Для современного человека, вступающего в эру информационной цивилизации, представление о быстро меняющемся мире – неотъемлемая составная часть его мироощущения. Однако создать целостный теоретический образ многомерного развивающегося мира – задача сложная и трудоемкая. Философский путь ее решения насчитывает два с половиной тысячелетия, в течение которых формировалась и шаг за шагом детально разрабатывалась диалектика как учение о развитии мира.
Первоначально термин «диалектика» получил распространение в древнегреческих полисах, демократический строй которых породил «искусство вести беседу, рассуждать» (так с древнегреческого переводится диалектическая техника – dialektike techne). Развитие философии и науки античности расширило сферу применения диалектики. Благодаря философским поискам древнегреческих мыслителей диалектика как инструмент решения политико-правовых и этических вопросов превратилась в метод поиска истины (Сократ), в метод анализа и синтеза понятий (Платон). Более радикальное понимание диалектики ввел Гераклит, понимая под ней и мир в целом. Космос, который он представлял в образе «вечно живого огня, мерами вспыхивающего и мерами затухающего», текуч, изменчив, подвижен. Все, что в нем существует, каждый миг изменяется, переходит в свою противоположность. В противовес гераклитовской концепции элейской школой была выдвинута концепция неизменного, неподвижного, устойчивого, абсолютно определенного (равного самому себе) бытия.
Теоретическое противостояние Гераклита и элеатов стало отправной точкой поиска решения проблемы развития мира. Мыслители более поздних эпох открывали и разрабатывали различные грани этой проблемы, добавляя в ее решение новые моменты…примеры см. самостоятельно!
В самом общем смысле диалектику можно определить как философское учение о законах развития материи и сознания. Отсюда следует, что эти законы, регулируя процессы изменений как в материальных системах, так и в идеальных образованиях (сознании), носят всеобщий и универсальный характер. Законы развития мира – это фундаментальная система отношений, которая реализуется в существовании и действии субстанции, являющейся носителем и источником этой системы отношений. Началом мира могут выступать либо один из членов указанной выше дихотомии – материя или сознание, либо одновременно и то и другое. Если носителем и источником законов развития признается материя, то мы имеем дело с материалистической концепцией диалектики. Если же носителем и источником законов развития признается идеальное начало (либо объективное, либо субъективное), то в этом случае перед нами идеалистическая концепция диалектики. Согласно материалистической диалектики, субстанцией мира является саморазвивающаяся материя. Это означает, что при рассмотрении любого уровня организации материи в нем обязательно обнаруживаются направленные необратимые изменения. Поэтому одной из центральных категорий этой концепции является категория развития. Развитие трактуется как атрибут материальной субстанции. Категория развития конкретизирует философское понятие движения, т.к. в содержание этой категории включаются такие признаки, как механизм и направленность изменений.
Движение есть всякое взаимодействие и вызываемое им изменение (процесс + результат). При рассмотрении движения мы абстрагируемся от механизма изменений (как и почему) и от их направленности (куда и в каком направлении). В категории развития эти моменты получают отражение и конкретизируют категорию движения.
Развитие есть закономерное, необратимое, определенно направленное взаимодействие, генерирующее новое качество предмета (процесс + механизм + направленность + результат).
В ХХ веке динамическая концепция причинности, на которой основывалась классическая концепция философия и наука, была дополнена вероятностной. В соответствии с последней, причинно-следственная связь реализуется не во всех типичных для нее случаях, и не всегда приводит к одному и тому же результату. Иначе говоря, причинность носит вероятностный, статистический характер, т.е. имеет в качестве своего основания не только необходимые, но и случайные отношения. Именно поэтому процесс развития всегда приводит к порождению нового и является необратимым. Например, случайные мутации в генотипе организма приводят к появлению у него новых признаков, которые в результате естественного отбора могут закрепиться и передаваться по наследству.
Таким образом, в современной философии развитие трактуется как нелинейный, вероятностный и необратимый процесс характеризующийся относительной непредсказуемостью результата.
Открытия в различных областях науки ХХ в., а также возникновение новых отраслей научного знания (кибернетика, системология, синергетика, информатика) привели к кардинальному сдвигу в научной парадигме наших дней, узловыми пунктами которой являются представления о сложности, нелинейности, неопределенности и вероятности происходящих в мире процессах.
Основные принципы современной диалектики:
1) принцип объективности, согласно которому любой мировой процесс следует анализировать независимо от воли, желаний, интересов субъекта (как отдельной личности, так и социальных групп);
2) принцип материального единства мира, утверждающий, что все мировые процессы детерминированы материальной субстанцией;
3) принцип развития, требующий рассматривать все процессы как результат определенным образом направленных изменений;
4) принцип детерминизма, нацеливающий на выяснение сложного комплекса взаимосвязей и взаимозависимостей явлений мира;
5) принцип системности, в соответствии с которым любой процесс или явление следует понимать определенным образом организованное целое, бесконечно сложно взаимодействующее со средой, в которую оно погружено.
Процессы изменения в диалектике:
Существовать – это взаимодействие, т.е. оказывать влияние на объекты и испытывать на себе их воздействие.
Движение – это всеобщая форма существования бытия, материи, которая выражает их активность.
Развитие – необратимые качественные изменения, характеризующиеся всеобщностью, необратимостью, направленностью, т.е. развитие – это упорядоченное и закономерное необратимое изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования.
Прогресс – циклические изменения, степень усложнения структуры системы (для неорганической природы), т.е. развертывание функциональных возможностей системы и повышение степени ее системной организации.
В модели развития, выдвинутой Спенсером, обосновывалось положение о всеобщей постепенной эволюции природы.
Морган, Бергсон – абсолютизация моментальных скачков, характерного для развития общества, возникающее при этом качество несводимо к предыдущему – эволюция.