МБОУ СОШ №25 Жук Сергея Юрьевича




Психолого-педагогическая характеристика учащегося

Общие сведения

Жук Сергей Юрьевич. Возрас: 13 лет, 8 «А» класс. Учащийся МБОУ СОШ № 25. Общее физическое развитие – хорошее, 1 группа здоровья. Не имеет хронических заболеваний или физиологических отклонений в состоянии здоровья.

Условия семейного воспитания

Воспитывается в полной семье. Сергей является единственным ребенком в семье. Уровень благосостояния является выше среднего. Оба родителя является частными предпринимателями в разных сферах, всегда заняты. Мама – работает в индустрии красоты, папа – владелец сети автосалонов. Семья практически не собирается вместе. Культурные мероприятия посещают редко. Родители не всегда интересуются учёбой сына, в основном только мама. Активным помощником в семье является бабушка. Именно с ней у Сережи сложились доверительные и теплые отношения. Родители не охотно сотрудничают с учителями. По словам классного руководителя, на собрание приходит только бабушка, редко бывает мама, а отца за все время обучения ребенка в школе, не видели ни разу. Была произведена диагностика школьника по методике изучение личностных особенностей подростка, где отражен характер взаимоотношений ребенка с семьей (Приложение 7, 8).

Психологическая характеристика познавательной деятельности

С учебной программой справляется хорошо. Занятия посещает регулярно. К учебе относится положительно, со высокой степенью ответственности, почти всегда выполняет домашнее задание. На уроках отвечает только когда спрашивает преподаватель. Немного скован, не общителен. Сережа отличается хорошей памятью, как кратковременной, так и долговременной. При диагностики кратковременной памяти по методике «Оперативная память» (Приложение 4) были получены следующие результаты:

№ ряда Числа ряда Сумма  
  6 2 3 1 5 8 5 4 6
  2 1 2 3 4 3 3 5 7
  4 3 2 1 6 7 5 3 7
  6 5 4 2 5 11 9 6 7
  3 5 6 7 9 8 11 12 16
  2 3 2 2 4 5 5 4 6
  2 2 3 4 1 4 5 7 5

Вывод: Подросток назвал 28 сумм, что полностью соответствует возрасту. Полученные результаты характерны подростку с высоким уровнем развития памяти. Также, Сергей проявляет высокий уровень развития общих интеллектуальных способностей, учится хорошо, иногда бывают тройки. С большим интересом относится к изучению таких предметов, как русский язык и литература, английский язык. Мальчику они кажутся очень интересными и даются с легкостью. К учебе Илья подходит ответственно, всегда внимательно слушает, старается не отвлекаться.

Направленность личности ученика

По тесту Айзенка (Приложение 1) наблюдается существенное отклонение от нормы. Был выявлен ТИП № 16, что полностью соответствует первоначальной характеристике педагогов.

Тип № 16

Результат: Э:7; Н: 21

Высокочувствительный тип. Молчаливый. Недоверчив. Замкнуто – обидчивый. Самолюбивый. Независимый. Имеет критический склад ума. Пессимист. Склонен к обобщённому мышлению. Характерна неуверенность в себе.

Интересы и склонности

Сергей проявляет интерес к чтению. Любит погружаться в себя и философствовать. Ранее мальчик посещал секции по борьбе, но там столкнулся с препятствиями в общении с ребятами. Знает на достаточно хорошем уровне языки – английский и французский.

Основные черты характера

Сергей на уроках ведет себя тихо, дисциплину не нарушает. Если ребята позволяют себе смеяться над ним, то он проявляет агрессию. Груб в высказываниях, по поводу тем, затрагивающих семейные ценности. Всегда хмурый и необщительный, немного замкнуты в себе. Уровень самооценки – низкий. Требования взрослых выполняет всегда. Однако у мальчика нужно отметить следующие положительные черты характера: добросовестность, готовность помочь, честность, (Приложение 7,8. Упражнение «Карточки характеристики»).

Взаимоотношение в группе

Сергей всегда готов помочь, будь то учитель или одноклассник, не важно. Отношение к одноклассникам потребительское. Часто наблюдались высказывания с его стороны, по поводу «невыгодных взаимоотношений» с ребятами. Скрывает эмоции. При диагностировании взаимоотношений подростка с классом, был выявлен 2 тип восприятия (Приложение 2). Что предопределяет следующие аспекты:

-индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей;

- группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида;

- индивид отдает предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».

Самоутверждение подростка

Проведя диагностику самоутверждения личности (Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова) была выявлена стратегия доминирования (Приложение 3). Результат – 137. Доминирование в самоутверждении может проявляться в форме агрессии, в виде создания искусственных препятствий и связанных с ними состояний фрустрации у другого человека в виде утаивания от него важной информации и эмоциональной изоляции. Человек очень любит самовыражаться за счет других.

Поведение подростка

Проведя методику диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (для мальчиков-подростков и юношей) были выявлены следующие наклонности:

1. По шкале установки на социально-желательные ответы: 13 из 15 совпало.

2. По Шкале склонности к преодолению норм и правил: 5 из 17 ответов совпали.

3. По шкале склонности к аддиктивному поведению: 4 из 18 ответов совпали.

4. По шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению: совпадений нет

5. По Шкале склонности к агрессии и насилию: 28 из 31 ответов совпало.

6. По Шкале волевого контроля эмоциональных реакций: 13 из 15 ответов совпало.

7. По шкале склонности к делинквентному поведению: 4 из 20 ответов совпало.

Вывод: Проведя анализ по тестовым нормам, у Сергея наблюдается склонность к агрессии и насилию. Он часто не может контролировать свои эмоции, что выливается в агрессию к окружающим его людям. Стоит отметить, что подросток не склонен к саморазрушающему поведению, для него это не характерно, он знает ценность своего культурного уровня развития. Сережа не имеет наклонности к делинквентному поведению.

Формирование личности

Диагностика личностного роста школьника (П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова) характеризуется 13 пунктами отношения к чему-либо. Проведя анкетирование (Приложение 5) ученика, было выявлено, что почти по всем пунктами у Сергея устойчиво-негативное или ситуационно-негативное отношение. Результаты можно увидеть в Таблице 1:

Таблица 1. Результаты диагностики личностного роста Сергея Жук

Характер отношений школьника Показатель
к семье Устойчиво - негативное
к Отечеству Ситуативно-негативное
к Земле Устойчиво - негативное
к миру Устойчиво - негативное
к труду Ситуативно-позитивное
к культуре Ситуативно-позитивное
к знаниям Устойчиво-позитивное
к человеку как таковому Устойчиво - негативное
к человеку как к Другому Устойчиво - негативное
к человеку как к Иному Устойчиво - негативное
к своему Ситуативно-негативное
к своему внутреннему миру Ситуативно-негативное
к своему духовному Я Устойчиво - негативное

 

 

Диаграмма1. Результаты диагностики личностного роста

Сергея Жук (в %)

15,4 %
7,6 %
7,6 %
69,4%

Педагогические выводы и пути дальнейшей работы с учеником

В подходе желателен оберегающий режим, поощрения при одноклассниках, уважительность, доброжелательность. Следует поддерживать справедливые критические суждения, но избегать развития критиканства и морализирования. Для проведения коррекционной работы с подростком рекомендуются следующие упражнения:

 

Упражнение (название) Цель (направленность) Описание
Коллаж «Великие люди, носившие моё имя» Актуализация самоинтереса и позитивизация самоотношения 1. На листе бумаги составить перечень значимых людей, носивших твое имя (включая предков). 2. Используя фотографии (ксерокопии) и журналы составить коллаж. Центром коллажа может стать собственная фотография. Подбор вырезок из журналов и ксерокопий фотографий может быть домашним заданием. 3. К коллажу придумать или подобрать готовые стихи, афоризмы, истории, частушки и т.п.
Наследство Актуализация и переживание чувств, связанных с родом; актуализация самоинтереса; интеграция представлений о себе. 1. Лист бумаги делится на 4 равные части. Нижняя правая часть – дедушки и бабушки, нижняя левая часть – отец, верхняя левая – мать, верхняя правая – Я. 2. Используя изобразительные средства, начиная с нижней правой части, нарисовать в каждой части символы, цвета или конкретные образы, связанные с тем, что мне досталось по наследству от бабушки (мамы, папы и др.). В верхней правой части изображается то, что Я хотел (ла) передать в наследство своим детям. Под наследством понимается: черты характера, внешность, умения, ценности, значимые для рода предметы и т.п.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: