Младшая группа
Месяц | Занятие | Цель |
Сентябрь (адаптация) | «Путешествие в страну Рисованию» «Изобразительная деятельность. Младшая группа. Разработки занятий». Сост. Штейнле Н.Ф. | Дать представление о материале, с которым предстоит работать: цветные карандаши, краски, кисточки, альбомный лист. Учить правильно, держать кисть/карандаш в руках, рисовать мазки/штрихи в хаотичном направлении; правильно сидеть при рисовании; учить радоваться полученному результату. Создать положительный эмоциональный настрой в группе. |
Октябрь | «Что за палочки такие?» Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре». | Познакомить детей с цветными карандашами, выяснить знания детей о правилах работы с карандашами. Учить держать карандаш тремя пальцами чуть выше заточенной части, не сильно сжимая, левой рукой придерживать лист бумаги. |
Ноябрь | «Ветка рябины» «Изобразительная деятельность. Младшая группа. Разработки занятий». Сост. Штейнле Н.Ф. | Учить создавать рисунки путём прикладывания кончиков пальцев; вызывать интерес к рисованию, радоваться полученному результату; закрепить представление о красном цвете. Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Воспитывать аккуратность. |
Декабрь | «Новогодняя елочка» «Изобразительная деятельность. Младшая группа. Разработки занятий». Сост. Штейнле Н.Ф. | Учить создавать рисунки путём прикладывания кончиков пальцев; вызывать желание дополнить рисунок деталями; учить создавать праздничное настроение; закрепить знание цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий). |
Январь | «Кисточка танцует» И.А. Лыкова, Изобразительная деятельность в детском саду: младшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. | Познакомить с кисточкой как художественным инструментом. Расширить представление о красках как художественном материале. Учить держать кисть, вызвать интерес к освоению техники рисования кисточкой. Развивать координацию в системе «глаз-рука». Воспитывать любознательность, интерес к изодеятельности. |
Февраль | «В лесу родилась ёлочка» И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: младшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. | Вызвать интерес к рисованию ёлки. Разнообразить технику рисования кистью: учить вести кисть по ворсу и проводить прямые линии – «ветки». Формировать способы зрительного и тактильного обследования предметов. |
Март | «Деревья» Рисование ладошками. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: младшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. | Учить видеть красоту природы; продолжить использовать технику рисования ладошками; развивать ритм и цветовосприятие. Воспитывать интерес к миру растений. |
Апрель | «Веточки вербы» Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. | Учить детей рисовать ушными палочками точками. Закрепить основные цвета. Вызвать интерес к рисованию. Формировать навыки обращения с красками. |
Май | «Весенний пейзаж» Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. | Формирование умений: рисовать по заранее подготовленному контуру (голубой цвет неба, желтый и зеленый цвет травы). Изображать различные деревья и одевать их в «одежду» (листву). Наносить мазки, легкими движениями прикладывая ворс кисти к бумаге. Формировать навыки обращения с красками. |
Средняя группа
Месяц | Занятие | Цель |
Сентябрь | «Осенняя ветка с желтыми листьями» Г. С. Швайко Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. | Учить детей рисовать ветку, передавать в рисунке её строение – ответвления разной длины; рисовать листву приемом вертикального мазка; согласовывать величину изображения с размером листа бумаги. |
Октябрь | «Дерево с разноцветными листьями» Г. С. Швайко Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. | Закрепить навыки изображения дерева с ветвями разной длины и листьев приемом вертикального мазка; учить использовать три цвета – красный, оранжевый и желтый – для рисования листвы дерева; вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание. |
Ноябрь | «Золотая осень» Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада Конспекты занятий | Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать ее о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т. д.). Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков. |
Декабрь | «Маленькой елочке холодно зимой» Комарова Т. С Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада Конспекты занятий | Учить передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное; рисовать елочку с удлиненными книзу ветками. Закреплять умение рисовать красками. Развивать образное восприятие, образные представления; желание создать красивый рисунок. |
Январь | «Наша нарядная елка» Комарова Т. С Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада Конспекты занятий | Учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки. Формировать умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями. Учить пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыхании. Подводить к эмоциональной оценке работ. Вызывать чувство радости при восприятии созданных рисунков. |
Февраль | «Зимний пейзаж» Д. Н. Колдина Рисование с детьми 4-5 лет | Начинать знакомить с пейзажем. Учить рисовать деревья всей кистью и кончиком кисти. Учить рисовать контрастный зимний пейзаж. Используя белую и черную гуашь. |
Март | «Дерево и ель» Г. С. Швайко » Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. | Учить детей располагать на листе бумаги два дерева рядом, одно выше другого; передавать в рисунке характерные особенности ели (пирамидальное строение, ветки, направленные вниз, темно-зеленый цвет) и лиственного дерева; продолжать развивать у детей цветовое восприятие – умение находить среди двух оттенков зеленого цвета темно-зеленый. |
Апрель | «Дерево» Д. Н. Колдина Рисование с детьми 4-5 лет | Учить рисовать по представлению большое дерево во весь лист, передавая упрошенное строение ствола и кроны. Закреплять умение рисовать крону: закрашиванием, тычок и т.д. |
Май | «Весеннее дерево» И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Лепка, рисование» | Закреплять умение рисовать дерево. Учить соблюдать пропорции рисунка. Закреплять знания о частях дерева: ствол, ветви, листва, корни. Закреплять умения рисовать листву дерева печатью скомканной бумаги. Воспитывать при рисовании терпение, аккуратность в работе, желание довести задуманное до конца Воспитывать интерес и желание рисовать нетрадиционными способами |
Старшая группа
Месяц | Занятие | Цель |
Сентябрь | «Знакомство с акварелью» Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада Конспекты занятий | Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить более яркий светлый тон любого цвета, разбавляя краску водой и т.д. Учить способам работы акварелью (смачивать краски перед рисованием, стряхивая каплю воды, набранной на кисть, на каждую краску; разводить краску водой для получения разных оттенков одного цвета; тщательно промывать кисти, осушая ее о тряпочку, салфетку и проверяя чистоту промывания кисти). |
Октябрь | «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду» Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада Конспекты занятий | Учить детей создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев; изображать много «золотых» яблок. Закреплять умение рисовать красками (хорошо промывать кисть перед тем, как набирать краску другого цвета, промакивать кисть о салфетку, не рисовать по сырой краске). Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции. Учить красиво, располагать изображения на листе. |
Ноябрь | «Осенний лес». (Техника – отпечатков) Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада Конспекты занятий | Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, изображать способом отпечатывания разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные), используя осенние листья. Учить по- разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приемы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам. |
Декабрь | «Вот стоит береза под моим окном» И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Лепка, рисование» | Учить рисовать детей стройный ствол дерева с тонкими гибкими ветками. Совершенствовать технические умения. Развивать чувство цвета. |
Январь | «Начинается Январь, открываем календарь» И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Лепка, рисование» | Учить детей составлять гармоничные цветовые композиции, передавая впечатления о разных временах года. Создавать выразительный образ дерева в соответствии с сезонными изменениями в природе. Упражнять в технике рисования красками, свободно двигать кистью в разных направлениях, рисовать кончиком кисти и всем ворсом. Развивать чувство цвета и композиции. |
Февраль | «Красивое развесистое дерево зимой» Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий | Учить создавать в рисунке образ дерева, находить красивое композиционное решение (одно дерево на листе). Закреплять умение использовать разный нажим на карандаш (мелок, сангина, угольный карандаш) для передачи более светлых и более темных частей изображения. Учить использовать линии разной интенсивности как средство выразительности. Развивать эстетическое восприятие. |
Март | «Большие и маленькие ели» Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий | Учить детей располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу). Учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели темнее, молодые -светлее). Развивать эстетические чувства, образные представления. |
Апрель | «Нарисуй какое хочешь дерево» Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий | Учить задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного они видели, о чем им читали, рассказывали. Развивать творчество, образные представления, воображение детей. Учить доводить начатое дело до конца. Упражнять в рисовании цветными восковыми мелками, простым карандашом и др. Закреплять умение радоваться красивым и разнообразным рисункам, рассказывать о том, что в них больше всего понравилось. |
Май | «Мое любимое дерево» Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов | Совершенствовать умение детей рисовать дерево. Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе; учить изображать эти изменения в рисунке наиболее выразительно. Закрепить нетрадиционный метод рисования жесткой кисточкой «тычком». Развивать чувство композиции. |
Подготовительная к школе группа
Месяц | Занятие | Цель |
Сентябрь | «Ветка рябины» Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. перераб. и доп. | учить детей передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закреплять умение красиво располагать ветку на листе бумаги. Упражнять в рисовании акварелью, кистью (всем ворсом и концом его). Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения. |
Октябрь | «Золотая осень» Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. перераб. и доп. | учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать её колорит. Закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета красок для стволов (темно – коричневую, темно – серую, черную, зеленовато – серую) и различные приемы работы кистью (всем ворсом и концом). Учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее. |
Ноябрь | «Поздняя осень» Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. перераб. и доп. | учить передавать в рисунке пейзаж поздней осени, её колорит (отсутствие ярких цветов в природе). Учить использовать для создания выразительного рисунка разнообразные художественно – графические техники (тычок жесткой полусухой кистью, оттиск пенопластом, оттиск смятой бумагой, рисование неба с тучами в технике «по – сырому»). Формировать представление о нейтральных цветах (чёрный, белый, темно – серый, светло – серый), использовать эти цвета при создании картины поздней осени. |
Декабрь | «Белая береза под моим окном…» (зимний пейзаж) И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». | Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей заснеженной кроны и стройного ствола с тонкими гибкими ветками. Совершенствовать технические умения. Развивать чувство цвета. |
Январь | «Наша нарядная елка» Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий | Учить детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной елки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов. Развивать образное восприятие, эстетические чувства (ритма, цвета), образные представления. |
Февраль | «Иней покрыл деревья» Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий | Продолжать учить детей создавать образ зимней природы, передавать её красоту, разнообразие деревьев. Предоставить детям возможность выбора материалов для рисования. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность. |
Март | «Ваза с ветками» - рисование с натуры Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий | Продолжать учить рисовать с натуры, передавая форму вазы, конструкцию веток, красиво располагать изображение на листе бумаги. Закреплять умение намечать форму вазы карандашом, используя разный нажим. Развивать эстетическое восприятие. |
Апрель | «В гости к весне» Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество» | развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, обращать внимание на цветовые сочетания в картинах о ранней весне, отображать их в рисунке, уметь располагать сюжет на всем листе бумаги. Закреплять умения рисовать деревья, кусты. Использовать знакомые приемы рисования – «по-мокрому», тампонирование, тычком и т.д. |
Май | «Цветет сирень» Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа. Программа, конспекты» | Продолжать учить передавать в рисунке форму и строение куста сирени, изображать на кусте соцветия, собранные в кисти, передавать их форму и цвет; учить смешивать краски для получения сиреневого цвета. |
Список используемой литературы.
1. «Изобразительная деятельность. Младшая группа. Разработки занятий». Сост. Штейнле Н.Ф.
2. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре».
3. И.А. Лыкова, Изобразительная деятельность в детском саду: младшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. И.А. Лыкова. «Цветные ладошки».
4. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.
5. Г. С. Швайко. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа.
6. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада Конспекты занятий.
7. Д. Н. Колдина Рисование с детьми 4-5 лет.
8. И. А. Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Лепка, рисование».
9. Т. С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада Конспекты занятий.
10. И. А. Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Лепка, рисование».
11. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. перераб. и доп.
12. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество».
13. Г. С. Швайко. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа. Программа, конспекты».