Правовое государство – форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.
Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.
Признаки правового государства:
- главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
- равенство всех перед законом;
- разделение властей на три ветви;
- реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
- признание прав и свобод человека высшей ценностью;
- взаимная ответственность личности и государства;
- политический и идеологический плюрализм;
- стабильность законности и правопорядка в обществе.
Базовыми принципами функционирования правового государства являются:
- господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;
- признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права явлаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
- взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
- разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
- разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
- контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.
Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.
Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.
Социальное государство – форма государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.
Термин «социальное государство» введен в научный оборот в XIX в. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949 г. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине XX в.
Социальное государство конструирует тип общества, который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.
Возможность практического воплощения идеи социальною государства зависит от ряда факторов:
- высокою уровня экономического развития страны;
- наличия правового государства;
- соответствующего уровня политической культуры граждан.
Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др.
Российское государство ставит своей целью стать социально-правовым.
Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этою общего положения вытекают следующие конституционные обязанности Российского государства:
- обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан;
- установление минимальною размера оплаты труда;
- поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых граждан и др.;
- развитие системы социальных служб;
- установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты;
- недопущение резкою имущественною расслоения;
- осуществление перспективной демографической политики.
Такие действия государства возможны в демократической политической системе и при наличии гражданского общества.