрение выполняет функции, родственные функциям науки: 1) познавательная; 2) обобщение; 3) интеграция; 4) синтез всевозможных знаний; 5) открытие наиболее общих закономер-ностей, связей; 6) взаимодействие основных подсистем бытия; 7) теоретическая масштабность.   1. Целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов; Философия в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческих интерпретаций ее результата; 2. Логичность философского разума позволяет ему осуществлять такие функции, которые еще не проработаны специальными методами. Это функции: 1) прогноза; 2) формирования гипотез об общих принципах и тенденциях развития, о природе конкретных явлений; 3. Философия – единственная из наук, которая объясняет, что такое бытие; 4. Философия – это знание о месте и роли человека в мире (смыслы, цели, ценности, интересы), тогда как наука безразлична к смыслам, целям, ценностям; 5. Философия соединяет два начала: научно-теоретическое и практическо-духовное. В этом проявляется специфика философии как уникальной формы сознания, тогда как наука представляет собой научно-теоретическое начало, т.к. постигает реальные отношения в объективном мире и познании; 6. Национальность философии (философия отдельного народа – немецкая философия, русская философия), тогда как национальной науки нет.

Философия и наука довольно взаимосвязаны, но ест и различия. Философия – это отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в данных областях либо мал, либо отсутствует вообще.

 

 

Сейчас философия оказывает наукам многообразную помощь:

1). Помогает формировать новые предметные области научных исследований.

2). Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.

3). Помогает критически осмыслить полученные результаты.

4). Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.

5). Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция философии.

6). Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

 

Таким образом, философия является теоретической моделью эпохи, способствует нахождению решений глобальных проблем человечества на каждом этапе его развития.

Обратите внимание на высказывания относительно специфики философского знания мыслителя прошлого (А. Бергсон) и настоящего (В.В. Миронов):

Бергсон А.: «Без философии не обойтись, поскольку философия снабжает другие науки теорией гибкой, согласующийся с двояким – внутренним и внешним – опытом, необходимым для науки, принял из рук прежней метафизики готовое, полностью выстроенное учение, лучше всего сообразующегося с правилом и метода, которому он счел полезным следовать[1].

В.В. Миронов Философия и Слово (или Еще раз о специфике философии). // Вопросы философии. Изд-во Наука. 2012. №1. С. 14-28.

Конспект статьи:

С.15 одним из «вечных» вопросов философии выступает проблема выявления ее специфики. С одной стороны, философия стремится к научному самовыражению и выступает формой рационально-теоретического сознания, с другой стороны – будучи глубоко личностным образованием, она связана с внерациональными компонентами постижения бытия, которые присущи человеческому сознанию. Иначе говоря, человек не только познает мир, в определенном смысле дистанцируясь от него, рассматривая как внешний объект, но и переживает свое собственное бытие в этрм мире. Совокупность знания о битии и его субъективного переживания порождают систему ценностей человеческого существования, в которой рационально-теоретические и ценностно-эмоциональные компоненты тесно переплетены и являются основой мировоззрения человека. Именно это порождает внутренне противоречивую специфику философии, которая, стремясь к постижению бытия, не сводит его к достижению отдельных истин или совокупности этих истин, а пропускает получаемое знание сквозь призму оценок и эмоций. Это придает философии характер незавершенности, при нацеленности на познание предельных оснований. Соответственно, философия не имеет вектора развития, направленного к некой завершенной теории, тогда как в науке это часто осуществляется, и последняя по времени научная теория в каком-т смысле является наиболее адекватной описываемым ею законам, а предшествующая теория может стать ее частным случаем. Философия в этом отношении представляет собой открытое смысловое пространство, в рамках которого осуществляется вневременной диалог философов.

С. 18 Для внешнего наблюдателя или, если угодно, обывателя, и сегодня философия непонятна. Она оперирует внешне обыденными словами, но «выворачивает» их привычные значения. Она играет словами. Она сама интеллектуальная, за-умная (то есть находящаяся за рамками обыденного ума) игра, которая не всегда и всем доставляет удовольствие и которую действительно трудно понять.

С 21 философия сформировалась как становление особого типа словесного творчества, направленного на постижение бытия. Но человек был всегда индивидуальным, а не только общественным существом. Поэтому философия приобретает характер наиболее глубоко

С. 22 го индивидуального творчества, направленного на постановку и решение проблем, далеко выходящих за рамки бытийной индивидуальности. В этом и заключается один из парадоксов философии, а именно: попытка размышлять о бесконечном, будучи существом конечным.

В этом философия глубоко отличается от конкретных наук, которые, определив собственный предмет исследования, рассматривают его вне системы иных присущих ему связей и отношений. Ученый всегда как бы надевает предметные очки, позволяющие опредмечивать мир и объекты, попадающие в поле его зрения. Именно эти предметные огрубления задают специфику идеализированного концептуального каркаса науки, отличающего одну науку от другой. Чем выше степень идеализации объектов предметной области науки, тем выше точность ее результатов, но при этом забывается, что – точность в рамках заданного предмета.

 

 


[1] Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь. М., 2010. С.С. 51.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: