Работа по химии - письменная, с возможным собеседованием после. Будут предложены не вопросы "на пересказать", а задания, требующие применения изученного материала. Мы надеемся, что раздел программы "надо уметь" поможет Вам сориентироваться и понять уровень предъявляемых требований по химии.
Знания | Надо уметь: |
1. Начальные химические понятия. Понятия: атом, молекула, элемент, изотоп. Расчет количества вещества (моль). | Сформулировать определения «атом, молекула, элемент, изотоп». Уметь применить эти понятия – привести примеры. Рассчитывать количество вещества в порции заданной массы или из числа частиц |
2. Химическая реакция. Ее признаки. | Различать химический и физический процессы, привести примеры химического и физического процесса |
3. Классы неорганических соединений. Определение класса вещества по формуле и по свойствам. | Уметь составлять формулу по названию и название по формуле для оксидов, гидроксидов, бинарных соединений. По формуле или названию отнести соединение к определённому классу. По отношению к кислотам и основаниями уметь относить оксиды и гидроксиды к классам основных, кислотных и амфотерных. |
4. ОВР, процессы окисления и восстановления, окислитель и восстановитель, электронный баланс | Сформулировать определения «окислитель, восстановитель, окисление, восстановление» и уметь применить эти понятия – привести примеры. Уметь уравнивать уравнения реакций методом электронного баланса. |
5. Оксиды. Классификация оксидов. Реакции с водой. | Что такое оксиды (определение понятия оксид)? Классы оксидов по кислотно-основной классификации оксидов. Для кислотных и основных оксидов уметь написать уравнение реакции с водой. Знать примеры несолеобразующих оксидов (CO, NO, N2O, MnO2). |
6. Реакция нейтрализации. Соли. Свойства солей. | Знать определение реакции нейтрализации. Уметь записать уравнение реакции нейтрализации в полном и сокращенно-ионном виде. Уметь составлять формулу соли по названию и название по формуле. Уметь записывать уравнения реакций взаимодействия солей с кислотами, щелочами, другими солями. |
7. Взаимодействие кислот и солей с металлами. Ряд активности. | Используя ряд активности, определить возможно ли протекание реакции металла с раствором кислоты (с выделением водорода) или с раствором предлагаемой соли. |
8. Растворы. Понятия «концентрация» (массовая, объемная и мольная доли и молярная концентрация). Растворимость. Насыщенный и ненасыщенный растворы. | Знать, что такое раствор, растворенное вещество и растворитель. Уметь записать формулу, выражающую концентрацию ((массовая, объемная и мольная доли и молярная концентрация). Рассчитать необходимые количества и массы веществ для приготовления раствора заданной концентрации. Уметь решить обратную задачу (если дана масса/количество вещества и растворителя, рассчитать концентрацию раствора). |
9. Электролиты и неэлектролиты. Теория электролитической диссоциации. Уравнения диссоциации, сила электролита (степень диссоциации). Определение кислот, оснований, солей в свете ТЭД, качественные реакции на кислоты, основания. | Знать основные положения теории электролитической диссоциации. Уметь записать уравнения реакций диссоциации. Знать, какие кислоты и основания относятся к сильным и слабым (список на основании таблицы растворимости из школьного учебника). Уметь рассчитать степень диссоциации, если известны концентрациям частиц в растворе и общая/исходная концентрация вещества. |
10. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Их смысл. Критерий протекания реакции в растворах электролитов. Движущая сила реакции. | Молекулярные и ионные уравнения реакций – уметь записать для конкретного примера. К выданному сокращенному уравнению предложить молекулярное (и обратная задача). Критерий протекания реакции в растворах электролитов – уметь указать, какова движущая сила реакции в конкретном случае |
11. Химические свойства кислот и оснований в свете ТЭД. Индикаторы. | Уметь записать уравнения реакций, описывающих свойства представителя класса кислот (на конкретном примере – HCl, H2SO4, HNO3, HNO2, H3PO4, H2CO3) Уметь записать уравнения реакций, описывающих свойства представителя класса оснований (на конкретном примере) Метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин – знать окраски в кислой, нейтральной и основной средах |
12. Представление об амфотерности. Свойства амфотерных оксидов и гидроксидов. Доказательство амфотерности гидроксида. | Уметь записать уравнения реакций, описывающих свойства представителя класса амфотерных оснований (на конкретном примере – Zn(OH)2, Al(OH)3, Pb(OH)2, Cr(OH)3) и соответствующих оксидов. |
13. Расчеты по химической формуле. (Определение массовой доли элемента по формуле, определение формулы по заданным массовым долям атомов химических элементов). | Уметь проводить соответствующие расчеты |
14. Расчеты по уравнению химической реакции. (Определение количества и массы одного вещества, если дано количество или масса другого). | Уметь проводить соответствующие расчеты |
15. Закон Авогадро. (Определение объема одного газообразного вещества, если дано количество, масса или объем другого газа). | Уметь проводить соответствующие расчеты |
16. Термохимические уравнения. Эндо- и экзотермические реакции. Расчет теплового эффекта химической реакции или m, ν, V при известном тепловом эффекте реакции. | Уметь проводить соответствующие расчеты, записать термохимическое уравнение по имеющимся данным о тепловом эффекте |
17. Кислород. Способы получения (2-3 способа). Реакции горения. | Уметь записать уравнения соответствующих реакций, знать условия проведения. |
18. Водород. Способы получения (2 способа). Реакции. | Уметь записать уравнения соответствующих реакций, знать условия проведения. |
19. Состав и строение атома. Планетарная модель Э. Резерфорда, представление о квантовой модели (электрон как волна и частица). Электронные конфигурации атомов (принцип Паули, принцип наименьшей энергии, правило Хунда). | Уметь составлять электронную формулу и рисовать электронное строение атомов элементов главных подгрупп, понимать и использовать порядок заполнения подуровней |
20. Периодический закон и периодическая система элементов в свете современной теории строения атома. Сведения о составе атома, получаемые из положения элемента в периодической системе. | Сформулировать Периодический закон (современная формулировка – Связь электронного строения с положением в таблице Менделеева) Используя Периодическую систему, уметь записать состав атома (число протонов, нейтронов, электронов) |
21. Изменение свойств атомов химических элементов по периоду и группе периодической системы, сравнение свойств элементов и их форм, исходя из положения в Периодической системе. | Уметь сравнить радиус атома, электроотрицательность, кислотно-основные свойства оксидов, металлические/неметаллические свойства простых веществ исходя из положения элементов в Периодической системе. |
22. Кристаллические решетки. Примеры соединений с различным типом кристаллической решетки. Общие свойства веществ (с единым типом кристаллической решетки). | Знать типы кристаллических решеток, уметь привести примеры соединений. Уметь описать свойства вещества (агрегатное состояние, температура плавления высокая/низкая, растворимость в воде нет/маленькая/большая) на основании знания о типе кристаллической решетки |
23. Химическая связь, типы химических связей. Представление о теории гибридизации. | Как образуется химическая связь? Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования связи. Понятия валентности и степени окисления, чем различаются. Ковалентная полярная и неполярная связь. Уметь изобразить графические формулы, зная валентность атомов составляющих элементов (на примере молекулярных соединений: бинарных соединений, например, и кислот HCl, H2SO4, H3PO4, H2CO3) |
24. Образование ковалентной связи. Предсказание (исходя из положения элемента в ПТ) возможных валентностей. | Уметь предсказать возможные валентности для s и р элементов |
25. Генетическая связь классов неорганических веществ. | Умение составлять генетические схемы (цепочки) и писать уравнения соответствующих реакций. Например: неметалл – оксид – гидроксид – соль; металл – оксид– соль– гидроксид. |