Модификация В.Л. Карпмана




Предполагает выполнение двух нагрузок возрастающей мощности (продолжительность каждой 5 мин) с интервалом отдыха 3 мин.

 

в конце 1-й нагрузки ЧСС должна достигать 110-130 в минуту, а в конце 2-й - 150-165 в минуту. Ошибка при *расчетах PWC170 (V) может быть сведена до минимума при приближении мощности (скорости движения) во время 2-й нагрузки к величине PWC 170 (V);

 

При выборе мощности 1-й нагрузки в данной модификации пробы PWC170 следует учитывать массу тела и предполагаемый уровень общей физической работоспособности обследуемого.


В конце каждой нагрузки (последние 30 с работы на определенном уровне мощности) у обследуемого регистрируют

Расчет показателя PWC170 производят графически или по формуле:

W-определяется по табл.

PWC170 = W1 + (W2 - W1) * (170 - f)/(f2 - f1)
Модификация Л.И. Абросимовой и И.А. Корниенко

Предполагает выполнение однократной нагрузки, обусловливающей возрастание ЧСС до 150-160 в минуту. Для расчета PWC 170 рекомендована следующая упрощенная формула:

PWC170 = N/(f 1 - f 0) * (170 - f 0)

где N - мощность предложенной нагрузки, кгм/мин или Вт; f0 - ЧСС в условиях относительного покоя; f 1 - ЧСС на высоте заданной физической нагрузки.

Отличает варианты проведения данного теста лишь время выполнения работы и частота шаговых циклов в минуту. Так, Л.И. Абросимова рекомендует 3-минутную нагрузку с частотой восхождений 30 в минуту, а И.А. Корниенко применительно к детям старше 6,5 года использует 5-минутную нагрузку.

Расчет мощности нагрузок при определении показателя PWC170 в степэргометрическом тесте производят по формуле:

W = P × h × n × 1,3,

где W - мощность нагрузки, кгм/мин; Р - масса тела испытуемого, кг; h - высота ступеньки, м; n - число восхождений, мин; 1,3 - коэффициент уступающей работы.

При определении показателя PWC170 в степ-эргометрической пробе следует иметь в виду, что предельно допустимая высота ступеньки составляет 0,5 м, а наибольшая частота восхождений - 30 в минуту. При необходимости увеличение мощности нагрузки может быть достигнуто за счет искусственного отягощения.
Гарвардский степ-тест

Обследуемому предлагают выполнить мышечную работу в виде восхождений на ступеньку с частотой 30 раз в минуту. Продолжительность нагрузки и высота ступеньки зависят от пола, возраста и антропометрических данных


Темп движений задают метрономом, частоту которого устанавливают на 120 в минуту. Подъем и спуск состоят из четырех движений, каждому из которых соответствует один удар метронома:

испытуемый ставит на ступеньку одну ногу;

затем другую ногу;

опускает на пол ногу, с которой начал восхождение;

опускает на пол другую ногу.

В момент постановки обеих ног на ступеньку колени должны быть выпрямлены, а туловище находиться в строго вертикальном положении. Руки во время прохождения теста выполняют обычные для ходьбы движения. В тех случаях, когда обследуемый не в состоянии выполнить работу в течение всего заданного отрезка времени, фиксируют время, в течение которого она совершалась.

Регистрацию ЧСС после выполненной нагрузки осуществляют в положении сидя в течение первых 30 с 2, 3 и 4-й минуты восстановления. Расчет индекса Гарвардского степ-теста производят по формуле:

ИГСТ = (t*100)/[(f1+f2+f3)*2]

где ИГСТ - индекс Гарвардского степ-теста, усл. ед.; t - продолжительность реально выполненной физической работы, с; f1, f2, f3 - ЧСС на 2, 3 и 4-й минутах восстановления за 30 с.

Гарвардский степ-тест целесообразно использовать у спортсменов не моложе 15-16 лет.

Тест Новакки

Тест Новакки используют для прямого определения общей физической работоспособности у действующих спортсменов. В его основе лежит определение времени, в течение которого испытуемый способен выдерживать физическую нагрузку ступенчато возрастающей мощности. Нагрузку выполняют на велоэргометре, подбирают строго индивидуально и выражают в ваттах на килограмм массы тела - Вт/кг (1 Вт = 6 кгм/мин).

Испытуемому предлагают выполнить на велоэргометре работу, исходная мощность которой составляет 1 Вт/кг. Через каждые 2 мин педалирования мощность нагрузки увеличивают на 1 Вт/кг до тех пор, пока испытуемый не откажется от выполнения работы.

При тестировании должны соблюдаться все меры предосторожности, как и при любой пробе с предельными нагрузками.

Если испытуемый прекратил педалирование на 10-й минуте, т.е. на 2-й минуте 5-й ступени мощности, соответствующей 5 Вт/кг, то, сопоставив эти данные с табличными, можно заключить, что у обследуемого спортсмена общая физическая работоспособность соответствует высокому уровню.

Для более точной оценки функциональной готовности спортсмена необходима регистрация продолжительности работы до отказа в секундах.

Вопрос.

Текущий контроль

проводится на каждом уроке и представляет собой основную форму контроля. Он реализуется в виде поурочного учета успеваемости как компонент управления процессом обучения.

Текущий учет нацелен на повышение эффективности учебного процесса. На основе материалов текущего контроля используются такие методы, как

1)наблюдение,

2) вызов-опрос,

3)контрольные испытания.

Учащихся могут предупреждать о том, что их действия (называют, какие именно) будут оценивать. В любом случае им сообщают результаты контроля. Оценка учителя достигает желаемых результатов только тогда, когда обучаемый внутренне согласен с ней. В действительности же учащиеся не всегда согласны с оценкой учителя, самостоятельно оценивают свои успехи, и лишь в 50 % случаев их самооценка совпадает с оценкой педагога. У хорошо успевающих школьников совпадение самооценки и оценки учителя бывает в 46 %, а у слабоуспевающих — в 11 % случаев.

Оценка успеваемости по физической культуре, как и по другим предметам, выставляется по пятибалльной системе. Иногда и процессе текущего контроля применяется десятибалльная шкала оценок и последующий их перевод в пятибалльную систему. Важно объяснять, за что ставится соответствующий балл, за что снижается оценка, т.е. должны быть сформированы единые оценочные суждения, их критерии, эталоны, как об этом уже говорилось. Учитель и учащиеся должны знать эталон техники изучаемых двигательных действий.

Эталон техники должен быть адаптирован к возрастным возможностям учащихся, их подготовленности к восприятию и осознанию критериев эталона. Поэтому необходима предварительная разработка учителем критериев оценки техники в баллах; только тогда он сможет аргументирование обосновать свои контрольно - оценочные суждения, их объективность, и они приобретут статус объективных критериев для контроля учебной деятельности для учащихся.

Билет 11.

Вопрос.

С уществует несколько физиологических методов определения интенсивности нагрузки при выполнении глобальных циклических упражнений в процессе тренировки выносливости. Прямой метод заключается в измерении скорости потребления О2 - абсолютной (л/мин) или относительной (%МПК), или в единицах метаболического эквивалента (МЕТ). Все остальные методы косвенны е. Они основаны на определенной связи между интенсивностью аэробной нагрузки и физиологическими показателями во время ее выполнения. В качестве таких показателей наиболее употребимы ЧСС и анаэробный порог, ввиду большей изученности простоты чаще используется ЧСС.

В основе определения интенсивности тренировочной нагрузки по ЧСС лежит прямая связь между ними: чем больше аэробная циклическая нагрузка, тем выше ЧСС. Для определения интенсивности физиологической нагрузки у людей разного возраста, пола и уровня физической подготовленности (тренированности) более правильно использовать не абсолютные, а относительные показатели ЧСС. Обычно используется один из двух таких показателей - относительная рабочая ЧСС или относительный рабочий прирост ЧСС.

Относительная рабочая ЧСС (%ЧССмакс)-это выраженное в процентах отношение ЧСС во время нагрузки, т. е. рабочей ЧСС (ЧССр), к максимальной для данного человека ЧСС (ЧССмакс):

%ЧССмакс=(ЧССр/ЧССмакс) * 100%

Приближенно ЧССмакс можно рассчитать по формуле: ЧССмакс = 220 - возраст (в годах). Например, у мужчины 50 лет ЧССмакс в среднем равна 170 уд/мин (220-50). Следует, однако, иметь в виду довольно значительные различия ЧССмакс у разных людей даже одного и того же возраста. Рабочая ЧСС (ЧССр) должна регистрироваться во время выполнения тренировочного упражнения или в крайнем случае на протяжении первых 10 с сразу после его окончания.

При определении интенсивности тренировочных нагрузок по ЧСС используются три показателя: пороговая, пиковая и средняя ЧСС. Пороговая ЧСС - это наименьшая ЧСС (интенсивность), ниже которой не возникает тренирующего эффекта. Пиковая ЧСС - это наибольшая ЧСС (интенсивность), которая может быть достигнута, но не должна быть превышена в процессе тренировки. Средняя ЧСС - это ЧСС, которая соответствует средней интенсивности нагрузки данного тренировочного занятия.

Вопрос.

Определение уровня физической работоспособности у человека осуществляется путем применения тестов с максимальными и субмаксимальными мощностями физических нагрузок.

В тестах с максимальными мощностями физических нагрузок испытуем ый выполняет работу с прогрессивным увеличением ее мощности до истощения (до отказа). К числу таких проб относят тест Vita Maxima, тест Новакки и др. Применение этих тестов имеет и определенные недостатки: во-первых, пробы небезопасны для испытуемых и потому должны выполняться при обязательном присутствии врача, и, во-вторых, момент произвольного отказа — критерий очень субъективный и зависит от мотивации испытания и других факторов.

Тесты с субмаксимальной мощностью нагрузок осуществляются с регистрацией физиологических показателей во время работы или после ее окончания.

 

PWC = + - )

 

В настоящее время считается общепринятым, что ЧСС равная 170 уд.мин, с физиологической точки зрения характеризует собой начало оптимальной рабочей зоны функционирования кардиореспи-раторной системы, ас методической — начало выраженной нелинейности на кривой зависимости ЧСС от мощности физической работы. Существенным физиологическим доводом в пользу выбора уровня ЧСС в данной пробе служит и тот факт, что при частоте пульса больше 170 уд.минрост минутного объема крови если и происходит, то уже сопровождается относительным снижением систолического объема крови.

Вопрос.

В процессе выполнения физических упражнений, как и другой мышечной работы, в организме человека происходят значительные изменения физиологических функций (усиление деятельности сердца, органов дыхания, потоотделения и др.), связанные с увеличением интенсивности обмена веществ, необходимостью его энергетического обеспечения, а, следовательно, и возросшим кислородным запросом.

В предстартовом периоде возникают следующие изменения функций организма, характеризующие предстартовые и стартовые реакции: 1) учащение пульса и повышение артериального давления; 2) учащение и углубление дыхания, увеличение легочной вентиляции; 4) увеличение ЖЕЛ; 5) усиление дыхательного газообмена; 5) увеличение максимальной силы мышц; 6) повышение концентрации глюкозы в крови; 7) повышение температуры тела; 8) усиление потоотделения и др.

При состоянии боевой готовности наблюдается оптимальное повышение тонуса нервной системы, увеличение подвижности нервных процессов, некоторое возбуждение вегетативных центров, что обеспечивает умеренное усиление деятельности органов кровообращения, дыхания, повышает работоспособность мышц и т.д.

Состояние боевой готовности является наиболее эффективной формой предстартовых реакций, обеспечивающее в дальнейшем быстрое врабатывание организма, адаптацию его к необходимой деятельности.

Предстартовая лихорадка возникает при значительном преобладании процесса возбуждения в ЦНС над торможением. Это ведет к резкому учащению пульса, дыхания, повышению интенсивности обмена веществ, потоотделению, значительному усилению других стартовых реакций, перечисленных выше. Иногда появляется мышечная дрожь, человек становится эмоционально неуравновешенным, раздражительным. Нередко такие выраженные предстартовые реакции появляются за несколько часов, а то и суток до ответственного события, отмечаются нарушения сна и аппетита. В результате организм человека тратит много сил и энергии, недостаточно восстанавливается во время отдыха и к моменту начала деятельности работоспособность его оказывается сниженной, ухудшается точность движений (техника), уменьшается выносливость.

Состояние предстартовой апатии характеризуется преобладанием в ЦНС процессов торможения над возбуждением. При этом у человека наблюдается вялость, безразличие к итогам деятельности, нежелание бороться в полную силу, работоспособность двигательного аппарата и уровень функции вегетативных систем не превышают обычного или даже снижены.

Как уже отмечалось, характер предстартовых реакций может быть разным даже у одного и того же человека в зависимости от влияния многих факторов. Главное значение среди них играет тип ВНД человека, зависящий от врожденных, генетических свойств нервных процессов.

Поэтому состояние боевой готовности чаще бывает у людей с сильным, подвижным, уравновешенным ("сангвиническим") типом ВНД, особенно у опытных, волевых, хорошо тренированных, уверенных в своих силах людях.

 

Билет 12.

Вопрос.

Обучая спортсмена и готовя к соревнованиям, необходимо знать, повышается ли его мастерство, справляется ли он физически и психологически с объемом выполняемых нагрузок, какие функциональные изменения происходят в его организме. Только постоянный контроль и учет содержания тренировок и соревнований, анализ результатов дают информативные данные, на основе которых принимается решение о внесении поправок, изменений в учебно-тренировочный процесс.

К таким необходимым данным относятся следующие:

уровень технической подготовленности, выражающейся в четкости выполнения элементов, движений, всего действия-выстрела, в длительности сохранения работоспособности во время тренировочного занятия, в результатах, определяемых по количеству пораженных мишеней («тарелочек»), по количеству времени, затрачиваемом на выстрел;

уровень физической подготовленности, общей и специальной, проявляющейся в развитии силовой и специальной выносливости, быстроте, ловкости, координированности, произвольном расслаблении;

уровень моральной и психологической подготовленности, определяемой по степени стремления к достижению победы и уверенности в возможности одержать ее, по наличию оптимального эмоционального состояния в ожидании предстоящей борьбы;

способность переносить тренировочные нагрузки;

быстрота и полнота восстановления работоспособности спортсмена.

Для получения оперативных данных тренер-педагог может использовать следующие методы контроля:

педагогические наблюдения,

анкетирование, опрос, беседы

тестирование,

Самоконтроль – это система наблюдений спортсмена за своим здоровьем, функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок, подготовленностью физической, технической и психологической.

Врачебный контроль

Требования, предъявляемые к организму спортсмена, столь велики, что необходим постоянный контакт тренера и врача, чтобы не допустить отрицательных воздействий на здоровье спортсменов высоких физических и психических нагрузок в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований, так как они нередко приводят к переутомлению, а порой к перетренированности.

Врач должен не только осуществлять контроль за состоянием здоровья занимающихся, но и принимать участие в планировании учебно - тренировочного процесса, опираясь на методические основы и достижения современной спортивной медицины.

Перед врачом стоят следующие задачи:

систематическое обследование занимающихся

проведение общеукрепляющих, профилактических, восстановительных и лечебных мероприятий;

осуществление санитарно-гигиенического надзора за местами и условиями проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований;

медико-санитарное обслуживание учебно-тренировочных сборов и соревнований;

контроль за питанием и витаминизацией во время учебно-тренировочных сборов;

наблюдение и контроль за режимом учебно-тренировочных занятий и отдыха спортсменов;

контроль за спортивным и лечебным массажем;

участие в планировании учебно-тренировочного процесса группы и спортсменов-разрядников;

проведение врачебно-спортивных консультаций с тренерами и спортсменами, санитарно-просветительной работы с занимающимися и желательно с родителями.

Врачебный контроль осуществляется в виде обследований!

Тренер и врач должны объяснить спортсмену, каковы цель и форма ведения дневника, что следует отражать в записях.

Вопрос.

Медико-биологический контроль направлен на оценку состояния здоровья, определение физического развития и биологического возраста юного спортсмена, уровня его функциональной подготовки.

В спортивной тренировке широко используются пульсометры и тонометра. С целью оценки функционального состояния дыхательной системы производится измерение жизненной емкости легких с помощью специального прибора — спирографа. В некоторых случаях можно проводить измерение сахара в крови с помощью простого в использовании прибора — глюкометра.

Не мало важен и самоконтроль – это система наблюдений спортсмена за своим здоровьем, функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок, подготовленностью физической, технической и психологической.

Вопрос.

Оперативный контроль — это контроль за оперативным состоянием спортсмена, в частности за готовностью к выполнению очередной попытки, очередного упражнения, к проведению схватки, боя и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спортсмена на тренировочные или соревновательные нагрузки, качество исполнения технических приемов и комбинаций в целом. По результатам оперативного контроля определялась оптимальная пауза отдыха между выполнением упражнений или серии упражнений, величина и интенсивность тренировочной нагрузки в серии физических упражнений или тренировке в целом.

Билет 13.

Вопрос.

Фазовые:

Длительность:

- отдельных фаз движения

-всего упражнения

-ритмо-темповые

-темп

-ритм

-длительность цикла

Координационная согласованность мышц

(Методы измерения: биомеханическая скоростная видеоциклография, подометрия, акселерометрия, электромиография)

Кинематические:

- перемещения и скорости движения ОЦМ в цикле

-угловые перемещения и угловые скорости движения в отдельнх суставах

- средние и мнгновенные скорости движения по дистанции или на отдельных отрезках дистанции

(Методы: биомеханическая скоростная видеоциклограмма, гониометрия, спидография)

Динамические:

- динамограммы при выполнениии различных тестов (прыжок вверх с места, прыжки в глубину с различных высот)

-динамограммы при выполнениии основного упр спортивной специализации

- усилия на элементах спортивного инвентаря

- расчет управляющих моментов в отдельных суставных сочленениях

- полиданамометрия мышц опорно-двигательного аппарата

(методы: динамометрия, изокинетическая динамометрия)

Энергетические:

- расчет внутренней и внешней работы ОЦМ при прохождении отрезков дистанции

- расчет кинетической и потенциальной энергии движения отдельных звеньев тела

- расчет коэффициэнтов рекуперации энергии

- расчет коэфф механической эффективности

(методы: биомеханическая скоростная видеоциклография)

Вопрос.

Модельные характеристики подготовленности позволяют рас­крыть резервы достижения запланированных показателей со­ревновательной деятельности. Эти модели можно разделить на два уровня. На первом находятся модели, отражающие структуру подготовленности в зависимости от вида спорта и конкретной дисциплины. Второй уровень моделей подготовленности представлен конк­ретными характеристиками; свидетельствующими о необходимом для достижения заданных результатов уровне развития различ­ных сторон подготовленности спортсменов. При разработке морфофункциональных моделей нужно ориен­тироваться на наиболее значимые показатели, определяющие спо­собности спортсменов к достижению выдающихся результатов в конкретных видах спорта. Сопоставление индивидуальных данных конкрет­ного спортсмена с модельными показателями позволяет опреде­лить соответствие его возможностей требованиям, диктуемым спецификой той или иной дисциплины, выявить резервы дальнейшего совершенствования

Современная наука исследует проблему человека в большом спорте. Изучаются различные стороны становления спортсмена от новичка до мастера спорта международного класса. По каждому виду спорта разработаны основы спортивной ориентации, спортивного отбора, определены этапы многолетней подготовки к рекордным результатам с изменяющимися задачами и тестами на каждом из них.

Установлены требования (модельные характеристики) к физическому развитию, к уровню функционирования отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости для каждого этапа подготовки, ориентированного на возраст спортсмена. С этими целями применяются специальные информативные тесты педагогического, психологического, медицинского и медико-биологического контроля, определяющие успешность и своевременность (соответствие возрасту, спортивному стажу) прохождения каждого из этапов спортивного пути, который занимает около 10 лет непрерывной спортивной подготовки (табл. 1, 2, 3).

Модели, используемые в спорте, делятся на две группы.

Первая:

• модели, характеризующие структуру соревновательной деятельности;

• модели, характеризующие различные стороны подготовленности спортсмена;

• морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих достижение заданного уровня спортивного мастерства;

Вторая:

• модели, отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства и подготовленности в многолетнем плане, а также в пределах тренировочного года и микроцикла;

• модели крупных структурных образований тренировочного процесса (этапов многолетней подготовки; макроциклов, периодов);

• модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов;

• модели тренировочных занятий и их частей;

• модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов.

Вопрос.

О функциональной подготовленности спортсменов судят как по показа­телям в состоянии покоя, так и по изменениям различных функций при ра­боте. Для тестирования используют стандартные и предельные нагрузки, причем стандартные нагрузки подбирают такие, которые доступны всем обследуемым лицам независимо от возраста и уровня тренированности. Предельные же нагрузки зависят от индивидуальных возможностей чело­века.

В случае стандартных нагрузок регламентируется мощность и длительность работы. Задается частота педалирования на велоэргометре и величина преодолеваемого сопротивления, высота ступенек и темп вос­хождения при степ-тестах, длительность работы и интервалы между про­бами и т. п., т. е. всем обследуемым предлагается одинаковая работа.

Стандартные нагрузки, используемые для тестирования функциональной подготовленности спортсменов, могут быть общие, не­специализированные (различные функциональные пробы, велоэргометри-ческие тесты, степ-тесты) и специализированные, адекватные упражнени­ям в избранном виде спорта (проплывание или пробегание определенных отрезков с заданной скоростью или заданным временем, поддержание за­данного статического усилия в течение необходимого времени и т. п.).

При стандартной работе тренированный организм отличают от не­тренированного следующие особенности:

- более быстрое врабатывание,

- меньший уровень рабочих сдвигов различных функций,

- лучше выраженное устойчивое состояние,

- более быстрое восстановление после нагрузки.

Наиболее распространенными стандартными тестами являются тест определения физической работоспособности по показателю PWС170 -мощности работы при ЧСС = 170 уд.·мин-1 и определение Индекса Гар­вардского степ-теста (ИГСТ), который оценивается по скорости восста­новления ЧСС после нагрузки. Величина показателя PWC170 у лиц, не за­нимающихся спортом, составляет 1060, у спортсменов скоростно-силовых видов спорта - 1255, а у спортсменов, работающих на выносливость - 1500 кгм • мин-1 и более.

Билет 14.

Вопрос.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, разли­чают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль — это контроль за оперативным состоя­нием спортсмена, в частности за готовностью к выполнению оче­редной попытки, очередного упражнения, к проведению схват­ки, боя и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спорт­смена на тренировочные или соревновательные нагрузки, каче­ство исполнения технических приемов и комбинаций в целом.

Текущий контроль — это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его тех­ники и тактики.

Этапный контроль — это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально орга­низованных условиях.

На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и сла­бые стороны подготовленности спортсменов, внести соответству­ющие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

Оценивать эффективность спортивных занятий нужно по тому, насколько выполняется поставленная задача, должен быть прогресс тех параметров, которые вы тренируете,

при этом тренировки должны укреплять тело и здоровье.

Если ваша задача постепенно выполняется, а здоровье улучшается, значит, вы действуете правильно и эффективно.

2вопрос.

Двигательные тесты подразделяются в зависимости от содержания, формы и условий выполнения задания (контрольные упражнения, стандартные и максимальные функциональные пробы) и от направленности на измерение одних и тех же или разных свойств моторики человека (гомогенные и гетерогенные тесты).

Контрольные упражнения представляют собой специализированные и стандартизированные двигательные задания, при которых необходимо показать максимальный результат. Чаще всего, это - обычные физические упражнения, применяемые для оценки подготовленности спортсмена: бег на 100, 500, 1000, 3000 м, подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре лежа и т. д. Фиксируется показанный результат.

Стандартные пробы проводятся в виде одинакового для всех задания с дозированной по величине стандартной нагрузкой (работа на велоэргометре с определенной мощностью, бег на тредбане с заданной скоростью и углом подъема, глубокие приседания с определенной частотой и т. п.). Регистрируются физиологические и биомеханические показатели (ЧСС, частота дыхания, концентрация молочной кислоты в крови и т. п.). В связи с тем, что нагрузка в стандартных пробах не максимальна, они могут использоваться для оценки состояния здоровья недостаточно подготовленных или имеющих определенные заболевания людей. Например, проба Руфье-Диксона для оценки приспособляемости к физической нагрузке заключается в выполнении 30 глубоких приседаний за 50 с. с регистрацией ЧСС до приседаний, сразу после их выполнения и через минуту отдыха.

Максимальные пробы так же, как контрольные упражнения, направлены на достижение максимального результата, но в них регистрируется не сам результат (время бега, пройденное расстояние и т. п.), а физиологические или биохимические показатели (максимальное потребление кислорода (МПК), порог анаэробного обмена и т. п.).

Гомогенными называются тесты, измеряющее какое-то одно физическое качество или двигательное умение человека. Например, прыжки с места в длину, вверх, тройной прыжок.

Гетерогенными называются тесты, измеряющие разные физические качества и двигательные умения. Например, подтягивание на перекладине, бег на 3000 м, метание набивного мяча, удержание равновесия в определенной позе.

В спортивной практике при педагогическом контроле чаще используется не один, а несколько тестов, имеющих общую конечную цель. Такую группу тестов, в которую могут входить как гомогенные, так и гетерогенные тесты, называют комплексом или батареей тестов.

Вопрос.

Это критерии субъективные (нравится, не нравится)

Эстетическое восприятие явлений окружающего мира характеризуется отражением его в эмоционально-чувственной сфере. Физическая культура представляет для эстетики широкий круг возможностей.

Красота тела спортсмена, гармония высоко координированных движений, сочетание четкого ритма и быстроты, наконец, эстетика спортивного подвига - все это прямо относится к области красоты. Целый ряд спортивных упражнений соответствует самым высоким канонам искусства, таковы: художественная гимнастика, танцы на льду, фигурное плавание, женская акробатика, прыжки в воду и т.п. Даже бег по дистанции высококлассного спортсмена, в частности средневика, производит впечатление действия по законам красоты, благодаря технике, где легкость, изящество движений сочетаются со стремительностью и длительным поддержанием высокого темпа.

Билет 15.

Вопрос.

На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

Вопрос.

Предстартовое состояние - это комплекс изменений физиологических и психических функций, возникающих до начала выступления спортсмена в соревнованиях.

Виды: 1. Боевая готовность обеспечивает наилучший психологиче­ский настрой и функциональную подготовку спортсменов к работе. Наблюдается оптимальный уровень физиологических сдвигов− повышен­ная возбудимость нервных центров и мышечных волокон, адекватная вели­чина поступления глюкозы в кровь из печени, благоприятное превышение концентрации норадреналина над адреналином, оптимальное усиление частоты и глубины дыхания и частоты сердцебиений, укорочение времени двигательных реакции.

2. Предстартовая лихорадка в случае ее возникновения возбу­димость мозга чрезмерно повышена, что вызывает нарушение тонких механизмов межмышечной координации, излишние энерготраты и преж­девременный до рабочий расход углеводов, избыточные кардиореспираторные реакции. При этом у спортсменов отмечена повышенная нервоз­ность, возникают фальстарты, а движения начинаются в неоправданно бы­стром темпе и вскоре приводят к истощению ресурсов организма.

3. Предстартовая апатия она харак­теризуется недостаточным уровнем возбудимости ЦНС, увеличением времени двигательной реакции, невысокими изменениями в состоянии скелетных мышц и вегетативных функций, по­давленностью и неуверенностью в своих силах спортсмена.

Чрезмерные предстартовые реакции снижаются у спортсменов по мере привыкания к соревновательным условиям.

На формы проявления предстартовых реакций оказывает влия­ние:

а) тип нервной системы: у спортсменов с сильными уравновешен­ными нервными процессами – сангвиников и флегматиков чаще наблюдается боевая готовность, у холериков – предстартовая лихо­радка; меланхолики в трудных ситуациях подвержены предстарто­вой апатии;

б) предстартовые установки− умение тренера провести необходимую беседу, переключить спортсмена на другой вид деятельности способствует оптимизации предстартовых состояний;

в) массаж;

г) правильно проведенная разминка− в случае предстартовой лихорадки необходимо проводить разминку в невысоком темпе, подключить глубокие рит­мичные дыхания (гипервентиляцию), так как дыхательный центр оказывает мощное нормализующее влияние на кору больших полу­шарий. При апатии, наоборот, требуется проведение разминки в бы­стром темпе для повышения возбудимости в нервной и мышечной системах.

Вопрос.

Для получения информации об этапах подготовки спортсменов к соревнованиям используют субъективные и объективные критерии контроля.

К субъективным критериям, свидетельствующим о достижении предельно допустимой нагрузки, относят: одышку, покраснение или побледнение кожных покровов, тошноту, головокружение, боль и чувство тяжести в области затылка, шум в ушах, боль за грудиной, под лопаткой, отдающая в левую руку. Появление бессонницы, беспокойства, ухудшения настроения, нежелания заниматься свидетельствуют о перенапряжении. Все это тренер может определить визуально или путем опроса.

О положительных изменениях под влиянием занятий свидетельствует улучшение самочувствия, появление бодрости, чувства радости.

К объективным критериям относят параметры морфофункционального состояния физической работоспособности и подготовленности. Так, развивающееся утомление проявляется в количественных характеристиках выполняемого упражнения (скорость, частота шагов, темп, амплитуда движений, координация).

Для контроля интенсивности нагрузок в спорте используют показатели частоту сердечных сокращений, артериальное давление, ориентируясь на их динамику в процессе занятия.

Комплексный контроль в процессе занятия учитывает также изменение внешних условий окружающей среды: понижение температуры воздуха, изменения направления ветра, появления дождя, снега, что приводит к необходимости внесения изменений в содержание занятий, распределение средств, методов и так далее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: