AND most important tasks




Annotation. The article is devoted to the clarification of the terms of media communication, mass media, media rhetoric and the main problems that arise today in the study of modern texts of media communication, their classification, the problems of creation and functioning of these texts. The main issues of mediatrici: the image collective and individual rhetorician, content and augumentati in the texts of the communications, the modern media discourse, rhetorical ethics of communication.

Keywords: rhetoric, efficiency, ethics rhetoric, political rhetoric, media rhetoric.

 


 

Медиакоммуникация

(от лат. communicatio - сообщение, передача, от лат. medium - промежуточное, посредствующее, посредник) - распространение (с помощью технических средств) между разл. группами и индивидуумами специально подготовленных сообщений, представляющих социальную и личную значимость. В состав средств М. входят технические устройства для создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия и обмена информацией.

Историко-культурное понимание М. связано с идеей о медиасредствах «расширения человека» М. Маклюэна и его четырехступенчатой моделью М., «устная», «рукописная», «книгопечатное общество», «электронная эра». Это повторяет классифиацию Ю.В.

 

Каждую ступень характеризует особенный когнитивно-коммуникативный стиль - медийно-опосредованная совокупность способов восприятия действительности человеком. Естественно…

Исследование функций М. включает след. подходы: номотетический, связанный с изучением общих эксплицитных закономерностей М. и идеографический, направленный на изучение каждого средства коммуникации как уникального артефакта, с последующей формулировкой имплицитных закономерностей их эволюции. Всего лишь общезакономерное и частное

 

В кач. критериев (оснований) для выделения типов М. могут рассматриваться след. параметры: количество участников (межличностная М., групповая М., массовая М.); диалогичность - монологичность; использование конкретных технических средств; синхронность - диахронность; периодичность - апериодичность; использование вербальных текстов - мультимедийность; использование разл. сенсорных каналов человека в процессе М. Это только основания для выделения типов, но вовсе не сами выделенные объекты… Мультимедийность – понять как много-опосредованновсть способов коммуникации

Функции М. включают: идеологическое и полит. влияние на аудиторию, поддержание социальной общности, организацию, информирование, просвещение, О. (???) и развлечение. Конкретное содержание функций М. с одн. стор., определяется спецификой социального, эконом. и культурного контекста, с др. стор. - радикальным образом изменяет формы и способы коммуникации, культурного производства и потребления, сферу эконом., полит. и межличностных отношений, модели образования. На М. последовательно влияли след. технические и электронные устройства: печать, телеграф, телефон, радио, кинопроектор, фонограф, телевидение, фотокопир, автоответчик, компьютер, видеомагнитофон, компакт диск, голография, сотовый телефон, факс, DVD, модем, Интернет.

Да, здесь говорится о технических устройствах. Само техническое устройство создает новую фактуру речи, а фактура речи диктует новые способы создания содержания и стиля текстов.

 

Для компьютерно-опосредованной коммуникации среди ключевых технологий, повлиявших на ее появление и развитие, можно назвать сетевые аппаратнопрограммные средства: компьютерная сеть, электронная почта, глобальная сеть Интернет, сервисы обмена текстовыми сообщениями - дискуссионные группы, списки рассылки, телеконференции, форумы, IRC (англ. Internet Relay Chat - ретранслируемый интернет-чат), ICQ (американский коммерческий сервис для О. через сеть Интернет, включающий в себя службу мгновенного обмена сообщениями), а также графический браузер, динамический HTML (от англ. HyperText Markup Language - «язык разметки гипертекста») и интерактивные технологии.

 

Характерные черты сетевой М.: интегративность - включение свойств медиа-предшественников (периодическая печать, ТВ и т. д.), и интерактивность - порождение специфических форм социальных сетей и социальной интеграции. Характерными особенностями компьютерно-опосредованной М. являются: потенциальная возможность осуществления коммуникации каждым без ограничения во времени и пространстве (anyone/anytime/anywhere); отсутствие централизованного управления; самостоятельность; паутинный, нелинейный характер взаимодействия (Г. Рейнгольд).

 

Коммуникативный процесс может проходить в режиме реального времени - с одним собеседником (канал чата, ICQ) или с большим количеством участников (компьютерная видеоконференцсвязь, чат), или в режиме отсроченного О. - с одним собеседником (личная электронная перепис ка) или со многими (список рассылки, телеконференции, веб-форумы).

 

К психол. особенностям М., созданной на основе компьютерных систем, относятся: анонимность, специфичность выразительных средств коммуникации, обусловленные отсутствием непосредственного контакта, - об этом стоит написать. Отсутствие непосредственного контакта позволяет вести себя бесконтрольно, не сдерживая выражения эмоций.

 

особый характер восприятия коммуникативного пространства и времени. Для совр. исследований М. характерна междисциплинарность, обращение к широкому спектру теорий. В русле социоцентрического подхода М. рассматривается в контексте обществ. отношений (М. Кастельс, Н. Луман, Э. Тоффлер и др.).

 

Техноцентрические концепции изучают М. как фактор эволюции культуры (А. Моль, Н. Б. Кириллова, В. М. Розин, И. Н. Розина и др.), семиоцентрические связывают с анализ М. с представлениями о первичности знаковых систем (Д. Фиск, Т. Ван Дейк, Дж. Ватсон и др.).

 

В психол. исследованиях М. изучается индивидуальные и групповые процессы, опосредующие М., медиакоммуникативное поведение, индивидуальное использование средств М. и их влияния на человека (П. ВинтерхоффШпурк, Л. В. Матвеева, Ю. В. Мочалова, Т. Я. Аникеева, Е. Е. Петракова, А. Е. Войскунский, Н. А. Носов и др.). Особая актуальность исследований М. определяется ее всесторонним усложняющим воздействием на личность и социум, процессами глобализации и информационными вызовами совр. эпохи, такими как взаимопроникновение физич. мира и киберпространства, познавательное, межличностное и обществ. воздействие информационных сред.

 

 

Лит.:

· Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. Пер с нем. Харьков, 2007;

· Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Г. Николаева. М., 2003;

· Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М. 2004;

· Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. Пер с англ. М., 2006;

· Розина И. Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация как прикладная область коммуникативных исследований // Educational Technology & Society. 8 (2). 2005. И. М. Богдановская

 

dic.academic.ru

 

 

Халгаева Долорес Дорджиевна

«Светская хроника» как жанр женских электронных журналов

(на материале русского и английского языков). «Волгоградский государственный

социально-педагогический университет». 2015.

 

С. 11

Известно, что одним из главных признаков современной эпохи

является постоянное совершенствование способов распространения

информации. Наряду с традиционными медийными средствами - прессой,

радио и телевидением - возникают и развиваются новые: кабельное и

спутниковое телевидение, цифровые медиа-технологии, Интернет. В

настоящих условиях в силу своей динамичности содержание термина

«средства массовой информации» (СМИ) является открытым, то есть его

границы открыты для новых появляющихся форм. Так, к современным

средствам массовой информации относят «прессу (газеты, журналы), радио,

телевидение, кинематограф, звукозапись и видеозапись, видеотекст,

телетекст, рекламные щиты и панели, сочетающие телевизионные,

телефонные, компьютерные и другие линии связи». Все эти средства

объединяют такие качества, как «обращенность к массовой аудитории,

доступность множеству людей, корпоративный характер производства и

распространения информации» (Землянова 1999, 116).

С.12-13

Для более подробного описания медийных текстов учитывают и

некоторые другие обстоятельства, например, фактор авторства (текст может

быть авторским или неавторским, корпоративным). Сегодня большинство

текстов СМИ распространяется не от имени автора, а от имени определенной

медиа-структуры, т.е. являются корпоративными. Независимо от того,

составлены они одним конкретным автором или группой людей,

корпоративные тексты распространяются на аудиторию всегда от лица

целого коллектива (редакция газеты, радиостанция, телепрограмма,

информационное агентство и т.д.). Такие тексты становятся все более

популярными в печати, на радио, телевидении, представляя собой результат

деятельности крупнейших информационных агентств, таких, как Reuters, The

Associated Press, ИТАР-ТАСС и пр.

Существуют и другие факторы, которые могут учитываться при

составлении типологии текстов СМИ. Т.Г. Добросклонская выделяет

следующие параметры типологического описания медийных текстов:

- способ создания (авторский - корпоративный, устный - письменный);

- способ воспроизведения (устный - письменный);

- канал распространения (конкретное медиа-средство: пресса, радио,

телевидение, Интернет);

- функционально-жанровый тип текста (новости, комментарий,

реклама);

- тематическая доминанта (политика, экономика, образование,

культура, спорт и т.д.) (Добросклонская 2005, 44).

М.Р. Желтухина предлагает дифференцировать жанровые виды на

основе таких параметров, как:

- цель и задачи коммуникации;

- особенности содержания;

- структурно-композиционные характеристики;

- характер аргументации;

- лингвостилистические особенности;

- речевое воздействие (Желтухина 2003, 146).

 

С.16-17

Поскольку жанры возникают в конкретно-исторических условиях в

конкретной общественной ситуации, то развитие, возникновение новых и

отмирание старых жанров - процесс исторически неизбежный. Возникающие

технические возможности зачастую приводят к появлению новых для СМИ

жанров (Тертычный www).

 

С. 18-19

Важно то, что в творческом

журналистском деле всегда появляется что-то новое, оригинальное. Каждый

автор по-своему применяет и интерпретирует жанр. Так, жанры

информационной публицистики (заметка, информационный отчет, репортаж,

некролог и др.) выражают стремление к фиксации реальности, где автор идет

за конкретным событием, явлением, но в то же время, например, в

репортаже, эмоционально точно передает событие, вызывая в читателе

эффект присутствия. Жанр же аналитической публицистики (аналитический

отчет, статья, рецензия, обозрение, журналистское расследование и др.)

анализирует реальные факты, явления; здесь композиция сообщения зависит

не от «повестки дня», а от замысла автора. Жанры художественной

публицистики (очерк, фельетон, сатирический комментарий, памфлет,

анекдот и др.), в свою очередь, зависят от образной системы, предложенной

автором, то есть при сохранении документальности материала наблюдаем

стремление построить произведение, используя средства художественной

выразительности. В итоге главной целью, на достижение которой

ориентирован любой жанр, является воздействие на те или иные стороны

адресата, его эмоциональную или интеллектуальную сферы, побуждение к

действиям (Тырыгина 2008).

Достоинствами публицистических текстов являются оперативность

сообщения и новизна сообщаемого, его фактическая документальность.

 

А.А.

Тертычный в книге «Жанры периодической печати» (2000) выделяет 35

публицистических жанров, таких как аналитический опрос, социологическое

резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, сатирический комментарий, житейская

история, легенда, прогноз, версия, эксперимент, исповедь, рекомендация

(совет), эпиграф, эпитафия, аллегория, анекдот, шутка, игра и др. Некоторые

ученые выделяют почти 400 газетных жанров.

Формат - относительно новое понятие, получившее широкое

распространение, жанр - традиционное, но нуждающееся в уточнении. В

некоторых значениях эти термины перекрещиваются.

Понятие «формат» в электронных и печатных СМИ, отмечает О. Р.

Лащук, берет начало в США, где первоначально радиопрограммы отвечали

вкусу и интересу любого слушателя, но появление новых музыкальных

стилей в начале 1950-х гг. потребовало специализации и привело к

множеству новых форматов, каждый из которых имел свою целевую

аудиторию и назначение.

Жанр определяет все, что относится к содержанию

статей, заметок и т.п. - формат же определяет технические параметры всего

издания. Таким образом, естественно, что формат - как новый термин -

будет отражать новшества, связанные с развитием технологий медиа

индустрии. Он будет мотивирован и экономическими требованиями к медиа

продуктам, и позволит упорядочить формулировки законов, регулирующих

деятельность СМИ; в частности, при оформлении лицензий на деятельность,

связанную с медиа-производством, во многих странах требуется указать

формат СМИ (Лащук 2009).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: