Современная телевизионная речь




Наше время характеризуется разнообразием телеканалов, множеством программ нового типа: авторские аналитические программы, политические и развлекательные ток-шоу, интерактивные игры. Одновременно изменяется качество телевизионной речи, связанное, во-первых, с приходом на телевидение современно мыслящих, но не подготовленных для работы в эфире журналистов, во-вторых, с отсутствием у многих практических навыков использования выразительных средств звучащей речи. Общая установка на творческую свободу приводит к излишней раскованности, речевой небрежности, снижению качества телевизионной речи.

Главный принцип телекоммуникации – открытая диалогическая форма, стремящаяся повторить структуру межличностного общения. Телевидение ближе, чем другие СМИ, стоит к прямому общению («эффект присутствия»), личностному и двустороннему («эффект доверительности»).

Специфику телеречи следует рассматривать с помощью триады «изображение – звук – речь». Поэтому учитываются экстралингвистические средства коммуникации:

§ выразительные средства экрана (кадр, план, монтаж, мизансцена, вид съемки, угол, цвет, свет, декорации, оформление студии, детали, выбор костюмов);

§ - мимику, жесты, расположение тела в пространстве;

§ - музыку, звуки и шумы.

Важны разновидности речи: монологическая – диалогическая, подготовленная – спонтанная, тщательная – непринужденная, речь в кадре – речь за кадром. Монологическая речь предполагает, что в течение длительного отрезка речи выступает один говорящий, например, программа Виталия Вульфа «Мой серебряный шар», «Непутевые заметки» Дмитрия Крылова.

Диалогическая речь предстает в различных видах:

§ диалоги между ведущими («Принцип Домино», НТВ),

§ диалоги между ведущим и гостем (Момент истины, А. Караулов).

§ диалоги как связующее звено между фрагментами беседы с гостями или между заранее подготовленными сюжетами (н-р, «Магия кино», ведущие М. Бозенков и О. Шишкин, «Культура»). По этому принципу пишутся сценарии всевозможных ток-шоу (музыкально-развлекательные программы, церемонии вручения наград жит премий, «Пока все дома» Тимура Кизякова).

§ полилоги – ведущие аналитических программ стремятся пригласить экспертов, для участия в дискуссии, для обсуждения проблемы приглашаются два и более оппонентов (передача на Культуре «Контекст» с Юрием Поляковым). В развлекательных программах также принята практика приглашения гостей («Пусть говорят»). Ярким примером служит программа В. Соловьева «К барьеру», которая идет в прямом эфире и отличается эмоциональными, агрессивными дискуссиями.

Подготовленность речи позволяет сообщить телезрителям максимум информации за ограниченное время. Такая речь встречается в эфире гораздо чаще. Это информационные программы, выпуски новостей, специальные репортажи, многие художественно-публицистические программы («Мой серебряный шар», «Женский взгляд»).

Абсолютно спонтанный тип речи на телевидении практически отсутствует, мы имеем дело с квазиспантанной речью. Н-р, в программе «Пока все дома» Тимур Кизяков опирается на продуманный план беседы, знает, какие вопросы обязательно задаст своему гостю. Ведущий готовится к разговору, собирая информацию о собеседнике. Однако каждая передача неповторима, новый гость имеет свой стиль общения, что заставляет ведущего каждый раз искать подход к собеседнику.

На степень спонтанности влияет жанр программы, время выхода в эфир, тема выпуска, общий уровень культуры приглашенных гостей. Звучащая речь профессионалов должна тяготеть к тщательности, отличаться четкостью, правильностью произношений, полнотой звучания (ср. речь нечеткая дикция и редукция в речи ведущих развлекательных программ и программ информационных).

Журналист в кадре и за кадром. Закадровый текст не дает зрителю представления о самом говорящем, если на первый план выходит информация, которая психологически воспринимается как более объективная. Когда журналист в кадре, информация персонифицирована, на восприятие факта зрителем влияет его отношение к личности на экране. Помимо того, что говориться и как говорится, становится важным, кем говорится. Если в случае с закадровым текстом мы «проверяем» достоверность сообщения, сопоставляя сказанное с видеорядом, то здесь критерием достоверности выступает поведение говорящего, его мимика, жесты и др. невербальные средства коммуникации. Снижается нагрузка на слово.

Общая тенденция в СМИ – нейтрализовать официальность обстановки. На телевидении для этого используются неречевые средства общения. Присутствие ведущего в кадре позволяет на визуальном уровне подчеркнуть диалогичность телеречи (например, во время монологического высказывания одного из участников беседы оператор часто крупным планом показывает мимику-реакцию других участников, а это создает в том числе подтекст и «включает» зрителей). Используются интонационные возможности, мягкость и сила голоса, темп речи, паузация; формулы обращения, мини-диалоги. Так, ярким проявлением диалогизации называют новый элемент диалогического обращения – вокатив, выполняющий функцию обращения: – Катя? – Спасибо, Кирилл! Вокативные конструкции в конце высказывания корреспондента отграничивают ответ и вопрос, обозначая окончание их звучания в эфире. Этот прием позволяет упорядочить работу в прямом эфире и избежать ситуации «речевого коктейля». Отметим, что вокативы сопровождаются нетипичной для русской речи интонацией.

 

Современная радиоречь

Особенности радио обусловлены его природными свойствами: оно обращено только к слуху, что является преимуществом радио (ср. слоган «Эхо Москвы»: Слушайте радио – остальное видимость!). Психологи утверждают, что воздействие радиорекламы во много раз сильнее, чем воздействие печатной рекламы и даже телевизионной: «Ухо реагирует быстрее, чем глаз» (К. Бове, А.Н. Назайкин). Обычно прослушивание радио является параллельным занятием, оно не занимает основного времени. Радио слушают даже те, кто мало читает газеты и редко смотрит телевидение. Кроме того, слушатели обычно не переключаются во время рекламных блоков, потому что радио требует меньше внимания.

Главное, что отличает радио сегодняшнего дня, – разнообразие радиостанций. Государственное общероссийское радиовещание представляют каналы «Радио России» и «Маяк» («Маяк», «Юность», «Маяк-24»).

30 апреля 1990 г. – выхода в эфир «Европы плюс» – в России начинается эпоха FM-радио. FM – сокращение от англ. Freguency modulated – «частотно-модулированный». С увеличением станций FM-радио перерастает в особую субкультуру со своей атрибутикой и законами. Радиовещание становится прибыльным бизнесом. К 2000 г. в Москве заканчивается период быстрого роста FM-радио, так как практически все новые проекты как менее прибыльные поглощаются уже существующими станциями.

Наибольший объем радиовещания занимают музыкальные и музыкально-информационные программы, каждая из которых имеет свой стиль, или формат. Формат определяет стилистика звучащей в эфире музыки, «музыкальная одежда» эфира: «джинглы», музыкальные заставки и шумы, манера работы ведущих, форма подачи музыкального материала, его компоновка и микширование (смешение двух и более композиций).

В настоящее время в России используется четыре основных формата музыкальных программ:

AС – «современная музыка для взрослых» (25-35 лет);

CHR – современные хиты (15-28),

DANCE – танцевальный формат (14-24 лет);

Oldies – музыка ретро (от 35 лет).

О языке современного радио можно судить уже по названиям каналов, программ, по рекламным слоганам. Яркой особенностью является смешение разных культурных пластов: «Love радио», «Радио Best», «Energy» (влияние американской культуры). Радио «Джаз», «Шансон» тяготеют к эпохе 30-60 гг. ХХ в.

Несколько слов о стиле известных радиостанций.

Европа плюс. 102,5 FM. Вещает с 1990 г. Крупнейшая частная радиостанция России. Ориентирована на среднее поколение (25-40 лет). преобладает западноевропейская музыка 70-90-х гг. Есть тематические передачи, посвященные современной танцевальной музыке. Каждое воскресенье с 5 до 7 ч. программа «Что это было»: авторское подведение итогов недели с точки зрения здравой иронии. Рубрики: БЕСИЛОВО, СЫГРАТЬ В ЯЩИК (о передачах на ТВ), ЗА ГРАНЬЮ ДОБРА (события недели, поражающие своей абсурдностью). Популярна программа ПРЕЗЕНТ по заявкам слушателей. Регулярные выпуски новостей, хит-парад. Образец политкорректности. Музыкальный формат строго выдерживается.

Эхо Москвы, 91,2 FM. В эфире с августа 1990 г. Основные направления – политика и культурная жизнь (аудитория 30-40 лет). Преобладают передачи разговорного жанра, подробные выпуски новостей, авторские программы. Передача ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ – тем, кто собирается в поездку. Гости – профессиональные путешественники. Передача ГОВОРИМ ПО-РУССКИ в легкой популярной форме рассказывается о трудных случаях русского языка (обозреватель Марина Королева). Программа МОСКОВСКИЕ СТАРОСТИ – о любопытном и интересном, о чем писали московские газеты в этот день ровно 100 лет назад. НЕПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ – программа о нашем культурно-литературном наследии. Есть тематические музыкальные программы разных стилей и радиоспектакли.

Русское радио, 105,7 FM. Вещает с 1995 г. Первая национальная станция России, воплотившая новый принцип вещания, использующая в своем эфире музыкальные произведения только на русском языке. Неполитические новости ЛЮДЯМ О ЛЮДЯХ. Обзор материалов зарубежных изданий о России ВЗГЛЯД ИЗ-ЗА БУГРА. Напористый стиль, напоминающий МК. Учредило фестиваль «Золотой граммофон». Согласно некоторым опросом занимает второй место по популярности после «Европы Плюс».

Радио 7, 104,7. Начало вещание в 1992 г., как радио адвентистов седьмого дня. С тех пор неоднократно меняло свой стиль. Полное название «Радио 7 на семи холмах», что отражает ее стремление быть московской радиостанцией. Возраст аудитории от 25 до 49 лет с высоким уровнем дохода. Самая консервативная станция рассчитана на людей, ценящих стабильность. В передаче ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ регулярно даются хиты 70-80 гг. Есть передачи разговорного жанра, например, ДАВАЙТЕ ЭТО ОБСУДИМ с В. Познером, игры со слушателями. Выпуски новостей каждый полчала, дорожная информация.

Серебряный дождь, 100,1 FM. Вещает с апреля 1995 г. В 1996 г. первой в Европе начала круглосуточное вещание в Интернете. Сейчас эту станцию можно слушать по телефону. Самая «разговорчивая» станция. Музыка служит для заполнения пауз в разговорах ведущих. Учредило антипремию «СЕРЕБРЯНАЯ КАЛОША». Установка на интеллектуальность. Примером служит программа В. Соловьева «Соловьиные трели». Программа Л. Володарского «ОДНАЖДЫНА ДОЖДЕ» построена на общении со слушателями на актуальные темы дня, обсуждении истории, литературы, ТВ и кино.

Главная особенность языка радио – стилизация, подчиненная формату: молодежный жаргон на «Нашем радио», агрессивный, уверенный тон на «Максимум» (то, что у всех будет завтра, у нас сегодня); доверительные интонации «Авторадио»; иносказательный стиль «Эха Москвы», подчеркнутая старомодность «Радио 7», высокомерная, иронически-эпатажная манера ведущих «Серебряного дождя».

Эпатирование представлено в радиоэфире очень широко и является модной тенденцией. Эпатаж – часть молодежной субкультуры, молодежного стиля общения, построенного на неформальности и постоянном стремлении к экспрессии. Так, «Серебряный дождь» известен розыгрышами (сообщения о переходе на вещание на украинском языке). Ведущие говорят неуважительно в эфире друг о друге и о слушателях. Посредством эпатажа подвергаются сомнению старые нормы (что характерно для эпохи постмодерна). Для эпатажа выбираются табуированные темы: секс, физиологические процессы, смерть, эротические шоу (н-р, на Европе Плюс Жени Шарден), заигрывание, двусмысленные намеки.

Радио рекламирует само себя, приучает к себе. Позывные слоганы: Все будет хорошо! (Русское радио), Повезет обязательно! (Авторадио), Настройся на лучшее (Европа Плюс).

Многие рекламные слоганы построены на семантике звучания: Радио слушаю – Авторадио любят!; Радио 7 – Музыка над городом; Слышишь, город? Слышишь Максимум!; Вся палитра русского городского романса; Музыка, которая освежает; Все краски звука; Все краски музыки!

Слоганы радиостанций противопоставляются

по количественному признаку: Меньше слов, больше хитов (Хит FM); Море воспоминаний и немного грусти (РетроКанал), Маленькое радио больших хитов (Премьер), Молодое радио на древней земле (Гардарика).

· используются прецедентные тексты: Там хорошо, где мы есть!, Наш адрес – Лазурный берег, Из Тольятти – с любовью.

· реализуется оппозиция «свой – чужой»: Наша музыка – Наше Радио; Наше – лучше!, Мы местные!, Наше казанское радио.

· идея превосходства: Самое модное радио, Все хорошее и есть шансон; Супер-радио – это супер,

· моделирование адресата: У нашей аудитории деньги есть! (Монте Карло), Достойному городу – достойное радио (Эхо Москвы, Владивосток), Радио для тех, кто понимает (Сага, Запорожье),

· наступательная форма общения: Я те выключу (Русское радио), Сделай погромче, Включи хорошее настроение, Дыши эфиром.

Выразительными средствами радиожурналистики являются речь, музыка и шумы, которые формируют звуковой образ. Эфир, обращенный к воображению слушателя, способен сделать слышимое видимым. Важно не только то, ЧТО говорить, но и то, насколько эмоционально повествование. Так, на музыкально-развлекательных программах создается дружеская атмосфера, приближенная к живому общению, формирующая положительное настроение у слушателей.

Анализ радиопрограмм показывает, что с первых минут радиоэфира можно услышать:

· фразеологизмы, которые настраивают на неофициальную манеру общения: с небольшими копейками, с легким сердцем, начать от печки, из первых рук, валять дурака, галопом по Европам. ФЕ часто трансформируются: Здесь тепло, светло и мухи не кусают, как говориться…

· разные виды цитирования: Из всех всех пролетарских искусств наиважнейшим для нас является рок-н-ролл; Джон Леннон и теперь живее всех живых; Английский бы выучил только за то, что им разговаривал Леннон

· приемы комического: каламбуры, пародии, остроты, парадоксы, смысловые аномалии (иногда бессмысленные): Нет дураков, которые любят Джона Леннона.

Язык радио разнотипен и разнопланов. Реализуются монологи, диалоги, полилоги.

Радиокоммуникация протекает в условиях, среди которых отмечают: дистантность, опосредованность, отсутствие визуализации, массовость, необратимость, одномоментность, линейность, непрерывность. Сегодня все чаще говорят о том, что радио стало самым деидеологизированным СМИ. Главной коммуникативной задачей многих, казалось бы, серьезных радиопередач, становится развлечение адресата. Спонтанная речь ведущего порой не содержит информации и становится своеобразным «словесным мусором». К негативным тенденциям относят снижение общения, которое отрицательно оценивается представителями молодежной аудитории.

В каком направлении развивается радио сегодня? Количество музыкальных радиостанций растет. Меняется соотношение в эфире слова и музыки. Усиливается информационный блок. С появлением цифрового радио становится возможным передавать по радио «картинку». Появились новые понятия: интернет-радио, онлайн вещание, радио-оффлайн. Радио в Интернете.

Банк записей радио- и телепередач за 10 лет (1997-2007) (М.Л. Каленчук, Р.Ф. Касаткина) позволяет говорить о нескольких тенденциях:

(1) звучащая речь в СМИ все более близка к обычной речи, причем не только в ее литературном варианте, но и в других менее строгих формах,

(2) статус звучащей речи, способной положительно влиять на произносительную культуру общества, уходит в прошлое. На телеэкране и в радиоэфире представлено все, что существует и в публичной речи, и в разговорно-обиходной речи, и в консервативной норме, и в речи младшего поколения, и то, что только что зародилось.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: