Основные направления программы




Рабочая учебная программа по обучению грамоте «ГРАМОТЕЙКА»

 

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

 

 

Срок реализации: 2 года Составитель:

 

Потолицына Вера Михайловна учитель- логопед МБДОУ «Детский сад № 38»


 

Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа.

 

А.Р. Лурия

 

Пояснительная записка

 

 

Актуальность: Сегодня будущим школьникам предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов (ЕГЭ). Продолжается дифференциация, структурная перестройка сети образовательных учреждений. Поэтому подготовить ребенка к школе, школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень, поддержать его, протянуть руку помощи – задача не только воспитателей, учителей, но и родителей.

 

 

Десятилетиями накапливались проблемы во всех важнейших сферах жизни детей. Их решение зависит не только от усилий семьи, но и от деятельности многих других социальных институтов, участвующих в процессе социализации, воспитании и образовании детей. Детство – это процесс взросления, это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. В широком понимании все дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. Перед дошкольником откроются двери школы, он вступит в «Эру восхождения к социальной зрелости» (А. В. Петровский). Если ребенок, ушедший в школу, в первом классе не справляется с заданием по разделу обучение грамоте, не осознает, что звук произносится, а буква пишется, слова состоят из слогов, из слов можно составить предложения и т.д., то естественно у него возникают трудности. Ребенок уже не хочет учиться в школе. Львиная доля учебных трудностей ребенка в 1-2 классах является следствием «хвостов» в дошкольном возрасте, а следовательно и родительских упущений. Необходимо помнить, что обучение рассматривается как двусторонний процесс, в котором педагог носитель знаний и опыта и как организатор обучения считается доминирующей фигурой. На основе изучения передовых технологий по проблеме обучения детей грамоте в детском саду (Поваляева М.А., 2000г., Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А.,1991г., Каше Г.А., 1985г., Журова Л.Е., 1974г., Коноваленко


В.В., Коноваленко С.В., 1999г., Галкина Г.Г., 2003г., Агранович З.Е., 2004г., Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., 2008г., Лиманская О.Н., 2009 г.)

 

В данной программе так же используются частично логопедические методики и технологии для детей дошкольного возраста.

 

Общая цель данной программы:

 

Данная программа направлена на предупреждение нарушений устной и письменной речи.

 

Программа рассчитана на 2 года, для детей 5-7 лет. Программа реализуетсвя за рамками основной образовательной деятельности. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность –25- 30 минут. Работа проводится фронтально. Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления, памяти. Пособие развивает интерес и способности к чтению.

 

Основные направления программы

 

- Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;

 

- Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;

 

- Формирование буквенного гнозиса;

 

- Развитие ручной умелости и графомоторных навыков;

 

- Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;

 

- Формирование интереса к чтению.

 

- Развитие психических процессов.

 

Задачи рабочей программы:

 

1. Формирование интереса к процессу обучения.

 

2. Развитие звуковой культуры речи.

 

3. Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.

 

4. Развитие умений говорить и слушать других людей.

 

5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.

 

6. Обогащение словарного запаса детей.

 

7. Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.

 

 

В программе учтены общедидактические принципы:

· Научность;

 

· Систематичность;

 

· Постепенность усложнения;

 

· Перспективность;

 

· Доступность;

 

· Связь с жизнью.


Впервые вопрос о предварительных звуковых упражнениях в русской методике обучения чтению был поставлен Ушинским К.Д. Он считал необходимым развивать у детей речевой слух, умение слышать отдельные звуки и их последовательность в словах.

 

Профессор Р. И. Лалаева в выступлении на I международной конференции РАД в сентябре 2004г (Российская ассоциация дислексии) отметила, что для усвоения многих правил орфографии требуется сформированность фонематического компонента языковой способности (умения дифференцировать гласные – согласные, твердые – мягкие и звонкие

 

– глухие согласные фонемы, безударные и ударные гласные).

 

Поэтому в системе данного курса по подготовке к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.

Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:

 

· Звуки окружающего мира;

 

· Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);

· Гласны звуки;

 

· Согласные звуки (без классификации);

 

· Согласны твердые и мягкие;

· Согласные звонкие и глухие.

Параллельно даются понятия:

· Слово;

· Слог;

 

· Предложение;

· Ударение.

 

Ожидаемые результаты

 

К концу курса дети могут:

 

§ Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

§ Выделять слова в предложении, определять их место.

§ Составлять предложение с заданным словом.

§ Делить слова на слоги, считать слоги в слове.

§ Составлять слова из готовых слогов.

§ Знать, что в слове один слог – главный, ударный.

§ Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).

§ Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков.

§ Понимать и различать понятия «звук» и «буква».

§ Читать простые по звукобуквенному составу слова.


 

Содержание работы с детьми. (первый год обучения)




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: