В литературе отмечается, что «политическая система представляет собой диалектическое единство четырех сторон:
1) институциональной (государство, политические партий,
социально-экономические и другие организации, образующие в
совокупности политическую организацию общества);
2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, не
которые нормы морали и т.д.);
3) функциональной (методы политической деятельности, составляющие основу политического режима);
4) идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология)»1.
Поддерживая такой подход к представлению состава политической системы, мы исходим из целесообразности выделения ее основных компонентов: политической структуры, политических и правовых норм, политической деятельности, политического
сознания и политической культуры.
Политическая структура — совокупность политических организаций, институтов, учреждений и отмщений между ними Организационные отношения в сфере политики обладают некоторыми специфическими признаками:
— общая цель для всех участников организации; иерархичность структуры отношений внутри организации;
— различение норм для руководителей и руководимых, что
содержит в себе весьма опасную и часто реализующуюся в поли
тике возможность увеличения дистанции между руководителя
ми и основной массой участников организации и ведет к олигархизации — появлению у руководителей интересов, никак не со
ответствующих и даже противоположных интересам последователей1.
Организация рационализирует политику, вносит в нее элемент управляемости, целенаправленности.
Среди основных типов политических организаций обычно выделяют государства, партии, движения и группы давления
Политические и правовые нормы — сложившиеся или установленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конституций, уставов, программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Политическое отношение, организованное на основе нормы, называется политическим институтом. Это достаточно широкое понятие, включающее все многообразие политических организаций, строящихся на основе определенной системы принципов, правил совместного поведения, зафиксированных в программах, уставах, конституциях, декларациях.
Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы существования политических организаций называется институционализацией. Так происходит формирование элементов политической организации общества. Отношения разрыва, антагонизма идеи и организации порождают обратный процесс — деинституционализацию, разрушение Политической организации, нарастание дистанции между поведением людей и регулирующей его нормой. Очевидна органическая связь политики и институционализации: все многообразие политической деятельности проходит в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику.
Политическая деятельность — разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осуществления политической-власти в обществе.
Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько состояний. Их анализ целесообразно начать с вида деятельности, политическое значение которого, несомненно, весьма велико, но смысл как раз заключается в неприятии и отрицании политики. Это политическое отчуждение. Оно выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни общественной, политической.
Политическая пассивность — это такой вид политического поведения, в рамках которого субъект, а им может быть как индивид, так и социальная группа, не реализует своих собственных интересов, а находится под политическим влиянием другой социальной группы, не действует в качестве самостоятельной политической силы.,
Критерием политически активной деятельности служит стремление и возможность, влияя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы. Становление политической активности означает формирование способности действовать, исходя из объективной связи проблемы существования любой группы с противоречиями, характерными для всего общества в целом.
Политическое сознание и политическая культура. Под политическим сознанием имеются в виду многообразные проявления духовности, отражающие деятельность механизмов политической власти и направляющие поведение людей в сфере политических отношений. В политическом сознании выделяются два уровня организации: концептуальный — политические теории, доктрины, программы, учения; обыденный — несистематизированные обобщенные представления о политике, традициях, нормах поведения.