Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.
Филиппо Брунеллески построил только КУПОЛ собора
прекрасный образец архитектуры раннего Возврождения - церковь Санта-Мария-Новеллла во Флоренции. Здесь явно прослеживаются элементы готики - стрельчатые окна, аркада и др. Но фронтон здания - это Ренессанс с характерными завитками. Готические ажурные розетки выполнены не из камня, что характерно для готики, а нарисованы, в целом вся роспись фасада выполнена под сильным влиянием готики. Церковь строили в переходный между стилями период с 1246 г по 1360. Но какое восхитительное получилось сооружение!
Церковь Санта-Мария-Новеллла во Флоренции Архитектор Леон Баттиста Альберти СТИЛЬ- ГОТИКА и ВОЗРОЖДЕНИЕ
Исходным пунктом истории скульптуры раннего Возрождения традиционно считается 1401 год, когда молодой ювелир Лоренцо Гиберти победил на конкурсе скульпторов, состязавшихся за право изготовления бронзовых дверей флорентийского баптистерия1. Гиберти вошел в число ведущих скульпторов своего времени. Ему принадлежит одно из самых прославленных произведений раннего Возрождения – вторые восточные двери баптистерия «Райскими вратами». Их рельефы посвящены сюжетам Ветхого завета.
Скульптор Донателло применил линейную перспективу в скульптурном рельефе («Битва св. Георгия с драконом», 1416), достигая впечатления пространственной глубины. Битва Святого Георгия с драконом, мраморный рельеф (ок. 1417)
Мраморный рельеф «Битва Святого Георгия с драконом» (ок. 1417 г., Национальный музей Барджелло, Флоренция) на цоколе статуи Святого Георгия, Скульптор создал новый тип рельефа, т.н. живописный. Именно в «Битве Святого Георгия с драконом» был заложен принцип, характерный для так называемого rilievo schiacciato («сплющенного рельефа»), приближавший рельеф к живописному изображению,
|
В высоком рельефе Донателло изобразил фигуры Георгия, лошади и дракона, в более низком - принцессу, в легком, развевающемся платье, в изгибе фигуры которой еще прослеживаются готические веяния. Слева на рельефе расположена пещера дракона в скале, а справа — портик ренессансного типа с коринфскими колоннами, изображенными в перспективе.
Самым гениальным скульптором кватроченто был Донато ди Никколо ди Бетто Барди, вошедший в историю мировой культуры под именем Донателло
реалист, приверженец индивидуального скульптурного портрета (1386-1466 Одной из главных заслуг Донателло было возрождение свободно стоящей круглой статуи. Выполненная им статуя Давида-победителя (Флоренция) явилась первой скульптурой эпохи Возрождения, не связанной с архитектурой, освобожденной от тесноты ниши и доступной обозрению со всех сторон. Создавая образ легендарного пастуха, победившего великана Голиафа, который для многих итальянских городов-республик стал символом свободы, Донателло стремился приблизиться к великим образцам античной пластики. Его Давид представлен обнаженным, подобно античному герою. Еще ни один скульптор эпохи Возрождения не брал на себя смелость показать библейский персонаж в таком виде. Статуя полна жизни и изящества, но хотя скульптор опирается на античные традиции, но еще прослеживается сильное влияние традиций треченто. В этом произведении начинающего мастера уже чувствуется характерное для зрелого периода его творчества стремление к соединению элементов классического и готического искусства.
|
Бронзовая статуя «Давид», величайшее творение мастера, украсившее сад Казимо Медичи,
Давид — почти мальчик с гибким, юношеским телом и длинными волосами. Он абсолютно наг, если не считать широкополой пастушеской шляпы, увенчанной лавровым венком, и сандалий с поножами.
По́ножи — часть доспехов, которая защищает переднюю часть ноги от колена до щиколотки. Согласно библейской легенде, поножи были частью доспехов Голиафа во время его битвы с Давидом. (Свободная поза героя — пример контрапоста:
Контрапост — приём изображения фигуры человека в искусстве, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части.
тяжесть тела покоится на правой ноге, в то время как левой, полусогнутой, он попирает голову побеждённого им Голиафа.
Голиа́ф — огромный филистимлянский воин, потомок великанов-Рефаимов в Ветхом Завете. Молодой Давид, будущий царь Иудеи и Израиля, побеждает Голиафа в поединке с помощью пращи, а затем отрубает его голову
Тело юноши слегка отклонено от центральной оси; диагональ меча, на который опирается победитель, подчёркивает неустойчивость и внутреннюю динамику фигуры[8].В левой руке он держит камень от пращи— орудие победы. Праща́ — метательное холодное оружие, представляющее собой верёвку или ремень, один конец которого свёрнут в петлю, в которую продевается кисть пращника.
Статуя рассчитана на обход вокруг и осмотр со всех точек зрения; при этом световые блики на поверхности бронзы акцентируют внимание то на одном, то на другом изгибе этого грациозного тела, подчёркивая пространственный характер композиции[9].
|
«Давид прекрасен. <…> На лице написано спокойное торжество, но сквозь улыбку радости сквозит какая-то задумчивость, облагораживающая весь образ. Во всем блеске своего нагого, не вполне сформировавшегося тела стоит он перед зрителем, открытый со всех сторон, не скованный ни нишей, ни карнизом, ни табернакулом. Табернакль (от лат. tabernaculum — шатёр) — в католических храмах сооружение для хранения предметов религиозного поклонения, часто богато украшенное (резьбой, скульптурными изображениями). Давид не только сокрушил Голиафа. Он освободил от векового рабства скульптуру. |
. В 1443 - 1453 годах Донателло создал конную статую кондотьера, статуя была создана в Падуе и является одной из самых значимых работ автора. Бронзовая статуя в Падуе, это первый конный монумент эпохи Ренессанса.
Посвящена эта статуя Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата. («Хитрая кошка »).Донателло изобразил Эразмо де Нарни полным сил и энергии, уверено сидящим на лошади. Хотя и умер кондотьер в семидесятилетнем возрасте изобразил его автор полным сил. В правой руке кондотьера (руководители военных отрядов) жезл, а левой он держит поводья лошади. Всадник изображен в античных доспехах.
Человек из народа, Эразмо силой ума, таланта стал творцом своей судьбы, сделался выдающимся государственным деятелем. И скульптор, сохранив портретное сходство, показал обобщенный образ человека нового времени
Рельеф Донателло "Вознесение на небо"
Статуя Донателло "Мраморный Давид" и барельеф "Благовещение"
Статуя Донателло "Святой Георгий"
Статуи Донателло "Пророки"
статуя Донателло "Мария Магдалина дерево поздний период искусствоведы называют последний период творчества Донателло упадочным, возвращением к готическим традициям и говорят о преобладании духовной экспрессии, надлома, трагизма в ущерб реалистичности классической скульптуры.полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины.- последовательница ИИСУСА.Святую всегда изображали молодой, в обществе Иисуса Христа, скорбящей о его кончине либо радующейся Вознесению Господню. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей, изможденной. Магдалина - исстрадавшаяся женщина, аскетичная отшельница, исхудалая, истончившаяся, с запавшими глазами и горестным выражением лица.
Живописец Мазаччо создал в области монументальной живописи, которая выполнялась на стенах техникой фрески. множество картин и фресок, в основном предназначенных для церквей. Широко известны такие его шедевры, как «Триптих святого Ювеналия», «Мадонна с младенцем и святой Анной», Пизанский триптих, «Моление о чаше», Мазаччо использовал это открытие в живописи (фреска «Троица», 1427).
«Мадонна с младенцем и святой Анной» , Изгнание из рая
Троица Мазаччо сумел придать изображениям невиданную ранее жизненную достоверность.