ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Создание творческой лаборатории «Н И Л П.» (научно-исследовательская лаборатория первоклассников).
Проект №1 «Зимняя грядка».
Автор-составитель:
Лошкарева Гульшат Раисовна,
учитель биологии
МАОУ СОШ №68 г. Тюмени.
Тюмень,2011год
Пояснительная записка.
Развитие и становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.
Деятельностный подход в процессе исследования даст школьникам возможность наряду с, безусловно, важными теоретическими познаниями освоить особое умение- приобретать новые умения и добывать новые знания. Данный курс построен с учетом, психолого-физиологических особенностей младших школьников и способствующий направленному воздействию на самостоятельное, активное приобретение учащимися знаний, на формирование необходимых для них умений и навыков.
Цель курса: развитие познавательного мышления у ученика начальных классов через проектную деятельность и активное приобретение учащимися знаний, на формирование необходимых для них умений и навыков.
Задачи:
Образовательные:
-научиться применять в практической деятельности методы: наблюдения, измерения и фиксация результатов.
-уметь правильно, с учетом необходимых условий, проводить посадку, пикировку и уход за зеленых культур.
- научиться сравнивать полученные результаты в ходе экспериментов и делать выводы.
|
Развивающие:
- развивать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, - формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).
- развивать сотрудничество родителей,учителя и учеников через конкретную проектную деятельность во внеурочное время
Воспитательные:
-формировать у обучающихся опыта самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которых осуществляется личностное и социальное самоопределение и развитие младших школьников.
-формировать умения работать с натуральными объектами, сравнивать объекты и, привить практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян.
-сформировать интерес к науке биологии, как к науке о живой природе
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,
воспитывать коллективизм и желание быть успешным в команде.
Данный курс рассчитан на 25 часов/ 1 час в неделю/
Продолжительность занятия – 30 минут.
Рекомендуется для учащихся 1-2 классов.
Ожидаемый результат курса:
Учащиеся должны научиться правильно, с учетом необходимых условий, проводить посадку, пикировку и уход за зелеными культурами. Они должны увидеть реальное применение своих знаний на практике.
Научиться применять в практической деятельности методы: наблюдения, измерения и фиксация результатов.
Уметь планировать свою деятельность и научиться работать в группе.
|
Прийти к мысли, чтобы добиться успеха, надо добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Инструментарий оценки УУД(по ФГОС)
Лист№1
1__ класс.
Лист наблюдений за формированием познавательных УУД (представляются только положительные результаты)
Дата наблюдения | Ф.И. учеников | Выполнение творческих работ: Рисунки, эмблемы наук и лаборатории (проявляет творчество или не выполнил) | Работа со словарем (да/нет) | Знания различных о науках и об ученных (минимальные/максимальные) |
02.12. | Иванов Саша | |||
Лист№2.
1__ класс
Лист наблюдений за формированием коммуникативных УУД (представляются только положительные результаты)
Дата наблюдения | Ф.И. учеников | Постановка экспериментов в лабораториях.(участвует активно,пассивен) | Умение работать с натуральными объектами (развита слабо,хорошо развита) | Оформление результатов наблюдений и отчета в альбомах(проявляет творчество) | Стиль поведения в обсуждении (вежливость, грубость, внимание/невнимание к чужому мнению) | Участие в защите проекта (активно участвует, безразличен) |
Иванов Саша | ||||||
Лист№3
1__ класс
Лист наблюдений за формированием личностных УУД (представляются только положительные результаты)
Дата наблюдения | Ф.И. учеников | Мотивация к участию в проекте (есть/нет) | Портфолио проекта «Зимняя грядка (хорошо или слабо оформлен; отсутствует) | Самооценка работы в группе (объективна или завышена) |
Иванов Саша | ||||
Формы и виды контроля
|
виды контроля | содержание | методы | сроки контроля | |
Вводный | Области интересов и склонностей. Что значит наука? Представления об ученых. Создание творческой лаборатории «Н И Л П » | Беседы, наблюдение, просмотр творческих работ:Рисунки, эмблемы наук и лаборатории НИЛП. | Ноябрь | |
Текущий | Деятельность учащихся в творческих лабораториях на различных этапах реализации проекта «Зимняя грядка». | Творческие и практические задания. Постановка экспериментов в лабораториях и фиксация результатов. | Декабрь-март | |
Творческий потенциал учащихся | Наблюдения. Посадка контрольных ящиков с зеленными культурами в домашних условиях совместно с родителями. Оформление альбома (Портфолио) проекта. Участие в конкурсе. Работа со словарем | В течение года | ||
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста | Защита проекта. Портфолио проекта «Зимняя грядка» | Апрель Май |
3.Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теор. | Практ. | ||
Что значит наука? Методы работы ученых. | ||||
Проект «Зимняя грядка» | ||||
Защита проектов | ||||
Витамины с грядок. Конкурс«Самый оригинальный рецепт овощного салата» | ||||
Итоги работы лаборатории «Н И Л П ». | ||||
Всего | 25ч | 7ч | 18ч |
Содержание программы
1.Что значит наука? Методы работы ученых 5ч.
Какие науки знаете? Какое значение имеют эти науки?
Наука это знания и опыт,которое накопило человечество.
Кто такие ученые? Дети должны дать описательную характеристику (воображаемого) ученого.
Учитель подводит к образу ученого, который вызывает положительные эмоции.
Учитель дополняет знания детей,рассказывает кратко об известных ученых.
Ученые проводят исследования и совершают открытия,используя различные методы.. Знакомство с различными методами работы ученых, на примере простых экспериментов. Знакомство с измерительными приборами. Линейка, весы, комнатный термометр
Какими качествами должен обладать ученый? Трудолюбие, любознательность, умение думать,анализировать, честность, смело высказывать свои мысли.
Путем опроса выяснить есть ли в классе ученики, которые обладают такими качествами?
Ученым может встать любой из нас, особенно то который задумывается над разными не понятными вопросами и находит на них ответы.
Беседа за круглым столом с просмотром презентации «Великие ученые»
(Архимед, Ломоносов,И.Ньютон и др.)
Видеоролик о глобальных нерешенных проблемах человечества.
Создание творческой лаборатории «Н И Л П » Выбор эмблемы лаборатории. О правилах коллективного труда.
2.Проект «Зимняя грядка» 12ч
Беседа об окружающем живом мире. О науке биологии и ее значении.
Работа с понятиями:Проект, исследование, цель, задача, метод.
О важности соблюдения правил этапов проекта:
1.Планирование.
2.Сбор данных (таблицы).
3.Выводы и рекомендации.
4.Оформление и защита проекта.
Характеристика растений необходимых для проекта.
О полезных и ценных свойствах зеленых культур для человеческого организма.
Использование зеленных культур в питании во многом определяет аппетит потребления пищи. Разнообразие вкуса и окраски, а также своеобразный аромат овощей и зеленных культур являются источником витаминов и положительных эмоций, которыми сопровождается прием пищи.
Определить условия, необходимые для лучшего прорастания семян лука, петрушки, салата, кориандра, укропа. Знакомство с правилами посадки семян данных растений.
Подготовка и проведение эксперимента «Условия необходимые для прорастания семян
По ходу эксперимента сравнивать и фиксировать результаты прорастания семян.
Сравнение семян и проростков. Семена-это зародыш будущего растения.
Пикировка сеянцев на экспериментальных и контрольных «грядках». Знакомство с алгоритмом пикировки сеянцев. Полив и уход за зелеными культурами.
Беседа «Отчего может погибнуть рассада?»
Инструктаж по т/б при проведении практической работы
Оборудование: земля для посадки, лейка, стаканчики, лопаточки и посадочный материал.
Оформление отчета в группах (таблицы, рисунки, рассказ, фотография исследуемого и контрольного объекта и т.д)
3.Защита проектов.6ч.
О правилах проведения защиты проектов.
Публичная защита проектов с приглашением родителей, учителей и старшеклассников.
Сравнение полученных данных в ходе эксперимента, рекомендации участников проекта по проращиванию зеленых культур зимой на подоконниках и соблюдений условий проращивания.
Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. Качество выполнения основных и дополнительных творческих заданий.
Создание праздничной атмосферы. Конкурс отчетных альбомов.
Памятки «Правила защиты проекта»
4.Витамины с грядок.
Конкурс «Самый оригинальный рецепт овощного салата»1ч
Организация праздника или классного часа на тему: «Витамины с грядок»
Овощи играют значительную роль в питании круглый год, а зимой их ценность для человека возрастает многократно. Они содержат так необходимые организму пищевые волокна, фито соединения, минеральные соли, витамины.
Помимо пищевой ценности большинство пряных растений с успехом используется при лечении многих болезней, для профилактики.
Участие родителей и детей в составлении рецептов и приготовлении различных салатов. Дегустация салатов и презентация рецептов.
Старшеклассники участвуют в организации праздника, и они же жюри конкурса.
Награждение победителей и участников. Рекомендации от участников конкурса.
5.Итоги работы лаборатории «Н И Л П ».1ч.
Анализ работы в лабораториях, достигнутые результаты (успехи и неудачи) и причины этого.
Качество выполнения основных и дополнительных творческих заданий.
О самостоятельном применении полученных знаний и способов исследовательской деятельности учащимися.
Рефлексия. Отзывы участников о работе над проектами.
Завершение работы над созданием электронного Портфолио проекта.
Обсуждение того проекта на форуме (блоге) руководителя проекта.
5.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Сроки | Деятельность ученика на занятиях | Творческое задание (группам)лабораториям. | Деятельность учителя | ||
1.Что значит наука? Методы работы ученых | 5ч | |||||||
1. 2. 3. 4. | Что значит наука? Представления об ученых. Нерешенные вопросы. Творческие лаборатории Методы работы ученых | 1ч 1ч 2ч 1ч | 2 неделя ноября 3 неделя ноября 4 неделя ноября 1 неделя декабря | Участие в беседе о науках. Составить устный портрет ученого. Плакаты (слайды) по охране окружающей среды. Создание творческой лаборатории «Н И Л П.» Знакомство с измерительными приборами. | Нарисовать эмблему науки (по выбору) Посмотреть видеоролик о глобальных проблемах человечества Придумать эмблему лаборатории Какие методы используют для изучения растений.(беседа с родителями) | Беседа об известных ученых. Просмотр презентации «Великие ученые» (Архимед, М.Ломоносов, И.Ньютон, Д.И.Менделеев и др.) Установить видеоролик на сайте учителя. Особо обратить внимание на отношение человека к живому миру(животным, растениям) Беседа с учащимися о правилах коллективного труда. Знакомство учащихся с измерительными приборами на примерах. | ||
2. Проект «Зимняя грядка» | 12ч | |||||||
Что значит проект? Для чего он нужен? Проект «Зимняя грядка» Готовимся к проекту.(2ч) Посадка семян. Уход и наблюдения за грядками Семена и проростки Что такое пикировка? Полив и уход за зелеными культурами | 1ч 1ч 2ч 2ч 1ч 1ч 2ч 3ч | 3неделя декабря 4неделя декабря 2неделя января 3-4неделя января 4неделя января 1неделя февраля 2,3 неделя февраля; 4 неделя февраля; 1,2 неделя марта | Работают со словом «проект» Слушают информацию учителя о зеленых культурах-источниках витаминов Делятся своими знаниями по данной теме. Распределиться по группам (5-6 чел) выбрать главного руководителя лаборатории. Подготовка к проведению эксперимента «Условия необходимые для прорастания семян» 1 лаборатория. «Необходимость воды и воздуха для прорастания семян лука» 2 лаборатория «Влияние температурных условий на прорастание семян укропа» 3 лаборатория. «Влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян кориандра» 4 лаборатория. «Влияние глубины заделки семян в почву на прорастание салата» 5 лаборатория. «Влияние света на прорастание семян петрушки» Практическая работа. Правила посадки. Наблюдения, измерения и фиксация результатов с появлением всходов в таблице Сравнить семена и проростки. Провести пикировку сеянцев на экспериментальных и контрольных «грядках» Полив и уход за зелеными культурами. | Найти в словаре значение слова «проект». В группе завести альбом (Портфолио)наблюдений. Обсуждение с родителями своего участия в проекте. Принести лук, семена укропа, петрушки, салата, кориандра. Беседа с родителями (дедушками и бабушками) об условиях необходимых для жизни растений. Посадка контрольных ящиков в домашних условиях совместно с родителями. Оформление отчета в группах (таблицы, рисунки, рассказ, фотография исследуемого и контрольного объекта и т.д.) Рисуют в альбоме полученный результат. Делятся впечатлениями на занятии. | Беседа об окружающем живом мире. Презентация о науке биологии. Краткая характеристика растений необходимых для проекта. Беседа о целях и задачах проекта. Вводный инструктаж. Правила проведения и оформление исследований. Создание блога или темы на форуме сайта учителя для обсуждения хода работы. Совместно с детьми составление плана проекта. О методах проекта(измерения,наблюдения, сравнения и т.д.) Раздать каждой группе алгоритм проведения эксперимента. Помочь группам в выборе методов. Приготовить необходимый инвентарь: лейку, стаканчики, лопаточки и посадочный материал. Организация постановки эксперимента «Условия необходимые для прорастания семян» Помочь группам в оформлении отчетов в альбомах Инструктаж по т/б при проведении практической работы. Показ коллекции «Многообразие семян зеленых культур» Беседа по глубине заделки семян. Продолжает помогать группам в оформлении отчетов в альбомах. Организует обсуждение наблюдений и первых полученных результатов. Показ слайда «Семя и проросток». Подвести к выводу, что в семенах находится зародыш будущего растения. Демонстрационный показ и объяснение детям алгоритма пикировки. Помочь тем, кто затрудняется на данном этапе работы. Пригласить 1-2 родителей (бабушек) с советами по уходу за рассадой. Беседа на тему: «Отчего может погибнуть рассада?» | |||
3.Защита проектов | 6ч | |||||||
Оформление и подготовка к защите проектов Защита проектов | 1ч 5ч | 3неделя марта 1-4 недели апреля; 1неделя мая. | В альбомах делают краткие выводы и рекомендации по проращиванию зеленых культур зимой на подоконниках и соблюдений условий проращивания. Публичная защита проектов 1 лаборатория. «Необходимость воды и воздуха для прорастания семян лука» 2. лаборатория «Влияние температурных условий на прорастание семян укропа» 3 лаборатория. «Влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян кориандра» 4 лаборатория. «Влияние глубины заделки семян в почву на прорастание салата» 5 лаборатория. «Влияние света на прорастание семян петрушки» | Оформление отчета в группах (таблицы, рисунки, рассказ, фотография исследуемого и контрольного объекта и т.д) Беседа с родителями по подготовке к защите проектов. Закрепляют знания по правилам защиты проектов. Конкурс отчетных альбомов. Отзывы о работе над проектом. | Беседа о порядке и правилах проведения защиты проектов. Раздать памятки «Правила защиты проекта» Пригласить родителей, учителей и старшеклассников (членов кружка Юный исследователь природы)для участия в защите. Создать праздничную атмосферу. | |||
4. Витамины с грядок. Конкурс«Самый оригинальный рецепт овощного салата» | 1ч | |||||||
Витамины с грядок. Конкурс«Самый оригинальный рецепт овощного салата» | 1ч | 2.неделя мая | Участие в организации праздника и конкурса «Самый оригинальный рецепт» | Помощь родителей в составлении рецептов различных салатов и организации праздника. | Организация праздника или классного часа «Витамины с грядки» совместно с участниками проекта с их родителями, старшеклассниками и учителями. | |||
5. Итоги работы лаборатории «Н И Л П ». | 1ч | |||||||
Итоги работы лаборатории «Н И Л П ». Портфолио проекта «Зимняя грядка». | 1ч | 3 неделя мая | Рефлексия. Беседа на тему «Что я узнал и чему я научился, работая в лаборатории. Мои планы на будущее. | Совместно с родителями сочиняют эссе, стихи, рисунки и т.д. Выпуск листовок «Наши зеленые защитники» 1.Лук против болезней. 2 Укроп ценный источник - витаминов. 3. Кинза (кориандр): популярная приправа. 4. Салат – источник зелени 5 Петрушка - целебное растение. | Научить учащихся анализировать и рефлексировать свою деятельность в группе. Завершить оформление Портфолио проекта в электронном и бумажном формате с участием родителей.и детей. Награждение активных участников проекта. (учеников, родителей (бабушек и дедушек) и учителей. | |||