Глоссарий по «Корпоративному управлению»




 

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО — корпорация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, а члены несут ответственность за убытки в пределах стоимости принадлежащих им акций. Различаются открытые и закрытые акционерные общества.

АНДЕРРАЙТЕР — фирмы, действующие как посредники между компанией, реализующей ценные бумаги, и инвесторами.

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ — особый режим управления предприятием, вводимый после принятия арбитражным судом решения о банкротстве предприятия, при котором происходит передача всех прав по управлению от администрации к назначенному конкурсному управляющему.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — действующие на территориях государства нормативные правовые акты, содержащие положения по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ОРГАН — государственное учреждение, осуществляющее контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. В России — Министерство по антимонопольной политике (МАП).

АРБИТРАЖНАЯ КОМИССИЯ — орган корпорации, целью которого является предупреждение и устранение недостатков во внутрихозяйственной деятельности корпорации. Регулирует взаимные имущественные претензии структурных подразделений корпорации, а также рассматривает правонарушения со стороны структурных подразделений, выражающиеся в умалении имущественных интересов корпорации и причинении убытков.

АССОЦИАЦИЯ — добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов.

БАНКОВСКИЙ ХОЛДИНГ — объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций). Банковский холдинг не является юридическим лицом.

БАНКОВСКАЯ ГРУППА — объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций). Банковская группа не является юридическим лицом.

БАНКРОТСТВО — несостоятельность должника (предприятия, фирмы, банка) оплатить свои долговые обязательства.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ — властный акт компетентного государственного органа, подтверждающий законность создания корпорации (предпринимательского образования) и дающий право осуществлять предпринимательскую деятельность.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ — система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ (деятельности) — развитие производственной деятельности корпорации, при котором она осваивает новые для себя отрасли, не связанные напрямую с ее производством.

ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ — исключительное положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке, дающее ему возможность самостоятельно или совместно с другими хозяйствующими субъектами диктовать условия потребителям и (или) конкурентам, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать конкуренцию.

ИНВЕСТИЦИИ — долгосрочное вложение капитала в предприятие, различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли, а также затраты на приобретение материальных активов.

ИНТЕГРАЦИЯ — углубление сотрудничества субъектов управления, их объединение, укрепление взаимодействия и взаимосвязей между компонентами системы управления.

ИНТЕГРАЦИЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ — развитие производственной деятельности корпорации, при котором она осваивает отрасли экономической деятельности, ее поставщиков или потребителей.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — развитие производственной деятельности корпорации, при котором она осваивает новые географические рынки.

КАРТЕЛЬ — одна из основных форм соглашений о монополизации рынка, в отличие от концернов и трестов непосредственно не затрагивающих производственную и коммерческую самостоятельность вступивших в союз предпринимателей, договаривающихся между собой о монополизации и разделе рынка, об объемах (квотах) производства и реализации продукции, условиях сбыта товаров и найма рабочей силы, ценах и сроках платежа, рационализации производства и управления, обмене партнерами. Бывают внутренние, экспортные, импортные и международные. Создаются с целью ограничения конкуренции, монополизации производства и сбыта того или иного товара, установления на него единой, обязательной для всех участников соглашения, монопольной цены и получения более высокой, чем средняя, прибыли.

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ — совокупность полезных потребительских свойств продукта труда, определяющих его способность удовлетворить определенные потребности человека и общества в соответствии со своим назначением.

КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ СЛУЖАЩИХ КОРПОРАЦИИ — нормативный акт органа управления корпорации, регулирующий отношения между администрацией и служащими, основанные на принципе взаимного уважения личности.

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА — сведения о корпорации, в сохранении которых имеется оправданный экономический интерес, известные ограниченному кругу лиц. К ним относятся сведения, подрывающие безопасность и экономическую выгоду корпорации, информация ноу-хау, договора и факты их заключения, планы работы корпорации и т. д.

КОНГЛОМЕРАТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ — группа предприятий, принадлежащих одной фирме и осуществляющих одну или более стадий производства разнородных продуктов (не конкурирующих друг с другом).

КОНГЛОМЕРАТНОЕ СЛИЯНИЕ — слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли (не являющейся ни поставщиком, ни клиентом, ни конкурентом).

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ — способность продукции соответствовать потребностям рынка, способность корпорации осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для совершенствования производства.

КОНСОЛИДАЦИЯ — слияние, при котором создается совершенно новая компания, а поглощаемая и поглощающая компании прекращают самостоятельное существование.

КОНСОРЦИУМ -— временное объединение корпораций, банков и других самостоятельных хозяйствующих субъектов. Создается для решения конкретных задач, таких как, например, совместное проведение крупных финансовых операций по размещению займов, акций; осуществление наукоемких или капиталоемких проектов, в том числе международных.

КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ АКЦИЙ — минимальная доля акций, дающая возможность их владельцам осуществлять фактический контроль за деятельностью корпорации.

КОНЦЕРН — добровольное объединение предприятий, осуществляющее совместную деятельность на основе централизации функций научно-технического и производственного развития, а также инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической деятельности, организации хозрасчетного обслуживания предприятий. Имеет общие финансовые ресурсы для развития, единый научно-технический потенциал и устойчивые кооперативные связи между входящими в его состав организациями. Могут быть отраслевыми и межотраслевыми, объединяют предприятия разной специализации, находящиеся в устойчивых кооперативных связях. Образуется вокруг крупной материнской компании или холдинга, контролирующего несколько юридически самостоятельных компаний.

КОРНЕР — форма корпоративных объединений с целью переброски, аккумулирования, использования капитала для овладения рынками какого-либо товара. Соединенный капитал используется для скупки акций отдельных интересующих корнер корпораций с тем, чтобы впоследствии перепродать их либо завладеть контрольным пакетом акций.

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА — совокупность идей, корпоративных ценностей и норм поведения, присущих только данной корпорации и формирующихся в ходе совместной деятельности для достижения общих целей.

КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО — система норм, устанавливаемых органами управления корпорации, выражающих волю ее коллектива, регулирующих различные стороны деятельности корпорации, являющихся обязательными для участников корпорации и охраняемых силой корпоративного и государственного принуждения.

КОРПОРАТИВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ— документы органов управления корпорации, содержащие корпоративные нормы. Различаются по субъектам (акты корпоративных референдумов, общих собраний), по отраслевому признаку (финансовые, административные, трудовые и т. д.).

КОРПОРАТИВНЫЕ НОРМЫ—- правила поведения, выработанные органами управления корпорации, которые распространяются на членов корпорации и регулируют отношения, складывающиеся внутри корпорации.

КОРПОРАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ — все окружающие корпорацию и находящиеся внутри нее объекты, в отношении которых члены корпорации занимают позицию оценки в соответствии со своими потребностями и целями корпорации.

КОРПОРАТИВНЫЙ КЛИМАТ — особенности восприятия сотрудниками приоритетных задач корпорации.

КОРПОРАТИВНЫЙ ОБЫЧАЙ — обычай, применение которого обеспечивается мерами воздействия (поощрениями или санкциями) со стороны корпорации.

КОРПОРАЦИЯ — коллективное образование, организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединенных капиталах (добровольных взносах), предусматривающая долевую собственность, осуществляющая какую-либо социально полезную деятельность и характеризующаяся значительной концентрацией управленческих функций на верхнем уровне иерархической структуры.

КУМУЛЯТИВНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ — процедура голосования, при которой акционер может голосовать всеми своими голосами за одного кандидата в совет директоров корпорации. Для подсчета голосов каждого акционера общее количество акций у каждого умножается на количество избираемых директоров. Все директора избираются одновременно. Акционер может распределять голоса по своему усмотрению. В совет директоров избирается установленное количество кандидатов, набравших наибольшее число голосов.

КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ — сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности на условиях возврата их эквивалента по прошествии некоторого времени.

ЛИКВИДНОСТЬ — способность корпорации погасить в срок свои краткосрочные обязательства (возвратить долги). Ликвидность характеризует краткосрочная платежеспособность предприятия, возможность реализации, продажи, превращения материальных ценностей в наличные деньги. В качестве показателя ликвидности используется отношение суммы задолженности предприятия к сумме ликвидных средств.

ЛИСТИНГ — внесение акции компании в список акций, котирующихся на биржевом рынке.

МЕЖДУНАРОДНАЯ МОНОПОЛИЯ — крупная фирма с активами за рубежом или союз фирм разной национальной принадлежности, устанавливающих господство в одной или нескольких сферах мирового хозяйства с целью максимизации прибыли. По своим формам международные монополии подразделяются на две основные группы: базирующиеся на общей монополистической собственности тресты и концерны (транснациональные и многонациональные монополии) и межфирменные союзы (картели и синдикаты).

МЕТОД АНАЛОГИЙ — метод проектирования организационных структур управления, основанный на сравнении со структурами аналогичных предприятий, включая сравнение с типовыми структурами управления.

МЕТОД ОРГАНИЗАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ — метод проектирования организационных структур, основанный на разработке формализованных математических, графических и других отображений распределения полномочий и ответственности.

МЕТОД СТРУКТУРИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ — метод проектирования организационных структур, основанный на разработанной ранее на предприятии системе функциональных стратегий (целей) и установлении соответствия организационной структуры выработанной системе стратегий (целей).

МЕТОД ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ — метод проектирования организационных структур управления, основанный на проведении экспертных опросов руководителей и специалистов для выявления “узких мест”, проблем в работе аппарата управления и получения рекомендаций по совершенствованию структуры.

МОНОПОЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ — это процесс захвата фирмами ключевых позиций в области производства и реализации продукции, установление ими своего монополизма. Может иметь естественное либо искусственное происхождение. Основными формами монополизации экономики являются картели, синдикаты, тресты и концерны.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — противоречащие национальному антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, органов власти и управления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) ущемляющие законные интересы потребителей.

МОНОПОЛИЯ — исключительное право государства или другого хозяйствующего субъекта в какой-либо сфере деятельности. Абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции. Такое преобладание обеспечивает предпринимательской фирме (фирмам) или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т. е. монополистам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще. Монополия может возникать как продукт естественного либо искусственного монополизма.

НАЛОГИ — обязательные, индивидуально-безвозмездные платежи организаций и граждан, установленные законодательным органом власти, обеспечиваемые государственным принуждением и не носящие характера наказания.

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — формирование хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета и финансовых результатов, которое при прочих равных показателях ведет к наименьшим размерам выплат налогов и других аналогичных платежей.

ОБЩЕПРИНЯТЫЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРИНЦИПЫ—

общий набор стандартов и процедур, используемых при подготовке проверенных финансовых отчетов.

ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ — отношения между менеджментом и акционерами корпорации. Проблема посредничества — возможность конфликта интересов между акционерами и менеджментом корпорации.

ПРЕДЕЛЫКОРПОРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — установленные законом рамки, в которых корпорациям предоставляется возможность действовать самостоятельно.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на получение прибыли и основанная на их самостоятельности, ответственности, новаторстве и риске.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ — способность активов к выпуску определенного объема продукции за единицу времени в процессе хозяйственного использования.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦИКЛ — часть операционного цикла предприятия, характеризующая период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса (начиная с момента поступления сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из них готовой продукции).

ПРЯМОЕ ГОЛОСОВАНИЕ — процедура голосования, при которой акционер должен голосовать всеми своими акциями за каждого кандидата в совет директоров корпорации. По каждому кандидату проводится отдельное голосование. При данной процедуре способом получить места в совете директоров является владение 50% плюс 1 акция.

РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ — орган корпорации, избираемый общим собранием ее акционеров для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью корпорации. Порядок деятельности ревизионной комиссии определяется соответствующим положением, утверждаемым общим собранием акционеров.

СИНДИКАТ — одна из форм объединения предприятий, осуществляющих общую коммерческую деятельность (определение цен, закупка сырья, сбыт продукции и т. п.) при сохранении производственной и юридической самостоятельности.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОДЕКС КОРПОРАЦИИ — нормативный акт органа управления корпорации, содержащий порядок осуществления награждений, предоставления льгот и пособий, распространяемый на работников, состоящих в списочном составе всех структурных подразделений корпорации.

СОЮЗ — это объединение по отраслевому, территориальному или иному признаку в целях обеспечения общих интересов участников в государственных, международных и иных организациях.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС —- соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний.

СТРУКТУРА КАПИТАЛА — сочетание заемного и собственного капитала.

ТОВАРНЫЙ РЫНОК — сфера обращения товаров (продукции, работ, услуг), не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых товаров в пределах территории государства или его части.

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ — предприятия (финансово-промышленные объединения), которым принадлежат или которые контролируют комплексы производства или обслуживания, находящиеся за пределами той страны, в которой эти корпорации базируются, имеющие обширную сеть филиалов и отделений в разных странах и занимающие ведущее положение в производстве того или иного товара.

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕСТЫИ КОНЦЕРНЫ— компании, находящиеся в собственности, под контролем и управлением предпринимателей одной страны.

ТРЕСТ — одна из форм экономических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а часто и юридическую самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредоточивается в руках правления или головной компании. Преимущественное развитие тресты получили в отраслях, производящих однородную продукцию. В современный период тресты встречаются редко. В СССР в 1921-30 гг. — хозрасчетные объединения предприятий одной отрасли. В России в строительстве — организационно-производственная единица (например строительно-монтажные тресты).

УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ БАНКОВСКОГО ХОЛДИНГА — хозяйственное общество, основным направлением которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг. Управляющая компания банковского холдинга создается коммерческой организацией, являющейся головной организацией банковского холдинга, в целях управления деятельностью всех кредитных организаций, входящих в банковский холдинг. При этом управляющая компания банковского холдинга исполняет обязанности головной организации банковского холдинга. Управляющая компания банковского холдинга не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью. Головная организация банковского холдинга определяет решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе о ее реорганизации и ликвидации.

ФОНДОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ — группа активов (ценных бумаг), которыми владеет инвестор.

ФПГ — зарегистрированная в установленном порядке в соответствующих ведомствах группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединивших свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общей экономической цели.

ФРАНЧАЙЗА — объединение, в соответствии с которым крупная корпорация обязуется снабжать мелкую компанию своими товарами, рекламными услугами, технологиями, предоставлять услуги в области менеджмента, маркетинга с учетом местных условий или особенностей обслуживаемой фирмы.

ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ— юридические лица всех форм собственности, занимающиеся деятельностью по производству, реализации, приобретению товаров и услуг, а также физические лица, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность.

ХОЛДИНГ —- акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций одной или нескольких корпораций, управляющая или контролирующая их деятельность и определяющая общую стратегию развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: