Законы современной риторики




1. Закон гармонизирующего диалога. Достижение основной цели любого взаимодействия с людьми во многом зависит от способности говорящего установить контакт с собеседниками. Установление контакта происходит чаще всего на невербальном уровне, однако в процессе речи говорящий должен постоянно демонстрировать адресату свою к нему расположенность и стремление к сотрудничеству. Взаимная заинтересованность собеседников в общении и их внимательность друг к другу и обеспечивают тот самый «гармонизирующий диалог», который способствует достижению ими поставленной цели. Закон гармонизирующего диалога реализуется в трех основных принципах речевого поведения:

а) Внимание к адресату. Вступая в контакт с человеком (группой людей) необходимо уметь правильно оценить его (аудиторию), уяснить себе его вкусы, закрытые темы, интересы, намерения, его ожидания от общения и т.д. Факторами, определяющими взаимоотношения адресата и адресанта, зачастую будут являться также их возрастные, половые, социально-культурные характеристики.

б) Близость. Для эффективности речи необходимо подбирать факты, примеры и доказательства из области, хорошо знакомой слушателю. Используемые вами слова также должны быть ему понятны.

в) Конкретность речи. Чтобы вас правильно поняли, нужно выражать свои мысли точно, конкретно, лаконично (этому надо учиться!), не отвлекаясь на попутное рассмотрение смежных, но в данном случае неактуальных вопросов, ограниченно используя абстрактную лексику и доказывая правоту своих теоретических выкладок конкретными примерами и сравнениями.

2. Закон продвижения речи и ориентации адресата во времени. Этот закон имеет отношение прежде всего к устной публичной речи. Письменная речь развернута в пространстве, поэтому мы всегда можем пробежать глазами то, что нам предстоит прочесть. Устная речь развернута во времени, и слушателю трудно ориентироваться в предлагаемой ему информации. Поэтому говорящему необходимо: во-первых, постоянно следить за тем, чтобы не топтаться на месте, во-вторых, для выделения особенно значимых мест в своей речи делать паузы, использовать замедление темпа речи или повторы, в-третьих, специальными словами (прежде всего, следовательно и др.) указывать слушателю на взаимосвязанность мыслей и структурных составляющих речи.

3. Закон эмоциональности речи заключается в том, что речь говорящего должна быть достаточно эмоциональной: чтобы «заразить» слушателя своими идеями, надо, помимо логических построений, уметь использовать также другие средства воздействия (интонацию, мимику, жесты, взгляд); надо постараться уверить человека в своей собственной убежденности в том, что произносится.

4. Закон удовольствия. Удовольствие от общения должны получать обе стороны: и говорящий, и слушатель. О наличии другой стороны всегда следует помнить. Собеседник имеет свое собственное мнение по рассматриваемому вопросу, и это мнение следует уважать. Вот основные правила ведения бесконфликтного общения: не перебивать говорящего, демонстрировать свое внимательное отношение к тому, что он говорит, не оскорблять его в своем ответе. Делая публичное выступление, следует помнить о публике: чередовать в своей речи сложные и легкие для понимания и восприятия места, постоянно вовлекать аудиторию в общение риторическими вопросами, шутками, обращениями.

Законы современной риторики помогают обеспечить наилучшее взаимодействие между людьми, найти конструктивное разрешение возникшего конфликта, то есть способствуют установлению гармонии в межличностных и деловых отношениях.

 

Контрольная работа

 

РИТОРИКА

1. Прочитайте тексты и определите способ изложения материала в каждом из текстов (метод аналогии, ступенчатый, исторический, концентрический).

1. В Средние века в Христианском мире единственным абсолютно авторитетным источником научной информации были две книги: Библия и сочинения Аристотеля. Наука сводилась к комментированию цитат, которые нужно было приводить точно, потому что безграмотные ересиархи часто выдумывали якобы цитируемые изречения пророков, Христа и Аристотеля. Отсюда возникла система ссылок на текст, удержавшаяся до нашего времени. Эта ступень науки называлась схоластикой, и к XV в. она перестала удовлетворять ученых. Тогда был расширен круг источников — привлекались сочинения других древних авторов, тексты которых нуждались в проверке. Так возникла гуманитарная (т. е. человеческая, а не бо­жественная) наука — филология, отличающаяся от схоластики критическим подходом к текстам.

2. Почему южный конец магнитной стрелки красный, а северный — черный? Не ис­ключено, что здесь мы следуем древнекитайской традиции. Китайцы всегда ок­рашивали южный конец стрелки в красный цвет. А может быть, красный цвет юж­ного конца стрелки — дань древней ассирийской традиции? В древнем ассирийском календаре времен Александра Македонского север называется черной страной, юг — красной, восток — зеленой и запад — белой. Городские ворота в Китае окрашивались также в соответствии с этим правилом: в красный, черный, зеленый и белый цвет. Вероятно, такое обозначение стран света (красным, черным, зеленым и белым) было в то время общепринятым и отголоском этого являются названия Черного и Красного морей, лежащих на юг и север от центрального — Средиземного.

3. По внешнему виду, а также по физическим и химическим свойствам калий похож на натрий, но обладает еще большей активностью. Подобно натрию, он имеет се­ребристо-белый цвет, быстро окисляется на воздухе и бурно реагирует с водой с выделением водорода. Соли калия очень сходны с солями натрия, но обычно выделяются из растворов без кристаллизации воды.

4. Ростовщичество как основа для рождения банков появилось в УШ-УП вв. до н. э. Первые ссуды давались натурой (зерном, скотом) и возвращались в большем количестве. Ссуды давались обычно под залог (имущество, земля) или под доверие личности. Интересно, что авторитеты древности (Платон, Сенека, Цицерон, Аристотель) осуждали ростовщичество. Первый банк как кредитное учреждение появился в Венеции в XII веке. Его функ­циями были прием вкладов на хранение и производство трансфертов и переводов. Потом появились банки в Барселоне, Генуе, Амстердаме, Гамбурге. Первые банки с учетом их функций называли депозитными. Стокгольмский банк (1657) первым стал заниматься выдачей ссуд под залог ценностей или имущества. Английский банк в Лондоне (1694) первым стал выпускать банковские билеты.

2. Прочитайте варианты текста лекции и определите способ изложения материала в каждом из них (индуктивный или дедуктивный).

1. Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли», давая определение этнического стереотипа поведения, писал, что когда члены одного этноса вступают в контакт с членами другого этноса, то первое, что их удивляет, а иногда и шокирует, — это нормы отношений, принятые в другом этносе. Примеров этому множество. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем много­женства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д.

2. Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли» привел серию любопытных примеров. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время сво­их праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих элл и нов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т.д. Традиции одного народа воспринимались другим как чудачества. Другой же народ считал их единственно возможным способом общежития и вовсе им не тяготился. Причину этого Л.Н. Гумилев видел в существовании этнического стереотипа поведения.

3. Заполните таблицу, разделив следующие виды аргументов на сильные, слабые и несостоятельные.

Сильные аргументы Слабые аргументы Несостоятельные аргументы
     

а) суждения на основе подтасованных фактов;

б) точно установленные и взаимосвязанные факты и суждения, вытекающие из них;

в) умозаключения, основанные на двух или более отдельных фактах, связь между

которыми неясна без третьего; доводы личного характера.

а) ссылки на законы, уставы, руководящие документы, если они исполняются и соответствуют реальной жизни;

б) ссылки на потерявшие силу решения;

в) ссылки на сомнительные, непроверенные источники.

а) аналогии и непоказательные примеры; доводы, версии или обобщения, сде­ланные на основе догадок, предположений, ощущений;

б) экспериментально проверенные выводы; заключения экспертов;

в) доводы, рассчитанные на предрассудки, невежество; выдаваемые авансом посулы и обещания.

а) тенденциозно подобранные отступления, афоризмы;

б) цитаты из публичных заявлений, книг, признанных в той или иной сфере авто­ритетов;

в) уловки и суждения, построенные на алогизмах, ссылках на малоизвестные или

неизвестные слушателям авторитеты.

а) показания свидетелей и очевидцев событий;

б) подлог и фальсификация того, о чем говорится;

в) ложные заявления и показания.

а) выводы, сделанные на основании фиктивных документов;

б) выводы из неполных статистических данных;

в) статистическая информация, собранная и обработанная профессионала­ми-статистиками.

4. Прочитайте фрагмент речи П. Л. Капицы «Профессор и студент». Сформулируйте тезис, который доказывает оратор. Назовите аргументы, которые приводит оратор в доказательство своего тезиса, и определите их вид.

...Как обеспечить, чтобы в вузе читали курс лучшие профессора, лучшие препо­даватели, лучшие ученые? Казалось бы, можно было бы использовать современ­ную технику, скажем, сделать кинофильм, в котором лектор, самый крупный уче­ный в данной области (или даже группа ученых), будет рассказывать студентам физику, или химию, или математику.

Конечно, это привлечет лучших профессоров к преподаванию студентам. Но по­смотрим, что из этого получится на самом деле...

...Такая система, конечно, нелепа. Вы представьте себе, что в институте вместо профессуры стоят одни киноаппараты и ходят только студенты и киномеханики. Это будет исключительно скучное и темное заведение, к которому вы не будете относиться как к своей альма-матер. Не в этом, однако, дело. Говорят, студенты рано или поздно как-нибудь к этому приспособятся, как-нибудь это переживут. Гораздо хуже отнесутся к этому изменению сами преподаватели. Дело в том, что совершенно забывают о другой функции высшего учебного заведения — учить не только студентов, но учить и самих профессоров и преподавателей.

Хороший ученый, когда преподает, всегда учится сам. Во-первых, он проверяет свои знания, потому что, только ясно объяснив другому человеку, можешь быть уверен, что сам понимаешь вопрос. Во-вторых, когда ищешь форму ясного опи­сания того или иного вопроса, часто приходят новые идеи. В-третьих, те, часто нелепые, вопросы, которые задают студенты после лекций, исключительно сти­мулируют мысль и заставляют с совершенно новой точки зрения взглянуть на то явление, к которому подходим всегда стандартно, и это тоже помогает творче­ски мыслить.

И наконец, студенты лучше знают, шире знают вопросы физики, чем преподава­тель. Преподаватель, как специалист, подходит узко, у него нет широкого подхо­да. У студентов гораздо шире подход. И когда студент беседует с преподавате­лем, преподаватель очень много узнает от студента.

Вот почему молодым ученым необходимо заниматься преподавательской дея­тельностью. Хороший вуз — это тот вуз, который дает возможность развиваться талантам преподавателей так же широко, как и талантам их учеников.

(Выступление на вечере, выпускников Московского физико-технического института в 1964 году)

5. Выберите дискуссионную статью из газеты или журнала. Подчеркните в ней аргументы и определите их типы. Докажите, ссылаясь на характер аргументов, что все написанное в статье: а) правда, б) ложь, в) полуправда-полуложь.

6. Какие из приведенных ниже вопросов открытые, какие закрытые?

1. Когда нам приходить на занятия?

2. Кто поедет забрать из ремонта обувь?

3. Ты был в воскресенье дома?

4. Зачем ты это сделал?

5. Который час?

6. Кто разбил окно?

7. Он симпатичный, неправда ли?

8. У него двое или трое братьев?

9. Ты был вчера на дне рождения у Татьяны?

10. Куда ты идешь?

11. Ты в универ или из универа?

12. Правда ли, что у нас теперь будет новый преподаватель по русскому языку?

13. Так вы придете к нам завтра?

14. Он окончил институт с красным дипломом, не правда ли?,

15. Он приехал к нам из Москвы или из Петербурга?

16. Так вы будете это делать или нет?

17. Кто принес кошку в класс?

18. Правда ли, что у нас в следующем году не будет психологии?

19. Вы согласны, что за такую цену вполне можно купить эту вещь?

20. Почему вы меня об этом спрашиваете?

21. Откуда у тебя такой симпатичный ранец?

7. Какие из известных вам типов вопросов будут наиболее эффективными в следующих ситуациях:

A. Опрос общественного мнения о политических лидерах, вызывающих наибольшее доверие.

Б. Проведение беседы при приеме на работу с крайне застенчивым претендентом.

B. Стремление научного руководителя помочь аспиранту (студенту) в составлении индивидуального плана исследовательской (учебной) работы.

Г. Желание руководителя понять действительные причины конфликта между его подчиненными.

Д. Вы хотите доказать собственный тезис.

Е. Вы хотите послушать аргументацию собеседника.

8. Аргументируйте свою позицию по одной из предложенных тем.

1) Нужна ли цензура средствам массовой информации?

2) Нужна ли человеку абсолютная свобода?

3) Наркомания: болезнь или преступление перед обществом?

4) Демократия или монархия – что лучше для России?

5) Нужна ли человечеству смертная казнь?

6) Эвтаназия: милосердие или убийство?

7) Религия в жизни человека.

8) Любовь в жизни мужчины и в жизни женщины.

9) «О времена, о нравы!»

10) «Каждый народ достоин своего правителя»

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д., 1995.

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003.-432с.

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1989.

Михальская А. К. Основы риторики. – М., 1996.

Пиз А. Язык жестов. –Воронеж, 1992.

Стернин И.А. Практическая риторика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /И.А. Стернин. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: