Рабочая учебная программа по обучению грамоте «ГРАМОТЕЙКА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
Срок реализации: 2 года Составитель:
Потолицына Вера Михайловна учитель- логопед МБДОУ «Детский сад № 38»
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа.
А.Р. Лурия
Пояснительная записка
Актуальность: Сегодня будущим школьникам предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов (ЕГЭ). Продолжается дифференциация, структурная перестройка сети образовательных учреждений. Поэтому подготовить ребенка к школе, школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень, поддержать его, протянуть руку помощи – задача не только воспитателей, учителей, но и родителей.
Десятилетиями накапливались проблемы во всех важнейших сферах жизни детей. Их решение зависит не только от усилий семьи, но и от деятельности многих других социальных институтов, участвующих в процессе социализации, воспитании и образовании детей. Детство – это процесс взросления, это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. В широком понимании все дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. Перед дошкольником откроются двери школы, он вступит в «Эру восхождения к социальной зрелости» (А. В. Петровский). Если ребенок, ушедший в школу, в первом классе не справляется с заданием по разделу обучение грамоте, не осознает, что звук произносится, а буква пишется, слова состоят из слогов, из слов можно составить предложения и т.д., то естественно у него возникают трудности. Ребенок уже не хочет учиться в школе. Львиная доля учебных трудностей ребенка в 1-2 классах является следствием «хвостов» в дошкольном возрасте, а следовательно и родительских упущений. Необходимо помнить, что обучение рассматривается как двусторонний процесс, в котором педагог носитель знаний и опыта и как организатор обучения считается доминирующей фигурой. На основе изучения передовых технологий по проблеме обучения детей грамоте в детском саду (Поваляева М.А., 2000г., Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А.,1991г., Каше Г.А., 1985г., Журова Л.Е., 1974г., Коноваленко
|
В.В., Коноваленко С.В., 1999г., Галкина Г.Г., 2003г., Агранович З.Е., 2004г., Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., 2008г., Лиманская О.Н., 2009 г.)
В данной программе так же используются частично логопедические методики и технологии для детей дошкольного возраста.
Общая цель данной программы:
Данная программа направлена на предупреждение нарушений устной и письменной речи.
Программа рассчитана на 2 года, для детей 5-7 лет. Программа реализуетсвя за рамками основной образовательной деятельности. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность –25- 30 минут. Работа проводится фронтально. Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления, памяти. Пособие развивает интерес и способности к чтению.
|
Основные направления программы
- Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;
- Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;
- Формирование буквенного гнозиса;
- Развитие ручной умелости и графомоторных навыков;
- Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;
- Формирование интереса к чтению.
- Развитие психических процессов.
Задачи рабочей программы:
1. Формирование интереса к процессу обучения.
2. Развитие звуковой культуры речи.
3. Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.
4. Развитие умений говорить и слушать других людей.
5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
6. Обогащение словарного запаса детей.
7. Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.
В программе учтены общедидактические принципы:
· Научность;
· Систематичность;
· Постепенность усложнения;
· Перспективность;
· Доступность;
· Связь с жизнью.
Впервые вопрос о предварительных звуковых упражнениях в русской методике обучения чтению был поставлен Ушинским К.Д. Он считал необходимым развивать у детей речевой слух, умение слышать отдельные звуки и их последовательность в словах.
Профессор Р. И. Лалаева в выступлении на I международной конференции РАД в сентябре 2004г (Российская ассоциация дислексии) отметила, что для усвоения многих правил орфографии требуется сформированность фонематического компонента языковой способности (умения дифференцировать гласные – согласные, твердые – мягкие и звонкие
|
– глухие согласные фонемы, безударные и ударные гласные).
Поэтому в системе данного курса по подготовке к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.
Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:
· Звуки окружающего мира;
· Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
· Гласны звуки;
· Согласные звуки (без классификации);
· Согласны твердые и мягкие;
· Согласные звонкие и глухие.
Параллельно даются понятия:
· Слово;
· Слог;
· Предложение;
· Ударение.
Ожидаемые результаты
К концу курса дети могут:
§ Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
§ Выделять слова в предложении, определять их место.
§ Составлять предложение с заданным словом.
§ Делить слова на слоги, считать слоги в слове.
§ Составлять слова из готовых слогов.
§ Знать, что в слове один слог – главный, ударный.
§ Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).
§ Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков.
§ Понимать и различать понятия «звук» и «буква».
§ Читать простые по звукобуквенному составу слова.
Содержание работы с детьми. (первый год обучения)