Структура, функции и типы политических систем




В литературе отмечается, что «политическая система пред­ставляет собой диалектическое единство четырех сторон:

1) институциональной (государство, политические партий,
социально-экономические и другие организации, образующие в
совокупности политическую организацию общества);

2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, не­
которые нормы морали и т.д.);

3) функциональной (методы политической деятельности, со­ставляющие основу политического режима);

4) идеологической (политическое сознание, прежде всего гос­подствующая в данном обществе идеология)»1.

Поддерживая такой подход к представлению состава политической системы, мы исходим из целесообразности выделения ее основных компонентов: политической структуры, политических и правовых норм, политической деятельности, политического
сознания и политической культуры.

Политическая структурасовокупность политических организаций, институтов, учреждений и отмщений между ними Организационные отношения в сфере политики обладают неко­торыми специфическими признаками:

— общая цель для всех участников организации; иерархичность структуры отношений внутри организа­ции;

— различение норм для руководителей и руководимых, что
содержит в себе весьма опасную и часто реализующуюся в поли­
тике возможность увеличения дистанции между руководителя­
ми и основной массой участников организации и ведет к олигархизации — появлению у руководителей интересов, никак не со­
ответствующих и даже противоположных интересам последователей1.

Организация рационализирует политику, вносит в нее эле­мент управляемости, целенаправленности.

Среди основных типов политических организаций обычно выделяют государства, партии, движения и группы давления

Политические и правовые нормысложившиеся или уста­новленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конституций, уставов, программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Политическое отношение, организованное на основе нормы, называется политичес­ким институтом. Это достаточно широкое понятие, вклю­чающее все многообразие политических организаций, стро­ящихся на основе определенной системы принципов, правил со­вместного поведения, зафиксированных в программах, уставах, конституциях, декларациях.

Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы существования политических организаций называется институционализацией. Так происходит формирование элементов политической организации общества. Отношения разрыва, антагонизма идеи и организации порожда­ют обратный процесс — деинституционализацию, разрушение Политической организации, нарастание дистанции между пове­дением людей и регулирующей его нормой. Очевидна органи­ческая связь политики и институционализации: все многообра­зие политической деятельности проходит в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику.

Политическая деятельность — разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобра­зование и защиту системы осуществления политической-власти в обществе.

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько состояний. Их анализ целесообразно начать с вида деятельности, политическое значение которого, несомненно, весьма велико, но смысл как раз заключается в не­приятии и отрицании политики. Это политическое отчуждение. Оно выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни общественной, политической.

Политическая пассивность — это такой вид политического поведения, в рамках которого субъект, а им может быть как ин­дивид, так и социальная группа, не реализует своих собственных интересов, а находится под политическим влиянием другой со­циальной группы, не действует в качестве самостоятельной по­литической силы.,

Критерием политически активной деятельности служит стремление и возможность, влияя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы. Ста­новление политической активности означает формирование способности действовать, исходя из объективной связи пробле­мы существования любой группы с противоречиями, характер­ными для всего общества в целом.

Политическое сознание и политическая культура. Под по­литическим сознанием имеются в виду многообразные проявле­ния духовности, отражающие деятельность механизмов полити­ческой власти и направляющие поведение людей в сфере политичес­ких отношений. В политическом сознании выделяются два уровня организации: концептуальный — политические теории, доктри­ны, программы, учения; обыденный — несистематизированные обобщенные представления о политике, традициях, нормах поведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: