CURRENT STATUS OF MEDIARHETORIC




МЕДИАРИТОРИКА: Современный статус

И ВАЖНЕЙШИЕ задачи

Аннотация. Статья посвящена уточнению терминов медиакоммуникация, масс-медиа, медиариторика и основным проблемам, которые возникают сегодня при исследовании современных текстов медиакоммуникации, их классификации, проблемам создания и функционирования данных текстов. Затрагиваются основные проблемы медиаторики: образ коллективного и индивидуального ритора, содержание и аогументация в текстах медиакоммуникации, стиль современного медиадискурса, риторическая этика медиакоммуникации.

Ключевые слова: медиакоммуникация, масс-медиа, медиариторика, стилистика, жанр, образ ритора.

 

М едиакоммуникация – это общезначимый современный текст, в создании которого принимают участие новейшие техническо-электронные средства, формирующие принципиально новые виды речевых коммуникаций. Тексты современной медиакоммуникации кардинально изменили жизнь современного общества и каждой личности, образующих теперь «новое информационное сообщество». Термин медиакоммуникация смешивают сегодня с масс-медиа, или с текстами массовой коммуникации. На наш взгляд, медиакоммуникация – более широкое понятие, включающее все возможные средства коммуникации с помощью технико-электронных средств. Медиакоммуникация охватывает сегодня все сферы жизни: бытовую (современное бытовое общение невозможно представить без телефоно-коммуникаций в самых разных видах), профессионально-деловую (речевая перегрузка, повышение вала документов, информационная «усталость» в большинстве профессий – все это следствие неумения управиться с новыми видами возможностей, которые предоставляет электронно-компьютерная техника), общественно-политическую и культурно-развлекательную, которая и составляет в разнообразных формах массовую коммуникацию (масс-медиа). В сущности к медиакоммуникации следует отнести все виды «дисплейных текстов» (так их предлагает называть В.К. Костомаров – [5: 198-199]) – ср. в Википедии перечень их применения, который можно рассматривать как виды устройств, содержащих данные тексты и организующих медиа-общение: телевизоры, компьютеры и ноутбуки, телефоны, калькуляторы, инфокиоски, навигаторы, банкоматы и платежные терминалы, уличная реклама и шоу – несомненно все перечисленные устройства организуют современную медиакоммуникацию [3].

Цель массовой коммуникации – организация политической, экономической, социальной и культурной деятельности общества с помощью электронно-технических средств. Специфика текстов МК состоит в том, что они являются на сегодняшний день самыми авторитетными и значимыми текстами, предлагающими обществу стиль жизни, в то же время эти тексты (как и большинство текстов медиакоммуникации) не хранимы в культурной памяти, поэтому их содержание и стиль подвержены сменам. Отношение данных текстов к культуре – особая проблема, поскольку, именуемые «культурой массовой коммуникации», они содержат лишь поверхностные, общепонятные, не-глубинные пласты культуры, подверженные идеологическо-стилевым переменам. Цель филолога – отслеживание и управление этими процессами, способность быть грамотными консультантами в направлении мысле- и слововыражения при создании и восприятии данных текстов и организации медиакоммуникации в целом.

Цель риторики – создание убедительной, эффективной, целесообразной речи, способствующей организации деятельности в разных областях человеческой жизни и прежде всего в интеллектуально-речевых профессиях. Риторика как искусство речи предлагает образцы содержательно-стилевого творчества и формирует стиль деятельности и речевых взаимоотношений как в области различных профессий, так и в быту, как в области массовой коммуникации, так и в межличностной коммуникации, осуществляемой с помощью электронных средств. Поскольку речь является главным инструментом управления, медиариторика деловой речи готовит профессионалов-управленцев и всех участников процесса коммуникации, в котором участвуют специалисты той или иной сферы. Обозреть всё богатство существующих на сегодня форм, видов и жанров общения – задача теории словесности, частной риторики (кто-то, возможно, назовет другие области наук, например, связи с общественностью или дискурсологию). Построение классификации этих текстов (видов и жанров речи, текстов, дискурсов и т.д.) – насущная и нерешенная (судя по почти отсутствующей литературе) задача.

Медиариторика сегодня– область частной риторики, исследующая теорию и искусство построения речи в области медиатехнологий, как правило, в сфере массовой коммуникации (радио, телевидение, массовая пресса, Интернет, различные виды новых «дисплейных» коммуникаций). Медиакоммуникация принципиально изменила жизнь современного человечества, порождая новый тип человека в его психофизическом самоощущении и организации его душевного и телесного бытия. В то же время медиакоммуникация (если она желает стать благом для человечества) должна опираться на весь предшествующий фундамент нравственного, идейного (когнитивного) и организационно-технологического опыта, который вмещает в себя понятие культуры как достижений человечества. Необходимость создания новой дисциплины неориторического статуса – медиариторики обосновала в своем исследовании И.В. Анненкова, обосновав риторико-аксиологическое осмысление СМИ и назвав медиадискурс «главным культурообразующим фактором современной эпохи» [1: 5].

Современная медиариторика должна решить следующие задачи с соответствующими областями исследования:

1. Медиариторика как часть теории словесности должна классифицировать имеющиеся виды и жанры медиакомуникаций. Эта задача осложняется необходимостью отслеживать постоянно появляющиеся новые виды речевых коммуникаций и предлагаемые жанры общения.

2. Новые виды коммуникации диктуют определенный формат речевого сообщения или жанра речи, которому подчиняются как содержание, так и пафос (эмоция) речи. Отслеживание тематики и содержания, а вместе с ними и пафосной оценки предлагаемых идей, - существенный момент формирования стиля жизни общества и личности, навязываемого образа мыслей и соответствующего слововыражения.

3. Фактура новых видов медиакоммуникации предполагает и определенную стилистику речи как совокупность словесных способов выражения мысли – в каждом жанре, как и в авторских идиостилях предлагаются несколько свои приемы работы со словом, которые, подчиняясь правилам искусств речи, необходимо соотносить с внешними правилами словесности (кому, в какой ситуации, сколько времени и сколько по объему речи можно сказать или написать). Например, текст смски должен быть краток по технологическим условиям его создания; он адресован конкретной личности и ограничен «письменной» формой, т.е. смска не предполагает видеоряда. Иные возможности созданы формами «вотс-ап»а: картинка может сопровождаться и текстом, и музыкой; кроме того, достаточно просто послать текст множеству адресатов и т.д.

Медиакоммуникация находит новые выразительные средства речи, которые диктуются как самими новыми способами создания текстов, так и расширяющимися возможностями прежних видов и жанров словесности. Расширение этих возможностей влечет и множество опасностей: одна из них – «дисциплинаризация» текстов, когда появилась возможность требовать от авторов текстов (в частности, научно-деловых или педагогических – ср. наши УМК или рабочие программы) определенного оформления, и это желание (как и компьютерная возможность) сделать все тексты «одинаковыми» делает «языковое существование» современного ученого и педагога максимально забюрократизированным и дискомфортным.

4. Медиакоммуникация по условиям своего создания максимально разнообразит способы воплощения образа ритора, т.е. это может быть и индивидуальный речедеятель (как в face-book-e или в контакте), и коллективный образ медиаритора. Таким корпоративным образом ритора становится, например, сайт института, фирмы, компании - эдакий коллегиальный тип создания медиапродукта, когда авторы могут быть скрыты или не названы, или же, если и названы, то авторов-создателей корпоративного текста огромное множество и все они работают на выполнение одной идеолого-стилистической задачи.

5. Медиакоммуникация условиями своего создания формирует новый нравственно-этический образ человека. Опасность этого процесса состоит в том, что вне опоры на традиционные нравственно-духовные ценности медиаэтика открыла новые возможности речевого манипулирования сознанием, проще говоря, новые способы обмана, и если современный человек не будет подготовлен риторически (например, не научится правильно слушать и различать способы манипулирования), то это грозит большими катаклизмами как для личности, так и для общества. Таким образом, одним из главных вопросов для теории и практики медиакоммуникации становится вопрос риторической этики медиакоммуникации.

Скажем о каждой из этих областей более подробно:

1. Медиакоммуникация по условиям своего создания стала четвертым родом словесности (если брать за основу классификацию Ю.В. Рождественского: родами словесности он называл наиболее крупные массивы текстов, различающиеся по фактуре речи: устная, письменная, печатная, массовая коммуникация) [8]. Не исключено, что термин медиакоммуникация более подходит для обозначения этого рода словесности, так как включает в себя как общение с массовой аудиторией, так и индивидуально-личностные контакты. Подобную классификацию находим у М. Маклюэна с его историко-культурным пониманием медиасредств «расширения человека» и четырехступенчатой моделью «эр» человечества: «устная», «рукописная», «книгопечатное общество», «электронная эра» [6].

Любопытно, что Ю.В. Рождественский не застал эпохи Интернета и разделял массовую коммуникацию на массовую информацию, в которой выделял пять видов (пресса, телевидение, радио, кино, реклама), и информатику [8: 240]. Если массовая коммуникация создала новый тип корпоративного авторства, то информатика обеспечивала «личное пользование» новыми электронными средствами создания речи. Классификация жанров, с одной стороны, должна основываться на традиционном назывании жанров, выработанных классической журналистикой, с другой стороны, она постоянно пополняется изменениями «сегодняшнего дня», ибо каждый претендующий на влиятельность орган массовой информации или индивидуальный ритор пытаются создать, изобрести, придумать своё название не только тексту, но и его жанровой форме. Так рождаются новые жанры телепередач, называемых «интеллектуальными шоу», или конкурсами (на сегодня это такие модные программы как «Лучше всех» - детское телевизионное шоу талантов, или «Голос» «российское развлекательное вокальное шоу талантов, по определению Википедии). Каждая такая передача имеет свой формат – новый термин, означающий технический способ создания речевого общения, иначе говоря, каждый так называемый «проект» (также новое слово, ибо при новых фактурах речи обязательно создание новой терминологии) должен иметь свою «новую» композицию последовательности речей и самого представления номера, свой состав участников и каждый проект непременно должен претендовать на определенную новизну.

Продолжительность жизни каждого проекта невелика – от 2-х до 4-х лет, и в этой необходимости постоянного поновления философия медиакоммуникации: эти тексты не вечны, но влиятельны для определенного периода времени. Они безусловно ориентированы на национально-культурный менталитет, но в то же время многое заимствуют (если не прямо повторяют!) популярные западные подобные медиапрограммы. Риторическая задача современных российских СМИ – самостоятельное изобретение как форм, так и содержания передач, текстов, способных стать влиятельными как у себя в стране, так и в мире. К сожалению, такая риторическая задача не ставится, что свидетельствует о недостатках риторического образования наших медиакоммуникантов.

Если «медиакоммуникация - общение «посредством» именно электронно-технических средств (ведь медиа - средство, посредник), то с точки зрения филологии как науки о культурном развитии форм речевой коммуникации в медиакоммуникации развиваются и совершенствуютсявсе предшествующие формы речи: устная речь (любопытно, что в данном контексте мы можем называть ее синонимически «коммуникацией), письменная речь, устно-письменная речь вкупе с видеорядом (этот процесс начался ещё в кинематографе, а здесь только усовершенствовался). Развитие технологии общения позволило создать множество новых форм, включающих как личностное, так и групповое взаимодействие, и формы массовых коммуникаций могут охватывать, условно говоря, всё человечество, точнее всех, кто обладает техническими средствами связи.

Поскольку владение этими средствами связи является «престижным», игровым, занимательным, практически полезным, в процесс медиакоммуникации включаются все технологически подготовленные социальные группы, а само человечество уже не может обходиться без технических средств, обеспечивающих медиакоммуникацию. Тем не менее, существенным фактором является факт не только не исчезновения, но существования и развития (совершенствования) всех предшествующих форм коммуникации, т.е. никуда не исчезает устная речи как непосредственное очное взаимодействие партнеров общения, более того, медиакоммуниканты (возьмем этот термин) «тоскуют» по устному непосредственному диалогу; никуда не исчезает письменная речь, но развитие техники показывает, как совершенствуются орудия письма, бумага, и только человеческий фактор не позволяет внедрить в образование обучение каллиграфии и чистописанию, что было бы чрезвычайно важно с точки зрения педагогики.

То же самое должно сказать о развитии видов и форм научной и художественной литературы, которые имеют не только на порядок большие полиграфические возможности, но существенно меняют картину речевого взаимодействия специалистов данных сфер (ученых и писателей): в науке наиболее популярными стали жанры конференций с публикацией ограниченных по объему статей, хотя формально никуда не исчезли жанры монографий, но чтобы ограничить множественность и легкую доступность публикаций, вводится режим «вак»-овских публикаций… В сущности аналогичную картину мы наблюдаем и в сфере художественной литературы: публиковать собственные сочинения в стихах и прозе стало легко – авторскому тщеславию весьма льстит публикация на популярном сайте, а затем не представляет больших сложностей и печатание книги. В связи с массовостью и технологической доступностью публикаций их качество существенно снижается.

Если классификация жанров традиционных СМИ достаточно устоялась, то многие новые виды медиакоммуникации попросту не определены. Как, например, назвать общение со смартфоном-телефоном, которое мы наблюдаем сегодня в любом вагоне метро или электрички и которое рождает психологически новый тип утопающего в виртуальной реальности человека? Это индивидуальный медиадиалог (неблагозвучно!)? Или диасмарт? Предложим термин медиалог, потому что «диа» и есть через-речь, некоторое средство, т.е. то же, что и «медиа». Итак, назовем индивидуальное общение коммуниканта с телефоном-смартфоном медиалогом.

2. Содержанием текстов масс-медиакомуникации (наиболее точным был бы такой трехсложный термин) является в самом общем виде политическая, социальная, экономическая, культурная, развлекательная, образовательно-педагогическая информация. Ее современное своеобразие состоит в том, что, если лет 30-50 назад массовая коммуникация ограничивалась несколькими основными теле и радиоканалами, «главными» органами прессы (не в этом ли причина существования тоталитарного общества и идеологии?), то теперь при сотнях радио- и телеканалах, с одной стороны, прежними остаются тематические приоритеты, с другой стороны, растет конкуренция, множественность мнений и падает само качество подготовки текстов, которые все более становятся импровизированными. Отсюда своеобразный демократизм и толерантность к множеству высказываемых суждений при частом отсутствии ответственности за сказанное слово (ср. доперестроечную ситуацию, когда многое прочитывалось между строк). На радио и телевидении становится предпочтительным умение ловко и остроумно говорить без подготовки, нежели аргументированность и глубина знания предмета.

В современном российском медиапространстве массовость аудитории становится фактором, способствующим вульгаризации и усредненности вкусовых требований к содержанию передач.

3. Новая стилистика речи (в терминологии В.Г. Костомарова «употребления языка») продиктована новыми способами создания речи и условиями ее создания. Так, если политико-публичные ток-шоу предполагают участие множества «говорящих», то разговорная эмоциональность манипулятивность доводов начинают явно превалировать, аудитория же, в сущности, не успевает отследить быстроту таких манипулятивных приемов, как смена темы, или расширение довода. Однако ценится, конечно, умение быстро находить нужные доводы, эмоциональность и способность распространить речь в индивидуальном стилистическом образе, куда войдут и отбор слов, и своеобразные фигуры речи, и произношение, и телодвижение оратора.

Стиль современной медиакоммуникации открыл колоссальные возможности для самых разных форм общения. В основном интеллектуальная элита фиксирует падение стилевых требований, размывание культуры речи при понижении уровня грамотности (ведь появление «олбанского языка» возможно стало только в период создания своего сообщества в Интернете), однако надо с уверенностью сказать, что новые технологии способствуют и совершенствованию интеллекта, и повышению возможностей получения информации и только от человека зависит то, как он распорядится новыми возможностями для развития личности и общества и совершенствования своих речевых навыков.

4. Средства медиакоммуникация открывают новые возможности для создания и представления образа ритора как целостного продукта всех семантико-смысловых и семиотических средств реализации замысла создателя дискурса. Образ ритора - совокупность внутренних и внешних характеристик речи, сознательно выстраиваемая ее создателем (оратором, писателем или коллективным, коллегиальным автором) и характеризующая его намерение представить определенную позицию в содержании и стиле речи. Роль языковой личности, медиа-персоны, индивидуального образа в медиадискурсе массовой информации исключительно велика, но надо хорошо представлять, что этот образ есть результат коллективно-коллегиального труда как работников «слова» (редакторов, спичрайтеров и под.), так и технических работников (на телевидении – операторов, звукооператоров, гримеров, шеф-редакторов программ и мн. др.). Языковая личность становится выразителем определенных идеолого-стилевых позиций и интересов, но получателем воспринимается некоторый коллективный (при создании книги) или коллегиальный (при создании теле- или радиопродукта) образ. Так, образ ритора (Максима Галкина или Владимира Соловьева) встроен в образ передач «Лучше всех» и «Вечер с Владимиром Соловьевым», где действует множество лиц, создающих образ передач. Совокупность передач создает образ телеканала – и кто-то скажет: «Я не смотрю “Россию”», а люблю ТВЦ… Наконец, кто-то вообще не смотрит телевизор, и значит, он вообще отвергает «образ телевидения» как средства общения. Сам же образ российского телевидения, безусловно, создает и образ страны, ее стиля мысли, слова, поведения и жизни в целом.

5. Исключительна важна для медиакоммуникации – почему-то эту проблему достаточно трудно и поставить, и обсудить – нравственно-этическая, духовно-культурная составляющая современного медиаобщения. В конце 90-х Ю.В. Рождественский замечал, что основная слабость современного русского языка состоит в отсутствии риторической этики []. На уровне философии языка она проявлялась в нарушении классической заповеди «не лги!» [6: 88]. Однако именно новые возможности медиакоммуникации позволяют беззастенчиво скрывать одни факты и выставлять напоказ только то, что выгодно создателю речи. Это с очевидностью видно в политической риторике, разделяющей страны и заставляющей каждую страну жить в условиях собственного медиакоммуникативного «гетто»), так и в деловой риторике, где вследствие отсутствия нравственных критериев сформировались новые виды медиа-мошенничества. Ср. продажу лекарств в Интернете с риторически распространенными рассказами о чудесном исцелении, причем «риторика продаж» строится по поразительно одинаковым композиционным схемам с одинаковыми средствами выражения; или риторически «подготовленных» продавцов, как по телефону, так и вживую, очно уговаривающих купить тот или иной товар.

Об этих проблемах убедительно и доказательно говорят и президент В.В. Путин, и Патриарх Кирилл, называя проблему нравственности «главной» (см. наш доклад на XVII конференции – [2: 36-37]), но ее решение возможно только как результат риторической (мысле-словесной) инициативы, т.е. честных помыслов, приводящих к рождению новых идей, воплощаемых затем в речи и действии. Пока наше масс-медийное пространство, в основном, инертно и кормится достижениями прежних медиа-звезд – и это следствие риторической невоспитанности и лени, не-готовности «побеждать словом» (слова В.В. Путина, сказанные о Георгии Победоносце). Очевидно, что только риторика как учение о нравственной мысли и совершенном слове (а слово – важнейшее из дел!) способно вывести как общество, так и каждую личность из состояния неуверенности и уныния, добившись преображения личности и обновления общественной, профессиональной и частной жизни.

 

Литература

 

1. Анненкова И.А. Современная медиакартина мира: неориторическая модель (лингвофилософский аспект). Автореф. дис. док. филол. наук. М., 2012.

2. Аннушкин В.И. Общественно-речевая практика в свете проблем риторики (на материале политического красноречия в 2012 году) // Материалы XVII Международной научно-практической конференции «Современная риторика в общественно-речевой и педагогической практике». 30 января – 1 февраля 2013 года. М., Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2013.

3. Дисплей // ru.wikipedia.org› Дисплей.

4. Добросклонская Т.Г. Теория и методы медиалингвистики. Автореф. дис. док. филол. наук. М., МГУ имени М.В. Ломоносова, 2000.

5. Костомаров В.Г. Язык текущего момента: понятие правильности. – СПб., Златоуст, 2014.

6. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В.Г. Николаева. – М., 2003.

7. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. 3-е изд., М.: Флинта: Наука, 2003. – 176 с.

8. Рождественский Ю.В. Общая филология. М., Фонд «Новое тысячелетие», 1996.

V.I. Annushkin

Doctor of Philology, Professor

Pushkin Institute

e-mail: vladannushkin@mail.ru

CURRENT STATUS OF MEDIARHETORIC



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: