Тема № 13. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью




Изучение представленной темы предполагает обращение студентов к следующим существенным аспектам. Студенты должны усвоить, что осуществление оперативно-розыскной деятельности, проводимое специальными способами, методами и средствами, в ряде случаев, связано с ограничением прав и свобод граждан, предоставленных им Конституцией РФ. В этой связи, существенное значение имеет соблюдение должностными лицами всех предусмотренных законом правил и процедур организации и проведения ОРМ.

В данном случае речь идет о праве граждан на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, а также неприкосновенности жилища и тайны корреспонденции. Положения действующей Конституции РФ прямо закрепляют и особый порядок ограничения указанных прав и свобод человека и гражданина, предусматривающий в этих целях, обязательное разрешение соответствующей судебной инстанции. Конкретизация этих положений нашла свое отражение также и в запрете сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ч.1 ст. 23 Конституции РФ). Поэтому законодательство об оперативно-розыскной деятельности предусматривает специальные правовые нормы, регламентирующие основания, условия и порядок проведения оперативно-поисковых и разведывательных операций, направленных на предупреждение и раскрытие преступлений. Соблюдение этих правил, является обязательным условием обеспечения законности и достижения целей и задач оперативно-розыскной деятельности.

Глава 6 федерального закона “Об ОРД” определяет субъекты и формы организации контроля за деятельностью должностных лиц государственных органов, имеющих право на осуществление ОРД.

Исходя из указанных в Законе норм, правомерно говорить о нескольких различных формах или видах организации контроля.

1. Государственный контроль, осуществляемый со стороны Президента РФ, Федерального собрания РФ и Правительства РФ.

Президент РФ является гарантом конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории страны.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии в целях организации контроля за исполнением федерального бюджета в части, касающейся использования финансовых средств на оперативно-розыскную деятельность (парламентский контроль).

Правительство РФ, как субъект исполнительной власти определяет основные направления и организует работу Министерств (субъектов ОРД), входящих в его состав, выделяет соответствующее финансирование, осуществляя тем самым контроль в сфере ОРД для соблюдения законности, прав и свобод граждан, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

2. Особая форма государственного контроля - прокурорский надзор.

Закон “ О прокуратуре РФ” (ст. 1, 22, 29) обязывает прокурора и наделяет его полномочиями для осуществления надзора за ОРД. Кроме того, ст. 21 ФЗ “ Об ОРД “ в качестве самостоятельной нормы предусматривает непосредственное выполнение Генеральным и уполномоченными им прокурорами функции по надзору за организацией и проведением ОРД.

Задачи прокурорского надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности тесно связаны с его предметом, в который входит: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленных законом и нормативными актами, принятыми в развитие этих законов, порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

По запросу прокуратуры руководители органов, осуществляющих ОРД, представляют оперативно-служебные документы, послужившие основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы и штатных негласных сотрудниках ОВД, предоставляются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления ОРД в предмет прокурорского надзора не входят.

Кроме того, руководители органов прокуратуры создают условия, обеспечивающие защиту сведений, содержащихся в представленных прокурору оперативно-служебных документах. Это означает, что уполномоченные прокуроры должны иметь для работы с предоставленными им документами допуск, оформленный надлежащим образом.

3. Ведомственный контроль, осуществляемый субъектом ОРД.

Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью организуют руководители органов (субъектов ОРД) и иные должностные лица на основании ведомственных нормативных актов.

Под руководителями необходимо понимать высших должностных лиц конкретных ведомств, например, министр внутренних дел и его заместители, руководящие направлениями деятельности оперативных служб, а также, начальники главных управлений, отделов и служб Министерства внутренних дел. Кроме того, к указанной категории следует относить руководителей регионального уровня. Так, в системе органов внутренних дел это министры МВД республик, начальники УВД краев и областей, ГУВД, УВДТ, ОВДТ, их заместители и начальники управлений и отделов, по должности выполняющие функции руководителей криминальной милиции и милиции общественной безопасности. В городских и районных ОВД это начальники этих органов, их заместители и непосредственные руководители низовых оперативных аппаратов (уголовного розыска, подразделений по борьбе с преступлениями в сфере экономики и т.д.).

Деятельность руководителей указанных органов по осуществлению контроля за оперативно-розыскной деятельностью производится в двух основных направлениях. Во-первых, с целью принятия исчерпывающих мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, розыску скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести. Во-вторых, для обеспечения законности, прав и свобод человека и гражданина и недопустимости использования способов и средств, не предусмотренных законом.

Соблюдение конспирации также необходимо относить к контролю со стороны руководителя оперативного подразделения. Данная обязанность предусматривает возможность обеспечить ведение секретного делопроизводства, защищенность систем оперативного учета, сохранность сведений о силах, средствах и методах оперативно-розыскной работы.

В целях контроля руководители изучают материалы, полученные в ходе выполнения оперативно-розыскных мероприятий, иные документы, имеющие к ним отношение и принимают соответствующее решение. Как правило, они дают письменные указания о дальнейшей работе, санкционируют (разрешают) заведение дел оперативного учета, контролируют сроки, порядок их ведения и обоснованность прекращения. Помимо этого они участвуют в планировании оперативно-розыскных мероприятий, заслушивают исполнителей о результатах проделанной работы, рассматривают заявления и жалобы граждан. К тому же, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона об ОРД оперативно-розыскные мероприятия, затрагивающие Конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической или почтовой связи, на неприкосновенность жилища, могут проводиться только по постановлению, утвержденному руководителем органа, осуществляющего ОРД, которое лишь после этого рассматривается судом.

При установлении фактов нарушения законности, допущенных в ходе оперативно-розыскной деятельности, руководитель обязан назначить служебную проверку и по ее результатам принять соответствующее решение, а также сообщить о выявленном нарушении прокурору, осуществляющему надзор за оперативно-розыскной деятельностью. Руководители и непосредственные исполнители (должностные лица), принявшие необоснованное решение о проведении ОРМ, несут персональную ответственность, дисциплинарную, уголовную или гражданско-правовую, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В качестве самостоятельной формы организации контроля за оперативно-розыскной деятельностью называют также деятельность суда при рассмотрении вопросов о правомерности осуществления, указанных выше оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: