ГЛАВА 2. Методики развития координационных способностей в гребле на байдарке и каноэ




Для развития координационных способностей в физическом

воспитании и спорте используются следующие методы:

1) стандартно-повторного упражнения;

2) вариативного упражнения;

3) игровой;

4) соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий

применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими

движениями можно только после большого количества повторений их в

относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями

имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода - со

строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий

выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

• строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего

освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров,

например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы;

изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);

• изменение исходных и конечных положений (бег из положения

приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений – бросок мяча вверх из исходного положения стоя – ловля сидя и наоборот).

• изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной,

боком, по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной

или боком по направлению прыжка и т.п.);

• «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой

ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);

• выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на

вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после

вращений, кувырков);

• выполнение упражнений с исключением зрительного контроля – в

специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в

равновесии, с булавами, ведение мяча и броски в кольцо).

Методические приемы не строго регламентированного варьирования

связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег,

передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление

произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.

Эффективным методом воспитания координационных способностей

является игровой метод с дополнительными заданиями и без них,

предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п.

Например, при проведении игры «Пятнашки» ставится задача как

можно больше играющих «запятнать» за 3 мин или «запятнать» с помощью

волейбольного мяча, или «запятнать» в определенном участке тела. Игровой

метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

Методические приемы для совершенствования статического и

динамического равновесия.

Для разных типов равновесий используются следующие методические

приемы:

а) для позностатического равновесия:

- удлинение времени сохранения позы;

- исключение зрительного анализатора, что предъявляет

дополнительные требования к двигательному анализатору;

- уменьшение площади опоры;

- увеличение высоты опорной поверхности;

- введение неустойчивой опоры;

- введение сопутствующих движений;

- создание противодействия (парные движения);

б) для динамического равновесия:

- упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт,

трасса, покрытие, расположение, погода);

- упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (инвентарь –

качели, лонжи, центрифуги, батут и другие тренажеры).

Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения

принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов

между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их

тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.

Общая установка при занятиях «на координацию» должна исходить из

следующих положений:

а) заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии;

б) нагрузки не должны вызывать значительного утомления, так как при

утомлении (как физическом, так и психическом) сильно снижается

четкость мышечных ощущений, а в этом состоянии координационные

способности совершенствуются плохо;

в) в структуре отдельного занятия упражнения на развитие

координационных способностей желательно планировать в начале основной

части;

г) интервалы между повторениями отдельных упражнений должны

быть достаточными для восстановления работоспособности;

д) воспитание различных видов координационных способностей

должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей.

В качестве практических рекомендаций:

1.Для повышения эффективности устойчивости равновесия новичков рекомендуется отводить специальным физическим упражнениям

стимулируемого воспитания баланса от 30% до 50% учебно-тренировочного

времени.

2. Мы рекомендуем поставить байдарку рядом с плотом на воду и по два

человека, сначала один, в процессе тренировки удерживают устойчивое

положение тела в байдарке в течение 3-5 минут с интервалом отдыха 3-5 минут (количество повторений от 10 до 20), а другой товарищ свободно двумя руками придерживает байдарку, чтобы тренирующийся не уплыл от плота. На следующем этапе обучения мы рекомендуем привязать к задней части лодки дополнительные опоры (поплавки, крылья, камеры) и шнур длиной 20-30 м корме байдарки и занимающегося отпускать на данное расстояние, после чего медленно и потихоньку при помощи шнура притягивать к себе. По мере накопления двигательных знаний освоения технико-двигательных действий молодого байдариста следует отпускать одного по указанной тренером водной акватории вдоль берега.

3. Молодых байдаристов подсаживать в байдарку-двойку к сильным и

опытным спортсменам для приобретения знаний и опыта гребного искусства.

4. В учебно-тренировочных занятиях на этапе начального обучения

рекомендуется применять комплексную методику специальных физических упражнений направленного воздействия на устойчивость положения тела в байдарке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая вышеизложенное можно сказать, что показатели равновесия

улучшаются с увеличением двигательной подготовленности, ростом спортивного мастерства, темпом прироста спортивных результатов напрямую связаны с активным применением различных методик и широкого арсенала средств направленных на развития координационных способностей (равновесие) и уровнем профессионализма тренера. Сохранение устойчивости тела (равновесия) имеет важное значение в жизнедеятельности человека и в спортивной тренировке. Для поддержания равновесия байдаристов необходимого уровня развития равновесия в целом, и отдельных его звеньев в частности, является важным фактором подготовленности гребца, т.к. сохранение устойчивости тела (равновесия) требует необходимого достаточного уровня мышечного напряжения, приложения соответствующих усилий, их своевременного распределения и перераспределения, в

непредвиденной ситуации. По показателям устойчивости положение тела (равновесия) можно судить о состоянии подготовленности спортсмена. Изменение этих показателей служит сигналом для принятия мер по улучшению устойчивости положение тела (равновесия).

Координационные способности (равновесие) наиболее трудно

поддаются тренировке, т.к. проявляются высокие требования к системе анализаторов, опорно-двигательному аппарату, вегетативным функциям организма, в более сложных и непривычных условиях умение управлять мышечным напряжением. Однако специально разработанная методика, включающая в себя специально подобранные, сбалансированные упражнения, системно реализуемые в тренировочном процессе на этапе начального обучения, позволит решить данную проблему. Поэтому реализация разработанной нами методики позволяет значительно улучшить показатели координационных способностей (равновесие, способности к устойчивому положению тела), и создаст предпосылки для дальнейшего повышения технического мастерства молодого гребца, соответственно

улучшить его результативность в спортивной деятельности.

 

 

Список использованной литературы

1.Верхошанский, Ю.В. Горизонты научной теории и методики спортивной

подготовки // Теория и практика физической культуры. – 1988.– № 7.

2. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн – М.:

Физкультура и спорт, 2001.

3. Боген, М.М. Физическое совершенствование как основное понятие теории

физической культуры // Теория и практика физической культуры. / М.М.

 

КОМПЛЕКСЫУПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (РАВНОВЕСИЯ)

 

Общеподготовительные или подводящие упражнения

 

Этап первоначального разучивания

 

1. Основная стойка, свести и развести носки и затем пятки, руки

свободны, удерживая равновесие.

2. Стойка с сомкнутыми ступнями, руки в стороны, повороты

туловища вправо и влево, удерживая устойчивое положение тела.

3. Стойка с сомкнутыми ступнями, а) Круговые вращения рук

вперед, назад, чтобы лопатки сходились, б) Поочередно круговые вращения

рук вперед (техника плавания "кроль"), назад (техника плавания "на спине"),

руки в стороны, маховые отведения рук назад, удерживая баланс.

4. Стойка на пятках, руки перед грудью на уровне плеч, повороты

вправо, влево, наклоны туловища, вправо-влево, вперед-назад, руки

свободны, удерживая балансирование.

5. Стойка на одной ноге, маховые движения руками вверх, вниз,

попеременно, одновременно, удерживая равновесие.

6. Повороты в стойке на одной ноге, руки свободны, удерживая

балансирование.

7. Стойка на одной ноге, другая прямая впереди, руки па поясе,

полуприседания, приседания, удерживая устойчивое положение тела.

8. Стоя на левой, махом правой до пояса, груди, плеча и выше, руки

свободны удерживая равновесие.

9. Стоя на правой, махом левой до пояса, груди, плеча и выще, руки

свободны и удерживая балансирование.

10. Стойка на левой ноге, правая сзади на носок, руки вперед -

наружу, ладони книзу, мах правой ногой вперед до касания ладоней правой

руки, зачем левой руки. Тоже самое махи левой, удерживая баланс.

11. Стоя на правой ноге левая сзади на носок, руки вперед - наружу,

ладони книзу, махом правой ногой вперед до касания ладоней правой руки,

зачем левой руки, удерживая равновесие.

12. Стоя на левой ноге, руки на поясе, сделать мах правой ногой до

пояса, груди, плеч и выше, удерживая устойчивое положение тела.

13. Стоя на правой ноге, руки на поясе, сделать махом левой до

пояса, груди, плеч и выше, удерживая равновесие.

14. Левая нога впереди, правая сзади, руки на поясе, махом правой

вперед до пояса, до плеча, головы и выше, удерживая равновесие.

15. Правая нога впереди, левая сзади, руки на поясе, махом левой

вперед до пояса, плеча, головы и выше, удерживая устойчивое положение

тела.

16. Левая нога впереди, правая сзади, руки на поясе, махом правой

вперед до пояса, до плеча, головы и выше, с закрытыми глазами, удерживая

баланса.

17. Правая впереди, левая сзади, руки на поясе, махом левой вперед

до пояса, плеча, головы и выше, с закрытыми глазами, удерживая

равновесие.

18. Стойка с сомкнутыми носками и пятками, руки в стороны: а)

маховым движением поднять вперед прямую левую ногу и одновременно хлопнуть двумя руками под ногой; б) затем выполнить это же упражнение правой ногой; в) ходьба высоко поднимая ногу, с хлопками под ногой, удерживая баланс.

19. Стойка ноги скрестно, руки в стороны, стоящую впереди ногу

махом поднять в сторону до касания носком ладони, затем выполнить другой

ногой.

20. Выпад вперед, прямая нога сзади на носке, руки в различных

исходных положениях (вверх, в стороны, на поясе), пружинящие приседания

на согнутой ноге, отодвигая прямую ногу назад по возможности как можно

дальше.

21. Стойка на одной ноге, согнув вторую ногу, хват руками у

коленною сустава и притянуть к плечу, корпус держать прямой и опорная нога прямая: немного наклоняясь вперед, выпрямить ногу вперед до отказа, не отпуская ее руками. Опорную ногу не сгибать.

22. Основная стойка, руки на поясе, круговые движения туловища

вправо, влево, вперед, назад.

23. В упоре, стоя на коленях, одну ногу поднять назад, а

разноименную руку вверх.

24. Из упора стоя на коленях, поднимая левую ногу назад и левую

руку вперед, повернуть туловище влево.

25. Приседания на левой ноге.

26. Приседания на правой ноге.

27. Стойка на коленях, руки свободно опущены вниз или подняты

вверх, круговые вращения туловища вправо, влево, наклоны вперед, назад, вправо, влево.

28. Стоя на коленях, руки в стороны, повороты туловища вправо,

влево, а голова смотрит прямо.

29. Прыжки на двух ногах вперед-назад, вправо-влево, треугольник

вправо, треугольник влево, квадрат вправо, квадрат влево.

30. Прыжки на правой ноге вперед-назад: вправо-влево: треугольник

вправо, треугольник влево, квадрат вправо, квадрат влево.

31. Прыжки на левой ноге вперед-назад, вправо-влево, треугольник

вправо, треугольник влево, квадрат вправо, квадрат влево.

32. О.С. Ноги вместе, выполнить повороты головы вправо-влево,

наклоны головы вперед-назад, вправо-влево, круговые вращения головы вправо и влево, руки свободны, удерживая равновесие.

33. О.С. Ноги вместе, выполнить повороты головы вправо-влево,

наклоны головы вперед -и назад, вправо-влево, круговые вращения головы вправо и влево, руки на поясе, удерживая баланс.

34. О.С. Моги вместе, выполнить повороты головы вправо-влево,

наклоны головы вперед-назад, вправо-влево, круговые вращения головы вправо и влево, руки свободны с закрытыми глазами, удерживая балансирование.

35. О.С. Ноги вместе, выполнить наклоны туловища вперед-назад.

вправо- влево, круговые вращения туловища вправо и влево, руки свободны,

удерживая устойчивое положение тела.

36. О.С. Ноги вместе, выполнить наклоны туловища вперед-назад,

вправо- влево, круговые вращения туловища вправо и влево, руки на поясе,

удерживая балансирование.

37. О.С. Ноги вместе, выполнить наклоны туловища вперед-назад,

вправо-влево, круговой вращения туловища вправо и влево, руки свободны, с

закрытыми глазами, удерживая равновесие.

38. Стоя на левой ноге, правая упирается в колено левой ноги,

выполнить повороты головы вправо-влево, наклоны головы вперед-назад,

вправо-влево, вращение головы вправо и влево, руки свободны, удерживая баланс.

39. Стоя на левой ноге, правая упирается в колено левой, выполнить

повороты головы вправо-влево, наклоны головы вперед-назад, вправо-влево,

вращение головы вправо и влево, руки на поясе, удерживая устойчивое

положение гола.

40. Стоя на левой ноге, правая упирается в колено левой, выполним»

повороты головы вправо-влево, наклоны вперед-назад, вправо-влево, руки свободны, выполнить с закрытыми глазами, удерживая балансирование.

41. Стоя на правой ноге, левая упирается в колено правой,

выполнить, повороты головы вправо и влево, наклоны головы вперед-назад,

вправо-влево, вращение головы вправо и влево, руки свободны, удерживая равновесие.

42. Стоя на правой ноге, левая упирается в колено правой, выполнить

повороты головы вправо-влево, наклоны головы вперед-назад, вправо-влево,

вращение головы вправо и влево, руки свободны, удерживая баланс.

43. Стоя на правой ноге, левая упирается в колено правой, выполнить

повороты головы вправо-влево, наклоны головы вперед-назад, вправо-влево,

вращение головы вправо и влево, руки па поясе, удерживая устойчивое

положение тела.

44. Стоя на правой ноге, левая упирается в колено правой, выполнить

повороты головы вправо-влево, наклоны головы вперед-назад, вправо-влево,

вращение головы вправо и влево, руки свободны, удерживая балансирование

с закрытыми глазами.

45. Стоя на левой ноге, правая упирается в колено левой, отведение

локтей и рук в стороны, с поворотом туловища вправо-влево, правая рука

вверху левая внизу отведение назад, круговые вращения рук вперед, назад, удерживая равновесие.

46. Стоя па правой ноге, левая упирается в колено правой, отведение

локтей и рук в стороны, с поворотом туловища вправо и влево, правая рука

вверху, левая внизу, отведение назад, круговые вращения рук вперед, назад,

удерживая баланс.

47. Стоя на левой ноге, правая упирается в колено левой, наклоны

туловища вперед-назад, вправо-влево, круговые вращения туловища вправо,

влево, руки свободны, удерживая балансирование.

48. Стоя на правой ноге, левая упирается в колено правой, наклоны

туловища вперед-назад, вправо-влево, круговые вращения туловища вправо и

влево, руки свободны, удерживая устойчивое положение тела.

49. О.С. Носки и пятки вместе, руки свободны, в прыжке выполнить

поворот вправо и влево на 90°; 180°; 270°; 360°,

50. О.С. Носки и пятки вместе, руки на поясе, в прыжке выполнить,

повороты вправо и влево на 90°; 180°; 270°; 360°, удерживая балансирование.

51. О.С. Носки и пятки вместе, руки свободны, в прыжке выполнить

повороты вправо и влево на 90°; 180°; 270°; 360°, удерживая устойчивое положение тела с закрытыми глазами.

52. Стоя на левой ноге, правая упирается в колено левой, руки

свободны, в прыжке выполнить повороты вправо, а затем влево па 90°; 180°;

270"; 360°, удерживая равновесие.

53. Стоя на правой ноге, левая упирается в колено правой, руки

свободны, в прыжке выполнить повороты влево, а затем вправо па 90°; 180°;

270J; 360е. удерживая баланс.

54. Стоя на левой ноге, правая упирается в колено левой, руки па

поясе, в прыжке выполнить повороты вправо, а затем влево на 90°; 180°; 270J; 360е, удерживая устойчивое положение тела.

55. Стоя на правой ноге, левая упирается в колено правой, руки на

поясе, в прыжке выполнить повороты вправо, затем влево на 90°; 180°; 270°;

360°, удерживая балансирование.

56. Стоя на левой ноге, правая упирается в колено левой, руки

свободны, в прыжке выполнить повороты вправо, затем влево на 90°; 180°;

270°; 360°, с закрытыми глазами, удерживая равновесие.

57. Стоя на правой ноге, левая упирается в колено правой, руки

свободны, в прыжке выполнить повороты влево, затем вправо на 90°; 180°;

270°; 360°. с закрытыми глазами, удерживая баланс.

58. Стоя па левой ноге, выполнить прыжок с поворотом влево па

правую ногу и наоборот, удерживая балансирование.

59. Стоя на левой ноге, выполнить прыжок с поворотом вправо и

приземлиться па правую ногу и наоборот, удерживая устойчивое

положениетела.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: