канд. филос. наук, доц. кафедры культурологии В.С. НОВИКОВ




«НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»: теоретические понятия

1). Народная культура - это эмпирические знания, имеющиеся у любого народа по ведению хозяйства, медицине, воспитанию детей, представления о морали, фольклор, верования, традиционный образ жизни, обряды, обычаи и др. Эта культура неотделима от повседневной жизни народа, и в ее основе лежат традиции, в том числе, и религиозные.

2) «Классическое» определение понятия «народ», «народность» (в др. греч. - «этнос» –.род, племя, народ). «Этнос - это группа людей, говорящих на одном языке, признающая свое единое происхождение, обладающих комплексов обычаев, укладом жизни, освященных традицией, отличающей ее от других групп» (С.М. Широкогоров, 1925 г.).

3). Культурно-исторический метод нашего исследования исходит из того, что народная культура - это социальная память этноса, общественный продукт деятельности людей и только в ее лоне традиции, верования, обряды, обычаи, фольклор, художественное творчество, могут быть восприняты и поняты.

4). Культурные традиции - общественные установления, символические массовые действия, праздники, в т. ч., и религиозные, возникшие у того или иного народа в давние времена, которые относятся ко всем слоям населения, когда имеются духовные связи между людьми, ими еще более укрепляемые.

Традиции можно и резко изменить. Хотя часть боярства и духовенства была против нововведений, но Петр 1 ввел в дворянско-городскую культуру европейское платье и бритье бород. В 1718 г. он ввел «Ассамблеи», на которые требовалось приходить с женами и дочерьми для «политеса» (культурного общения), танцев и пр. Петр 1 в 1722 г. разрешил в церковные праздники, после литургии, народные забавы и увеселения.

5). Народные традиции – это привычный бытовой уклад жизни, обряды, обычаи, магия, верования, народные праздники, все то, что унаследовано культурой от одного поколения и передается другому.

6). Обряды – распространенная у всех народов совокупность культурных ритуалов в главные моменты жизни человека (семейно-бытовые: родины, крещение, инициация, свадьба, поминки и др.) и хозяйственно-бытовой жизни (календарно-аграрные для русского народа).

7). Обычаи – одобряемые и соблюдаемые у всех народов мира обычные (так же и различные) привычки, вкусы, образцы поведения, взгляды, нравы и бытовой уклад жизни.

8). Уровень развития национальной культуры чаще всего оценивают не по народной культуре, а по «цивилизованности» страны, грамотности населения, достижениям науки, архитектуры, литературы, искусства. Это Ломоносов, Пушкин, Чайковский, Репин и др. которые представляют культуру России в мировом масштабе. В Тюмени – Менделеев, Ершов, Алябьев, Перов. Мировая культура выступает как целостная система национальных культур и невозможна без содружества отдельных культур.

9). В ХХ веке оформились два специфических полюса культуры: элитарная и массовая. Элитарная культура создается господствующими и профессиональными слоями общества и ориентирована на образованную, интеллектуальную аудиторию. Ее сфера - философия, наука, профессиональное искусство, литература и др. Элитарным является художественный «авангард», искусство, малодоступное для восприятия «среднего» человека.

10) Массовая культура связана с научно-техническим прогрессом и возникла в ХХ веке. Фото, кино, радио, видео, ТВ, СМИ, бытовая техника, автомобили, авиация, исследования космоса и пр. преобразили как быт, так и художественное сознание людей. Массовая художественная культура имеет широкое межнациональное распространение и доступна вне зависимости от уровня образования. Примером является мода, детективы, телесериалы, поп-музыка, шлягеры, которые быстро выходят из моды.

11). Видами народной художественной культуры являются декоративно-прикладное творчество, народные художественные промыслы, художественные ремесла, зодчество, народные праздники и обряды, словесный, песенный, музыкальный, танцевальный, зрелищно-театральный, игровой фольклор, в т. ч., и виды народной культуры, реализующие себя в художественной самодеятельности.

12). Декоративно-прикладное творчество - синтетическое по характеру народное искусство, первоначально связанное с трудовой деятельностью человека и представляющее одновременно материальную, духовную и художественную культуру.

13). Народные художественные промыслы — форма организации труда народных мастеров, основанного на коллективном опыте, мастерские, развивающие местные культурные традиции, в т. ч., выпускающие сувенирную продукцию (напр., игрушки).

14). Художественное ремесло - основанное на коллективном опыте, культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (кожа, металл, дерево и др.).

15). Специфика народной художественной культуры формируется и бытует на основе утвердившихся ранее в народе художественных традиций и ценностей; она отражает особенности национального характера (менталитета); выражает мировоззренческие идеалы народа. Ее художественная специфика мало зависит от рыночной конъюнктуры; от организационного руководства госструктурами.

16). Формами бытования и развития народной художественной культуры является профессиональное, самодеятельное, любительское творчество; коллективы народной песни, танца, оркестры, деятельность скоморохов, народных мастеров. а) Формы, не вычлененные из своей бытовой этнографической среды, связанные с породившим его укладом жизни; б) творчество профессионалов и любителей в области народной музыки, фольклора, художественно-прикладного творчества и т. д.

17). Художественная самодеятельность - одно из проявлений современной культуры, разновидность любительского творчества, сопутствующая основному виду деятельности, профессиональным занятиям ее участников. Понятие «худ. сам.» появилось в газете «Правда» (1912), как характеристика любительского худ. творчества, центрами которого были так наз. «Народные Дома». Главный признак, который отличает художественную самодеятельность от фольклора и др. видов народного творчества, это организованность в художественный коллектив, участие в самодеятельности госструктур культуры.

18). Для художественной самодеятельности характерна любительская форма творчества, но и стремление к профессиональному уровню исполнения. Преимущественное включение в репертуар художественных коллективов и исполнителей, как произведений профессионального искусства, так и массовой художественной культуры; в коллективах народного плана - профессиональные обработки фольклора, письменное, видео и звуко-техническое его распространение и т. п.

19). Праздник в целом — это форма эстетической деятельности, массовое народное гулянье, включенное непосредственно в ткань социокультурной реальности. Гражданские праздники устанавливает государство (так, Петр 1 в 1700 ввел празднование Нового года), религиозные - церковь (Рождество, Пасха, Крещение), народные – являются традицией (Святки, Масленица, Иван Купала).

20). Народные календарные праздники – это культурные традиции народов, связанные с обрядами переходов природы из одного своего состояния в другое (зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие). Классификации обрядов: зимние, весенние, летне-осенние (С.А. Токарев); зимние, весенне-летние, осенние (В.К. Соколова). Франко-бельгийский учёный А. ван Геппен: его идеи - связь этапов жизни человека с этапами в жизни животных, растений, «с великими ритмами Вселенной» («Обряды перехода», 1908).

21). Русский земледельческий календарь - симбиоз народного и православного календаря. Церковные даты и праздники посвящены Иисусу, Богоматери, Апостолам, великомученикам, святым. В тоже время календарь содержит остатки языческих верований и мифов, погодные приметы, агарные и пастушеские обряды, народные праздники (Масленица, Иван Купала, Святки и др.), и связанный с ними фольклор.

22). В Италии, Южной Франции и др. средневековой официальной, церковно-христианской, противостояла народная карнавально-смеховая культура. См.: М. Бахтин: «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965). Карнавал (с франц. «прощай, мясо») предшествовал пасхальному посту. Генетически связан с римским праздником Сатурналий, когда рабы 17 декабря как бы «уравнивались» с господами и могли трапезничать за одним столом (см.: Плутарх, «Избранные жизнеописания»). Наиболее популярен карнавал в Венеции, что в 11 в. узаконил её глава - дож. В 1489 г. римский папа Юлий III так же санкционировал карнавалы. Основное действие - на площади Св. Марка (некий «антимир» - шествия, маскарады, ряжение, отмена сословных различий, рамок приличия, осмеяние). Современный карнавал в Венеции 11-23 февраля 2012 года: шоу, концерты, фейерверки, средневековые представления-игры. В Латинской Америке карнавал впитал негритянские праздники, обряды, музыку, танцы. На карнавале в Рио-де-Жанейро популярен конкурс школ самбы.

23). Скоморохи – русские народные артисты: рассказчики, певцы, музыканты, плясуны, фокусники, дрессировщики (10-17 вв.). Выступали на свадьбах, похоронах, народных праздниках, княжеских пирах и пр. Представители народной смеховой культуры («срамословы», «глумотворцы»), пародировали даже церковь (известна, напр., «служба кабаку»). По Указам патриарха и царей (1551, 1648 и др.) их выступления запрещались, их велено «бить батогами», уничтожать их муз. инструменты. Запрещались и ряжения, колядования (1627), «игрища» на Рождество и Святки (1684), где участвовали скоморохи.

24). Фольклор – совокупность различных артефактов народного творчества, имеющих историко-культурное происхождение, динамику функционирования и развития. Фольклор включает устные словесные жанры (мифы, сказки, былины, предания, легенды, пословицы, поговорки, загадки и др.); песенные жанры (исторические, лирические, хороводные, обрядовые и др. песни), инструментальную музыку, танцы, театрализованные зрелища, игры, народные праздники, обряды, обычаи, неотделимые от повседневной жизни.

25). Перевод с англ. понятия «Folk-Lore» («фольклор») - народное знание, народная мудрость. В науку термин «фольклор» ввел в 1846 г. английский ученый В. Дж. Томс. С 1879 года, принятый Английским Фольклорным Обществом, термин «фольклор» вошел в обиход ученых всех стран. Для традиционных форм фольклора характерно анонимное распространение словесного, песенно-музыкального творчества; вариативность, коллективность творчества, сохранение традиций, игр и обрядов.

26). В.Я. Пропп – признанный в мировой науке отечественный литературовед и фольклорист. При исследовании структуры волшебной сказки («Морфология сказки», «Исторические корни волшебной сказки») он впервые в науке применил точные методы анализа для выявления единой схемы, лежащей в основе фольклорных текстов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: