План морфологического разбора
Модальные (вводно-модальные) слова / сочетания
1. Выписать анализируемое слово / словосочетание / вводное предложение и указать семантический (лексико-грамматический) разряд модального слова.
2. Отметить основное морфолог. свойство – неизменяемость.
3. Объяснить характер образования (на базе какой части речи / какой конструкции образовано) и проиллюстрировать возможную омонимию модальной единицы и какой-то знаменательной части речи / конструкции (словосочетания) со знамен. словами.
Предлог
1. Выписать анализируемую единицу из текста (в составе словоформы с существительным или местоимением), назвать данную служебную часть речи и указать падежную форму существительного или местоимения, с кот. употреблён предлог; определить, какое грамматическое значение (= какие отношения) выражено.
2. Указать разряд по составу (структуре) и образованию: простой или составной; непроизводный или производный (указать, от какой части речи предлог образован).
Союз
1. Выписать из текста анализируемый союз и объяснить, для связи каких единиц он служит; назвать тип союза по значению и синтаксическому употреблению (сочинительный или подчинительный) и разновидность.
2. Указать разряд по составу (структуре) и образованию: простой или составной; непроизводный или производный (указать, от какой части речи предлог образован); а также одиночный или повторяющийся союз; отметить, если это двойной союз.
Частица
1. Выписать из текста словоформу / фрагмент предложения, в составе которого употреблена частица, и определить разряд по значению: собственно частица (разновидность, объяснить вносимое в текст дополнительное добавочное значение, оттенок) или формообразующая частица (объяснить образование словоформы).
|
2. Указать разряд по составу и образованию данной частицы: простая или составная, непроизводная или производная (объяснить образование частицы).
Междометие
1. Выписать анализируемое междометие из текста и определить разряд по значению: эмоционально-оценочное, побудительное (объяснить характер выражаемого значения), этикетное.
2. Указать разряд по строению и образованию: простое или составное, непроизводное или производное (от какой части речи образовано).
Образцы морфологического разбора
«Возможно ль! ах, Наина, ты ли! * (Расстался) с милой (с кем?) – предлог в
Наина, где твоя краса? словоформе с им. сущ. в Тв. п., объектное
Скажи, ужели небеса знач.; предлог простой, непроизводный.
Тебя так страшно изменили?
Скажи, давно ль, оставя свет, * «Конечно, я теперь седа…» - модальное
Расстался я с душой и с милой? слово с утвердительным знач. (здесь -
Давно ли?..» … подтверждение факта, уверенность
Конечно, я теперь седа, говорящ. в сообщаемом – реальная мод.;
Немножко, может быть, горбата; неизменяемая единица, образов. от прил.
Не то, что в старину была, конечн-ый суф. способом; омонимия с
Не так жива, не так мила; кратким прил. ср. рода: Движени е этого
Зато (прибавила болтунья) тела конечн о … (малоупотребит. форма).
Открою тайну: я колдунья!»… * может быть – мод. сочет. с предполож. знач.,
неизмен.., образ. на базе гл. сочет., ср.: Сейчас он может быть только на работе.
* Не так жива, не так мила; Зато…
Открою тайну: я колдунья…» - зато -
|
…Стоит Истомина. Она, служебн. ч. речи, союз, сочинит. противит.,
Одной ногой касаясь пола, противительно-возместительные
Другою медленно кружит – отношения между частями сложного
И вдруг прыжок, и вдруг летит, предлож.; простой, производный: за + то
Летит, как пух от уст Эола; (предл. + местоим.; ср.: оценка за то задание),
То стан совьёт, то разовьёт, одиночный.
И быстрой ножкой ножку бьёт… * И вдруг прыжок, и вдруг летит… - союз
(А.С. Пушкин) сочин., соединит., повторяющийся, соед.
части сложного предлож.; перечислительные
отношения (с оттенком неожиданности),
простой, непроизв.
* То стан совьёт, то разовьёт… - союз то…, то … - сочин., разделит., всегда повтор., простой, произв. (от местоим. то; ср.: помню то / то лето); соед. однородн. члены (сказуемые), отношения чередования действий.
* Летит, как пух от уст Эола… - как - союз, подчинит., сравнительный, простой, производный (образован от местоименного наречия как, ср.: Как здесь хорошо! / Не знаю, как ей помочь.),присоединяет к главному предл. придаточное сравнительное.
«Возможно ль! ах, Наина, ты ли!» - ах – междометие,эмоциональное, значение удивления, сожаления; простое, непроизводное.
* ли – частица, модальная вопросительная, оформление риторического (модального) вопроса, простая, производная, образов. от союза ли (ср.: Не знаю, так ли это на самом деле.).
* Не так жива, не так мила… не – частица, модальная отрицательная (отрицание при местоименном наречии в роли обстоят. степени), простая, непроизводная.