Политический порядок — это комплекс условий, обеспечивающих целесообразность функционирования и развития политической системы, предполагающий:
— последовательность реализации ее основных задач и ценностей;
— согласованность действий элементов системы управления;
— наличие эффективных гарантий и средств поддержания
всех аспектов безопасности: военных, правовых, экологических,
технологических, экономических;
—- обеспечение высокой степени независимости общества от случайных обстоятельств. Ясно, что полная независимость здесь не может быть достигнута, но за счет введения эффективных мер предвидения, предупреждения и защиты масштабы социальных потерь могут существенно понижаться.
Значимость упорядоченности политических процессов определяется самой природой политики, направленной как вид деятельности на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям, и стабилизации — фактора сохранения социальной целостности.
Весьма важным для понимания потенциала политики является различение двух типов представлений о природе и возможностях изменения социальной упорядоченности. Первый тип связан с представлением общества как организма. В этом случае его жизнь и правила регуляции мыслятся в качестве результата длительной, неосознаваемой эволюции и считается, что оно не выдерживает попыток рационального и радикального вмешательства в свою жизнь. В рамках второго типа представлений общественный порядок рассматривается как результат организации, сознательных, целенаправленных действий по регуляции социальных связей. Общественная жизнь при этом рассматривается как некий механизм, принципы функционирования которого познаваемы, а возможность рациональной регламентации значительна.
|
При отсутствии порядка увеличивается возможность прорыва в сферу политики чисто случайных факторов и мотивов поведения, снижается уровень защищенности личности, значительно девальвируется авторитет государства» растет беспокойство, неуверенность, напряженность в обществе. Политическая система лишается способности регулирования политических процессов. Ее нормы во все большей мере теряют свои сущностные качества: перестают выражать волю, интересы достаточно широких слоев народа, абсолютизируя политические претензии отдельной социальной группы, не инициируют необходимого социального или политического действия. Нормы как бы зависают над регулируемой ими социальной средой, не опираются на эффективный механизм реализации.
Максимальная степень социальной неупорядоченности — состояние хаоса или социальной катастрофы. Ее чертами являются:
— экономический коллапс, выражающийся в разрыве хозяйственных связей, неспособности реализации фундаментальных
потребностей, резком падении жизненного уровня населения;
— паралич властных структур, когда действия властей на разных уровнях противоречат друг другу, решения органов власти
не выполняются, а господствующей формой поведения граждан
становится политический вызов;
— потеря безопасности, характеризующаяся ростом преступности, аварий,, массовыми беспорядками и ведущая к резкому
падению авторитета государства;
|
— заметное разрушение социальной инфраструктуры: транс
порта, энергетики, связи.
Если параметры социальной упорядоченности существенно понижаются, люди начинают воспринимать политику и все, что в ней происходит, как состояние неконтролируемого и опасного хаоса, что оборачивается глубоким разочарованием большинства членов общества в избранном политическом курсе, нарастанием социальной тревоги. Уроки истории в этом случае весьма поучительны, они говорят, что есть ощутимые пределы поддержки массами перемен — степень неупорядоченности социальных связей в переходный период к новой модели их регуляции неизбежно некоторым образом нарастает, но она не должна вызывать потерю безопасности, следствием чего, обычно оказывается готовность принять любые способы упорядочения социальных связей. Наиболее приемлемым средством противодействия тенденциям и событиям, которые люди контролировать не в состоянии, начинает рассматриваться насилие, в значительной степени служащее результатом разочарования в регулирующих возможностях политической системы.
У всего многообразия способов осуществления политической системой своих регулирующих функций в обществе есть общее название — «политический режим».
Политический режим — совокупность основных приемов, способов осуществления политической власти, как писал Д. Истон, «это правила и цели политического взаимодействия»1. К ним относятся:
— ценности — жизненно важные, желаемые цели и события;
— нормы — правила, на основе которых организуется жизнь
государства, взаимодействие граждан с ним и между собой. При
этом нормы могут быть обычными — формироваться постепенно, как бы сами собой, в ходе накопления политического и исторического опыта, передаваться от поколения к поколению — и легальными— специально установленными государством и за фиксированными в специальных документах (конституциях, кодексах, уставах и т.д.);
|
— авторитет — желание и способность граждан действовать
в рамках установленных и принятых правил и ценностей, подчиняться системе действующей государственной власти.
' От содержания и соотношения вышеназванных компонентов зависят типы политических режимов. Они могут быть:
— демократическими — когда обеспечивается право на участие народа в решении государственных дел, уважаются и охраняются права человека;
— авторитарными — когда функции управления обществом
сосредоточиваются в одном лице или узком социальном слое;
— тоталитарными — при отрицании или значительном ограничении прав и свобод личности, жестком контроле авторитарного государства над всеми сторонами жизни общества.
Если считать политику полем взаимодействия человека и государства, то необходимо иметь в виду два возможных варианта построения этих связей, постоянно, но отнюдь не равномерно распространяющихся в истории политической жизни. Первый тип связи выражается в подчинении, подавлении личности государством, когда человек рассматривается как малая и незначительная частичка, все параметры которой задаются ритмом и
проблемами существования государственного организма. Такой
тип отношений человека и политической структуры образуется
в рамках тоталитарных государственных систем, стремящихся к
полному подчинению индивидуальной жизни потребностям политической системы. Постоянным спутником тоталитарных государственных систем являются такие черты, как стирание различий между личным и общественным, индивидуальным и публичным, подчинение человека организации1, унификация
информации, слом всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений и наступающее вследствие этого возведение любой проблемы на политический уровень, стремление и печальная необходимость любую социальную задачу решать политическими, а не какими-либо иными
средствами. Это можно сравнить с лечением разных болезней
одним способом и одним лекарством.
Иной тип связи человека и государства воплощает идея правового государства, исходящая из возможности установления таких отношений между человеком и государством, когда:
во-первых, изменяется истолкование источника права, им становится не государство, а личность. Здесь признается, что не государство дает права индивиду, а он сам имеет совокупность из начальных, неотъемлемых от его существования прав, и государство, политическая система должны строиться в соответствии с этими правами и для их защиты;
во-вторых, меняется представление о соотношении между государством и законом, от привычной формулы «закон есть инструмент государственной власти» происходит переход к принципу «государство есть инструмент закона». Согласно концепции правового государства не всякая возведенная в закон классовая или иная воля есть право, а только такая, которая не противоречит и не нарушает права человека, но укрепляет и защищает их;
в-третьих, в обществе и его политической системе утверждается уважение к закону, исходящее из рассмотрения его как доминирующего фактора упорядочения общественных отношений. Это предполагает: прежде всего более высокий уровень законотворчества, компетенцию законодателей, максимальный учет последствий того или иного акта, широкое предварительное обсуждение юридического и политических нововведений, стабильность правовой системы, законопослушность граждан, понимающих и стремящихся действовать в рамках закона.
Этим принципам в полной мере соответствует политический режим демократии. К ее сущностным чертам относятся:
— правление большинства;
—свобода критики и оппозиции правительству;
— защита меньшинства;
— лояльность меньшинства политическому сообществу.
В свете исторического опыта становится все более ясным, что образ наиболее привлекательного типа политической системы формируется не столько в результате теоретических изысков или пропагандистских усилий, сколько как итог убежденности людей в способности социальной системы удовлетворить их фундаментальные интересы. Все иные модели оказываются неустойчивыми и разрушаются противоречащей им исторической практикой.
Демократическая политическая система — это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.