Сословно-представительная монархия.




Общественный строй.
B XIII в. происходит развитие товарно-денежных отношений, что способствует ослаблению крупного феодального землевладения, основанного на натуральном хозяйстве. Феодалы ведут борьбу с королем за землю, доходы и политическую власть. В хозяйствах средних и мелких феодалов - рыцарства - наблюдается подрыв крепостничества и барщинной системы, происходит замена натуральных повинностей денежными, начинается частичное применение наемного труда. Увеличивается расслоение крестьянства и численность свободной крестьянской верхушки.

Вилланы были бесправными, собственником их имущества считался помещик. Но юридическая теория и законодательство признавали за вилланами право на уголовный иск в королевском суде даже против своего лорда. С конца XIV в. вилланство постепенно прекращает существование: вилланы выкупают свободу, исчезает барщина, рента становится денежной.

В городах происходит дифференциация населения и консолидация корпоративных групп.

В XII-XIII вв. социально-экономические факторы способстволвали централизации государства. В Англии этот процесс ускорялся благодаря росту прослойки свободного крестьянства, сближению в экономическом и правовом отношении рыцарства, горожан и зажиточного крестьянства и усилению различий между верхушкой феодалов и остальными их слоями. Общие экономические и политические интересы рыцарства и всей фригольдерской верхушки стали основой для политического союза.

Великая хартия вольностей.
К началу XIII в. в Англии сложились предпосылки для сословно-представительной монархии. Однако королевская власть не желала привлекать к государственной жизни представителей господствующих сословий. После Генриха II в стране случался произвол и крайние проявления монархической. власти. В связи с этим разразились острые политические конфликты и возникло движение за ограничение злоупотреблений центральной власти. Движение возглавили бароны, к котрым присоединилось рыцарство и фригольдеры, недовольные поборами королевских чиновников.

В 1215 г. произошло крупное выступление баронов при участии рыцарства и горожан против Иоанна Безземельного, Результатом этого выступления стала Великая Хартия Вольностей.

Официально в Англии этот документ считается первым конституционным актом и в литературе характеризуется как заложивший основы правового государства, "краеугольный камень английской свободы". Есть и критическая точка зрения, что этот документ был выражением феодальной реакции.

Закрепляя требования и интересы разнородных и даже противоборствующих, но временно объединившихся сил, Великая Хартия Вольностей является противоречивым документом, в котором было достигнуто соглашение между королем и оппозицией. Содержание документа - феодальное.

Большинство статей посвящено вассально-ленным отношениям короля и баронов и направлено на ограничение произвола короля в использовании его сеньориальных прав, связанных с земельными владениями (регламентация порядка опеки, получения рельефа, взыскания долга и т. п.)

Есть статьи политического характера. В частности, политические претензии баронства отражены в ст. 61: об учреждении комитета из 25 баронов с контрольными функциями в отношении короля. Хотя и с оговорками, но эта статья допускала возможность баронской войны против центральной власти. В ст. 12 и 14 говорится о создании совета королевства (из вассалов короля), ограничивающего власть короля по взиманию "щитовых денег". Остальные виды налогов король по-прежнему мог взимать единолично. В ст. 21 и 34 говорится об ограничении судебных прерогатив короны. Ст.21 определяет подсудность графов и баронов суду "равных", изымая их из-под действия королевских судов с участием присяжных. Ст.34 ограничивала вмешательство короля в споры крупных феодалов с их вассалами по поводу свободных держаний.

Интересы рыцарства отражены в ст. 16 и 60 о несении за рыцарский лен только положенной службы и о том, что положения Великой Хартии Вольностей об отношениях короля с вассалами относятся и к отношениям баронов с их вассалами.

В ст. 13 содержится подтверждение за городами древних вольностей и обычаев. В ст. 41 говорится о свободном передвижении и торговле купцов без взимания незаконных пошлин (в том числе и иностранных). Ст. 35 устанавливала единство мер и весов.

Серия статей была направлена на упорядочение деятельности королевского судебно-административного персонала, на укрепление королевской администрации и повышение её авторитета, ограничение произвола королевских чиновников в центре и на местах. Ст. 38 запрещала привлекать к ответственности кого-либо только по устному заявлению и без свидетелей. В ст. 45 король обещал не назначать на судейские должности людей, не знающих законов страны и не желающих их исполнять. В ст.40 содержался запрет взыскивать произвольные судебные пошлины. Особенно важной была ст. 39, которая запрещала арест, заключение в тюрьму, лишение владения, объявление вне закона, изгнание или обездоливание каким-либо образом свободных людей иначе как по законному приговору равных и по закону страны.

Великая Хартия Вольностей - это компромисс, но не в ущерб централизации, которую претензии баронов уже не могли остановить. Через несколько месяцев после окончания конфликта Иоанн при поддержке папы отказался от соблюдения Великой Хартии Вольностей. Но в дальнейшем короли неоднократно ее подтверждали, хотя и изымали из неё некоторые статьи (в общей сложности более 20).

Из политических институтов утвердился Большой королевский совет, имевший совещательные функции и состоявший из крупных феодальных магнатов. Уже в середине XIII в. он часто именовался парламентом, но ещё не был ни сословным, ни представительным учреждением.

Образование парламента.
В 1258-1267 гг. в Англии разгорелся политический конфликт: на Совете в Оксфорде вооруженные бароны, опираясь на недовольство населения политикой короля, заставили его принять так называемые Оксфордские провизии. В них предусматривалась передача всей исполнительной власти в стране Совету из 15 баронов; не реже 3х раз в год должен был собираться Большой совет магнатов из 27 членов. В 1259 г. были приняты так называемые Вестминстерские провизии, в которых содержались некоторые гарантии мелким землевладельцам от произвола со стороны сеньоров, но не были удовлетворены требования рыцарства об их участии в центральном управлении. В этих условиях среди баронов произошел раскол: часть их во главе с де Монфором откололась от олигархической группировки и в всупила союз с рыцарством и городами. Раскол в стане оппозиции привел к отказу короля от Оксфордских провизий.

В 1263 г. началась гражданская война, в которой де Монфор одержал победу над сторонниками короля. В 1264 г. он был провозглашен верховным правителем государства и реализовал требования рыцарства об участии в управлении. Важнейший итог гражданской войны - созыв первого сословно-представительного органа в Англии - парламента (1265 г.). В него вошли бароны, духовные феодалы и представители от рыцарства и наиболее значительных городов.

Гражданская война сопровождалась крестьянским восстанием, в борьбе с которым погиб де Монфор. Королевская власть осознала необходимость компромисса, и сословно-представительная монархия получила окончательное оформление. В 1295 г. был созван "Образцовый" парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов: в нем были лично приглашенные королем крупные светские и духовные феодалы, по 2 представителя от 37 графств и по 2 представителя от городов.

До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на 2 палаты: рыцари и представители от городов составили палату общин; магнаты - палату лордов. Духовенство не являлось особым элементом сословного представительства - оно было представлено в обеих палатах. Первоначально при выборах не было ценза. Статут 1430 г. постановил, что в собраниях графств, избиравших в парламент, могут участвовать фригольдеры с не менее, чем 40 шиллингов годового дохода.

Функции парламента прежде всего состояли в определении размеров налогов на движимость и в подаче коллективных петиций на имя короля. В 1297 г. Эдуард I подтвердил в парламенте Великую Хартию Вольностей, в результате чего появился статут о неразрешении налогов (с общего согласия сословий и свободных людей королевства, хотя и с оговорками). Постепенно парламент приобрел права: 1) на участие в издании законов; 2) решать вопросы о поборах в пользу королевской казны; 3) осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве судебного органа. В течение XIV в. появилось правило: ни один закон не может быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. ходатайства парламента стали облекаться в форму законопроектов, которые получили название "биллей". Так оформилось понятие закона (статута) как акта, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин.

В XIV в. расширилась компетенция парламента в финансовых вопросах: в статутах оговаривается недопустимость взимания прямых и косвенных налогов без согласия парламента. В XV в. парламент стал указывать назначение субсидий и добиваться контроля над их расходованием.

С конца XIV в. возникла процедура импичмента: возбуждение обвинения против должностных лиц короля в злоупотреблении властью. В XV в. парламент приобрел право объявлять преступными те или иные злоупотребления королевских советников: "билль об опале", утверждаемый королем.

Высшие и местные органы управления.
С XIII в. появляется новый исполнительный орган - Королевский совет из ближайших советников короля, в руках которых была исполнительная и судебная власть (обычно канцлер, казначей, судьи). Роль старых судов и собраний графств в местном управлении сводятся к минимуму, а их функции переходят к новым должностным лицам и разъездным судьям.

В XIII в. главой королевской администрации является шериф, а в сотне - его помощник бейлиф. Также на местах действуют коронеры и констебли, избиравшиеся в местных собраниях и наделенные полицейскими функциями.

Из местных землевладельцев в графствах назначаются так называемые охранители мира (мировые судьи). Сначала они имеют полицейские функции и судебные полномочия, затем они получают и функции местного управления вместо шерифов. В каждое графство с 1390 г. назначалось 8 мировых судей. Они следили за ценами, проведением в жизнь законов и даже устанавливали размер зарплаты. Имущественный ценз для этой должности - 20 ф. ст. годового дохода. Собрания графств служат для избрания представителей в парламент и местных должностных лиц, а также разбирают споры по мелким искам.

Судоустройство.
В Англии в этот период выделяются высшие суды: Суд королевской скамьи (уголовные дела), Суд общих тяжб (Гражданские дела) и Суд казначейства (гражданские дела, в которых одна из сторон - корона). Их деятельность определялась процессуальными нормами "общего права", для которого характерны формализм и казуистичность. Наряду с этими судами возник суд лорда-канцлера, который решал вопросы "по справедливости". С этим судом связано возникновение новых форм процесса и права.

По-прежнему функционировали разъездные суды из личных представителей короля и представителей центральных судов Англии. В течение года они 3-4 раза посещали графства, разбирали дела с участием присяжных, контролировали чиновников. Судебные объезды совершались специально для разбора дел по земельным искам (суды ассизов).

Мировые судьи рассматривали уголовные дела, кроме убийств и особо тяжких преступлений. Сессии проходили 4 раза в год.

Формируется суд присяжных: Большое (обвинительное) жюри из 23 членов - орган предания суду (достаточно единого мнения 12 членов для утверждения обвинительного акта) и Малое жюри из 12 присяжных участвовало в рассмотрении дела по существу и выносило вердикт, требовавший единогласия. Для присяжных ценз - 40 шиллингов.

Юрисдикция манориальных судов была ограничена.

Абсолютная монархия.

Общественный строй.
Развитие капитализма способствовало разложению феодальных структур. Большую роль в этом в Англии играли огораживания. Война Алой и Белой Розы привела к истреблению старой знати. Возрастала роль джентри. Крестьянство разделилось на копигольдеров и фригольдеров.

Государственный строй.
Английский абсолютизм получил название "незавершенного", так как сохранялись политические институты предшествующей эпохи. Основная особенность - сильный парламент. Кроме этого "незавершенность" проявлялась в сохранении местного самоуправления и отсутствии такой бюрократизации государственного аппарата как на континенте. Отсутствовала и крупная постоянная армия.

Центральные органы управления
К ним относились: король, Тайный совет (из лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда-хранителя печати и др.) и парламент. Реальная власть была у короля. Верховенство короны было отражено в статуте 1539 г.: указы короля в совете приравнивались к законам парламента. Спустя 8 лет парламент формально отменил этот статут, но реально преобладание короны над парламентом сохранялось. Однако у парламента сохранялась прерогатива утверждения размеров сборов и налогов.

Государство и церковь.
В ходе Реформации с 1529 по 1536 г. был издан ряд актов парламента, объявлявших короля главой церкви с правом назначать кандидатов на высшие церковные должности. Англиканская церковь добилась независимости от папы и превратилась в часть государственного аппарата.

Высший церковный орган - Высокая комиссия, состоящая из духовных лиц, членов Тайного совета и других должностных лиц. Она расследовала дела, связанные с нарушением законов о верховенстве королевской власти в церковных делах, "беспорядки духовного и церковного характера". Основной целью этого учреждения была борьба с демократическими и радикальными формами протестантства. В дальнейшем в ее сферу попадали и светские дела - о бродягах, цензура и т. п. Задачей церкви была и пропаганда учения о божественном происхождении короля.

Армия.
При Генрихе VIII (1485-1509) происходит упразднение вооруженных сил крупных феодалов и переход к постоянной королевской армии. Но армия оставалась немногочисленной ввиду островного положения государства, поэтому главный акцент делался на флот.

Местное управление
Местное управление было поставлено в зависимость от центральных органов власти. В период абсолютной монархии была учреждена должность лорда-лейтенанта. Он назначался королем в графство, возглавлял местное ополчение, руководил деятельностью мировых судей и констеблей.

Низовой самоуправляющейся единицей становится приход, сочетавший функции местного церковного и территориального управления. Собрание прихожан решало вопросы об уплате налогов, помощи бедным, ремонте, благоустройстве и т. п., также на собрании происходили выборы должностных лиц прихода. Церковными делами ведал настоятель прихода. Приход находился под контролем мировых судей и других органов.

Судебная система
Судебная система состояла из центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда Справедливости и Высшего суда адмиралтейства, а также чрезвычайных судов - Звездной палаты (политический трибунал) и судебных советов в графствах. Главное в их деятельности, особенно Звездной палаты - борьба с политическими противниками королевской власти. Был распространен инквизиционный характер судопроизводства, решения принимались по усмотрению судей. Суды также ведали цензурой и осуществляли надзор за правильностью вынесения вердиктов присяжными. Расширилась компетенция мировых судей за счет усиления их роли в управлении. Присяжные заседатели окончательно включаются в состав суда, но вырос их имущественный ценз - до 4 ф. ст.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: