Политический порядок и политический режим




Политический порядокэто комплекс условий, обеспечива­ющих целесообразность функционирования и развития полити­ческой системы, предполагающий:

— последовательность реализации ее основных задач и цен­ностей;

— согласованность действий элементов системы управле­ния;

— наличие эффективных гарантий и средств поддержания
всех аспектов безопасности: военных, правовых, экологических,
технологических, экономических;

—- обеспечение высокой степени независимости общества от случайных обстоятельств. Ясно, что полная независимость здесь не может быть достигнута, но за счет введения эффективных мер предвидения, предупреждения и защиты масштабы соци­альных потерь могут существенно понижаться.

Значимость упорядоченности политических процессов опре­деляется самой природой политики, направленной как вид дея­тельности на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и при­способления к изменяющимся условиям, и стабилизации — фактора сохранения социальной целостности.

Весьма важным для понимания потенциала политики являет­ся различение двух типов представлений о природе и возмож­ностях изменения социальной упорядоченности. Первый тип связан с представлением общества как организма. В этом слу­чае его жизнь и правила регуляции мыслятся в качестве резуль­тата длительной, неосознаваемой эволюции и считается, что оно не выдерживает попыток рационального и радикального вмеша­тельства в свою жизнь. В рамках второго типа представлений общественный порядок рассматривается как результат организации, сознательных, целенаправленных действий по регу­ляции социальных связей. Общественная жизнь при этом рас­сматривается как некий механизм, принципы функционирова­ния которого познаваемы, а возможность рациональной регла­ментации значительна.

При отсутствии порядка увеличивается возможность проры­ва в сферу политики чисто случайных факторов и мотивов пове­дения, снижается уровень защищенности личности, значительно девальвируется авторитет государства» растет беспокойство, не­уверенность, напряженность в обществе. Политическая система лишается способности регулирования политических процессов. Ее нормы во все большей мере теряют свои сущностные качест­ва: перестают выражать волю, интересы достаточно широких слоев народа, абсолютизируя политические претензии отдель­ной социальной группы, не инициируют необходимого социаль­ного или политического действия. Нормы как бы зависают над регулируемой ими социальной средой, не опираются на эффек­тивный механизм реализации.

Максимальная степень социальной неупорядоченности — со­стояние хаоса или социальной катастрофы. Ее чертами являются:

— экономический коллапс, выражающийся в разрыве хозяй­ственных связей, неспособности реализации фундаментальных
потребностей, резком падении жизненного уровня населения;

— паралич властных структур, когда действия властей на раз­ных уровнях противоречат друг другу, решения органов власти
не выполняются, а господствующей формой поведения граждан
становится политический вызов;

— потеря безопасности, характеризующаяся ростом преступ­ности, аварий,, массовыми беспорядками и ведущая к резкому
падению авторитета государства;

— заметное разрушение социальной инфраструктуры: транс­
порта, энергетики, связи.

Если параметры социальной упорядоченности существенно понижаются, люди начинают воспринимать политику и все, что в ней происходит, как состояние неконтролируемого и опасного хаоса, что оборачивается глубоким разочарованием большинст­ва членов общества в избранном политическом курсе, нараста­нием социальной тревоги. Уроки истории в этом случае весьма поучительны, они говорят, что есть ощутимые пределы под­держки массами перемен — степень неупорядоченности соци­альных связей в переходный период к новой модели их регуля­ции неизбежно некоторым образом нарастает, но она не должна вызывать потерю безопасности, следствием чего, обычно оказы­вается готовность принять любые способы упорядочения соци­альных связей. Наиболее приемлемым средством противодействия тенденциям и событиям, которые люди контролировать не в состоянии, начинает рассматриваться насилие, в значительной степени служащее результатом разочарования в регулирующих возможностях политической системы.

У всего многообразия способов осуществления политической системой своих регулирующих функций в обществе есть общее название — «политический режим».

Политический режим — совокупность основных приемов, спо­собов осуществления политической власти, как писал Д. Истон, «это правила и цели политического взаимодействия»1. К ним от­носятся:

— ценности — жизненно важные, желаемые цели и события;

— нормы — правила, на основе которых организуется жизнь
государства, взаимодействие граждан с ним и между собой. При
этом нормы могут быть обычными — формироваться постепен­но, как бы сами собой, в ходе накопления политического и исто­рического опыта, передаваться от поколения к поколению — и легальными— специально установленными государством и за­ фиксированными в специальных документах (конституциях, ко­дексах, уставах и т.д.);

— авторитет — желание и способность граждан действовать
в рамках установленных и принятых правил и ценностей, подчи­няться системе действующей государственной власти.

' От содержания и соотношения вышеназванных компонентов зависят типы политических режимов. Они могут быть:

— демократическими — когда обеспечивается право на участие народа в решении государственных дел, уважаются и охра­няются права человека;

— авторитарными — когда функции управления обществом
сосредоточиваются в одном лице или узком социальном слое;

— тоталитарными — при отрицании или значительном ограничении прав и свобод личности, жестком контроле авторитар­ного государства над всеми сторонами жизни общества.

Если считать политику полем взаимодействия человека и го­сударства, то необходимо иметь в виду два возможных варианта построения этих связей, постоянно, но отнюдь не равномерно распространяющихся в истории политической жизни. Первый тип связи выражается в подчинении, подавлении личности госу­дарством, когда человек рассматривается как малая и незначи­тельная частичка, все параметры которой задаются ритмом и
проблемами существования государственного организма. Такой
тип отношений человека и политической структуры образуется
в рамках тоталитарных государственных систем, стремящихся к
полному подчинению индивидуальной жизни потребностям по­литической системы. Постоянным спутником тоталитарных го­сударственных систем являются такие черты, как стирание раз­личий между личным и общественным, индивидуальным и публичным, подчинение человека организации1, унификация
информации, слом всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений и наступающее вследст­вие этого возведение любой проблемы на политический уро­вень, стремление и печальная необходимость любую социальную задачу решать политическими, а не какими-либо иными
средствами. Это можно сравнить с лечением разных болезней
одним способом и одним лекарством.

Иной тип связи человека и государства воплощает идея пра­вового государства, исходящая из возможности установления таких отношений между человеком и государством, когда:

во-первых, изменяется истолкование источника права, им ста­новится не государство, а личность. Здесь признается, что не государство дает права индивиду, а он сам имеет совокупность из начальных, неотъемлемых от его существования прав, и государство, политическая система должны строиться в соответствии с этими правами и для их защиты;

во-вторых, меняется представление о соотношении между го­сударством и законом, от привычной формулы «закон есть ин­струмент государственной власти» происходит переход к прин­ципу «государство есть инструмент закона». Согласно концеп­ции правового государства не всякая возведенная в закон классо­вая или иная воля есть право, а только такая, которая не противоречит и не нарушает права человека, но укрепляет и защищает их;

в-третьих, в обществе и его политической системе утверждается уважение к закону, исходящее из рассмотрения его как доминирующего фактора упорядочения общественных отноше­ний. Это предполагает: прежде всего более высокий уровень за­конотворчества, компетенцию законодателей, максимальный учет последствий того или иного акта, широкое предваритель­ное обсуждение юридического и политических нововведений, стабильность правовой системы, законопослушность граждан, понимающих и стремящихся действовать в рамках закона.

Этим принципам в полной мере соответствует политический режим демократии. К ее сущностным чертам относятся:

— правление большинства;

—свобода критики и оппозиции правительству;

— защита меньшинства;

— лояльность меньшинства политическому сообществу.

В свете исторического опыта становится все более ясным, что образ наиболее привлекательного типа политической системы формируется не столько в результате теоретических изысков или пропагандистских усилий, сколько как итог убежденности людей в способности социальной системы удовлетворить их фундаментальные интересы. Все иные модели оказываются не­устойчивыми и разрушаются противоречащей им исторической практикой.

Демократическая политическая система — это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых общест­вом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реа­лизации общих интересов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: