Раздел 1. Информация об организации-заявителе
1.1. Название организации: ГОУ НПО ЯО профессиональный лицей № 31
1.2. Адрес: г. Ярославль, ул. Автозаводская, д.5/1
1.3. Тел: 73-70-48
1.4. Факс:73-70-48
1.5. E-mail: pu31.71@mail.ru
1.6. Тип учреждения: учреждение начального профессионального образования
1.7. Руководитель проекта: Цапникова Наталья Олеговна, заместитель директора
1.8. Адрес сайта учреждения: https://pu31.edu.yar.ru
1.9. Ссылка на раздел сайта, посвящённый проекту.
1.10. Участники проекта: административно-педагогический, технический персонал ПЛ № 31
Социальные партнёры: ГОУ ЯО ИРО, Компания «Байт-Я», Ярославский центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании
Раздел 2. Проектное предложение
2.1. Краткое обоснование проекта:
Приоритетными направлениями развития региональной системы образования на 2011-2013 годы являются:
- развитие инновационной деятельности в системе образования;
- реализация проектов по различным направлениям информатизации.
Реализация этих направлений в ПЛ № 31 возможна через создание единого информационно-образовательного пространства ОУ, которое позволит:
- повысить эффективность обучения,
- развить индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса,
- внести изменения в характер деятельности педагога и обучающегося,
- совершенствовать управление учебным процессом,
- организовать новые формы взаимодействия в процессе обучения, что несомненно будет способствовать повышению качества образования.
Единое информационно-образовательное пространство – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса.
|
В ПЛ № 31 в настоящее время реализуется Программа по информатизации образовательного процесса на 2010-2012 годы, где представлена информационно-структурная схема лицея (Приложение 1). В 2011-2012 учебном году имеются:
- кабинет информатики с выходом в Интернет;
- учебная мастерская по профессии «Оператор электронного набора и верстки» с выходом в Интернет;
- 16 компьютеризированных рабочих мест педагогов в учебных кабинетах и мастерских (89%);
- 3 компьютеризированных рабочих места обучающихся с выходом в Интернет в библиотеке;
- интерактивная доска в кабинете физики;
- локальная административная сеть с выходом в Интернет;
- сайт лицея.
85% педагогических работников владеют навыками пользователя персонального компьютера и применяют ИКТ в образовательном процессе.
Переход с 2011 года на ФГОС НПО нового поколения предполагает реализацию компетентностного подхода в образовании, в т.ч. использование обучающимися информационно-коммуникационной технологии в профессиональной деятельности. Становится необходимым создание условий для организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся.
Единое информационно-образовательное пространство позволит повысить эффективность следующих функций ОУ:
- управленческой:
деятельность руководителей образовательного учреждения требует оперативного решения поставленных задач, постоянного анализа текущего состояния дел. Использование специализированных технических и программных средств, в том числе наличие электронного документооборота, сократит сроки сбора и обработки информации, повысит оперативность и качество управленческих решений;
|
- образовательной:
выпускник лицея должен владеть современными знаниями в предметных областях и в выбранной профессии, компетенциями, ориентированными на работу с информационными источниками, в том числе Интернет;
обеспечить необходимый уровень образования невозможно без высокопрофессиональных педагогических кадров, обладающих высокой мотивацией к применению ИКТ в профессиональной деятельности;
- информационно-методической:
новое качество методического сопровождения образовательного процесса позволит сформировать медиатеку лицея, объединяющую различные информационные ресурсы и обеспечивающую их единообразное использование;
- коммуникационной:
в настоящее время активное взаимодействие с обучающимися, их родителями, социальными партнерами и другими потребителями образовательных услуг могут обеспечить сетевые технологии;
- технической функции:
модернизация учебно-материальной базы в области ИКТ и создание системы технического обслуживания станут основой для создания и функционирования единого информационно-образовательного пространства.
Таким образом, выявлена проблема:
Существующий уровень развития ИКТ и оснащения в лицее не соответствует требованиям к новому уровню образования.
Решением проблемы может стать создание единого информационно-образовательного пространства лицея. Опыт работы по данному направлению может быть использован учреждениями НПО и СПО.
2.2. Общая стратегическая цель проекта:
|
Переход на новый уровень образования через создание единого информационно-образовательного пространства лицея.
2.3. Конкретная цель проекта:
Функционирование единого информационно-образовательного пространства в
ПЛ № 31.
2.4. Задачи проекта
Единое информационно-образовательное пространство ОУ – это система, которая:
- включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы;
- обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полный информационный обмен;
- предполагает наличие нормативно-правовой базы, технического и методического сопровождения.
Таким образом, для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
1. Создать единую локальную сеть ОУ с выходом в Интернет и образовательную сеть города.
2. Доукомплектовать лицей необходимыми компьютерами и мультимедийным оборудованием, программными продуктами.
3. Разработать и внедрить модель единого информационно-образовательного пространства ПЛ № 31.
4. Сформировать медиатеку.
5. Создать систему технического обслуживания оборудования, администрирования сети.
6. Создать условия для адаптации педагогов в информационно-образовательном пространстве лицея, их непрерывного самообразования.
7. Повысить уровень использования ИКТ в процессе управления.
8. Обеспечить качественные изменения в использовании средств ИКТ в образовательном процессе, повысить информационную культуру обучающихся.
9. Разработать технологию сетевого взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами.
2.5 Ожидаемые результаты, продукты
Ниже представлены ожидаемые результаты и продукты в соответствии с поставленными задачами:
Задачи | Результаты | Продукты | |
1. Создать единую локальную сеть ОУ с выходом в Интернет и образовательную сеть города | - единая локальная сеть ОУ с выходом в Интернет и образовательную сеть города | - рабочая информационно-структурная схема ПЛ № 31 | |
2. Доукомплектовать лицей необходимым компьютерами и мультимедийным оборудованием, программными продуктами | - наличие необходимого оборудования, программных продуктов | - необходимая учебно-материальная база лицея в области информатизации | |
3. Разработать и внедрить модель единого информационно-образовательного пространства ПЛ № 31 | - информационный обмен внутри лицея; - свободный доступ к информационным ресурсам всеми участниками образовательного процесса | - модель единого информационно-образовательного пространства; - положение об едином информационно-образовательном пространстве; - новые должностные инструкции | |
4. Сформировать медиатеку | - наличие и периодическое пополнение медиатеки | - систематизированные образовательные ресурсы лицея. Разделы медиатеки: • программное обеспечение общего назначения (операционная система, пакет прикладных программ, специализированные программы); • программно-методическое обеспечение для организации учебно-воспитательного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.); • информационные ресурсы образовательного учреждения (педагогическая информация, учебно-программная документация, КМО дисциплин и предметов, мультимедийные учебные разработки педагогов и обучающихся, информационные источники, объединенные в предметные и тематические списки) | |
5. Создать систему технического обслуживания оборудования, администрирования сети | - система технического обслуживания оборудования, администрирования сети | - положение об едином информационно-образовательном пространстве | |
6. Создать условия для адаптации педагогов в информационно-образовательном пространстве лицея, их непрерывного самообразования | - компетенции педагогов в области ИКТ: - в технологии дистанционного обучения; - приемы работы с сервисами Интернет; - по организационной и контролирующей поддержке процесса обучения | - программы повышения квалификации в области ИКТ | |
7. Повысить уровень использования ИКТ в процессе управления | - оптимизация процесса управления; - электронный документооборот | - положение об электронном документообороте; - шаблоны документов | |
8. Обеспечить качественные изменения в использовании средств ИКТ в образовательном процессе, повысить информационную культуру обучающихся | - переориентация педагогов от традиционных информационных источников к новым; - сформирована потребность у участников образовательного процесса в использовании ресурсов информационно-образовательного пространства лицея и сети Интернет; - мотивация педагогов на создание своих образовательных ресурсов; - мотивация обучающихся на создание собственных образовательных продуктов с применением ИКТ; - организована самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся | - новое комплексно-методическое обеспечение профессий, предметов, ориентированное на достижение качественно новых образовательных результатов, невозможных без использования ИКТ; - продукты образовательной деятельности обучающихся | |
9. Разработать технологию сетевого взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами | - дистанционное образование; - проведение сетевых мастер-классов по профессиям; -интерактивное взаимодействие потребителей образовательных услуг лицея через Интернет | - положение о дистанционном образовании; - комплексно-методическое обеспечение дистанционного обучения; -интерактивный сайт лицея с возможностями: - общения участников ОП; - размещения информации; - размещения служебной информации с доступом через пароль; - размещения индивидуальных информационных полей с персонализированной информацией | |
2.6. Заинтересованные стороны, благополучатели, целевые группы
Заинтересованными сторонами в реализации проекта являются:
- администрация Ленинского района;
- управление развития потребительского рынка, предпринимательства и туризма мэрии г.Ярославля;
- работодатели;
- родители;
- социальные партнеры.
Целевые группы, благополучатели:
- обучающиеся НПО;
- педагоги и администрация лицея;
- потребители других образовательных услуг.
2.7. Срок, на который рассчитан проект: ноябрь 2011-2013 г.
2.8. Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам и перечня промежуточной и конечной продукции (планируемые результаты):
Этап проекта | Сроки реализации | Промежуточные планируемые результаты | Конечные планируемые результаты |
Подготовительный | Ноябрь-декабрь 2011, 1 кв. 2012 | 1. Анализ состояния материально-технической базы и программного обеспечения по теме проекта; 2. Анализ сформированности ИКТ -компетенции целевых групп проекта; 3. Разработка модели единого информационно-образовательного пространства лицея; 4. Разработка необходимых нормативно-правовых документов | План закупок План повышения квалификации Модель единого информационно-образовательного пространства лицея Нормативно-правовая база |
1, 2 кв. 2012 года | 1. Приобретение и установка необходимого оборудования; 2. Создание единой локальной сети лицея с выходом в Интернет и образовательную сеть города | Модернизированная материально-техническая база по теме проекта | |
Организационный | 1, 2, 3 кв. 2012 | 1. Выполнение технических работ по администрированию сети; 2. Курсы ПК в области ИКТ, дистанционного обучения; 3. Разработка технологий сетевого взаимодействия: -структура интерактивного сайта - технологии дистанционного обучения; 4. Разработка интерактивного взаимодействия с обучающимися при организации самостоятельной внеаудиторной работы; 5. Каталогизация медиатеки; 6. Разработка шаблонов административных и учебных документов | Включение всех структур в единое информационно-образовательное пространство лицея Новые компетенции педагогов в области ИКТ Новая организация образовательного процесса |
Внедренческий | 2012-2013 учебный год | 1. Наполнение медиатеки; 2. Периодическое обновление сайта; 3. Интерактивное взаимодействие между участниками образовательного процесса и социальными партнерами; 4. Изменение методов и форм обучения; 5. Формирование информационной культуры обучающихся; 6. Наличие электронного документооборота; 7. Создание системы технического обслуживания оборудования | Адаптация целевых групп проекта к условиям функционирования единого информационно-образовательного пространства Инновационные формы деятельности |
Оперативный | Сентябрь-декабрь 2013 | 1. Мониторинг результатов проекта, принятие управленческих решений; 2. Описание и представление опыта | Оптимизация условий функционирования единого информационно-образовательного пространства |
2.9. Организации партнёры (возможные соисполнители) с указанием их функций.
Организации-партнеры | Функции | |
1. | ГОУ ЯО ИРО | Курсы повышения квалификации по использованию ИКТ |
2. | Ярославский центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании | Изменение структуры и размещение сайта в Интернет |
3. | Компания «Байт-Я» | Техническое обслуживание компьютерной техники |
2.10. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта
Проект и его промежуточные результаты будут размещены на сайте лицея
2.11 Риски и пути их преодоления
Риски | Пути их преодоления |
Низкая мотивация педагогических работников к инновациям | Стимулирование педагогических кадров |
Отсутствие в штатном расписании должности системный администратор | Введение должности в штатное расписание |
Дефицит средств областного бюджета | Использование внебюджетных средств |
Невостребованность созданных продуктов | Корректировка продуктов Информирование потребителей продуктов |
2.12 Механизм самооценки (описание системы мониторинга качества с перечнем используемых показателей)
№ | Критерии оценки | Сроки | Методы оценки |
1. | Нормативно-правовая база | 1 раз в квартал | Анализ |
2. | Ресурсное обеспечение проекта: - техническое функционирование сети; - изменения в компетентности кадров в области ИКТ; - обновление учебно-методического обеспечения | 1 раз в квартал | Наблюдение, анализ |
3. | Оптимизация процесса управления | 1 раз в квартал | Анализ |
4. | Востребованность: - сетевых сервисов; - материалов медиатеки | 1 раз в квартал | Анализ |
5. | Удовлетворенность пользователей условиями работы в едином образовательно-информационном пространстве | 1 раз в квартал | Анкетирование |
Раздел 3. Ресурсное обеспечение проекта:
Нормативно-правовое:
ФЗ «Об образовании» от 10.06.92 № 3266-1
Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС)
Устав ГОУ НПО ЯО ПЛ № 31
Научно-методическое и информационное:
ФГОС начального профессионального образования