Информация, сообщение и сигнал




ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

 

Предмет, место и роль дисциплины

«Основы радиоэлектроники и связи»

 

Предметом изучения дисциплины «Основы радиоэлектроники и связи» являются методы анализа и синтеза радиотехнических систем, работающих в условиях помех. В ней рассматриваются способы математического представления сообщений, сигналов и помех, методы формирования и преобразования сигналов в электрических цепях, вопросы анализа помехоустойчивости и оптимального приема сообщений, основы теории информации и кодирования.

Знания, полученные в результате изучения дисциплины, являются базой для глубокого усвоения материала по существующим и перспективным методам передачи информации, сравнительному анализу этих методов и выявлению наиболее рациональных способов повышения эффективности радиоэлектронных систем.

 

Методические указания по изучению дисциплины

«Основы радиоэлектроники и связи»

 

Дисциплина состоит из двух разделов изучается в 4 и 5 семестрах. Дисциплина включает в себя 36 часов лекций и 36 часов лабораторных занятий в первом семестре и 18 часов лекций и 36 часов лабораторных занятий во втором семестре. По окончании изучения первого раздела дисциплины проводится зачет, а по окончании изучения второго раздела ­­­– экзамен.

При самостоятельном углубленном изучении дисциплины наряду с конспектом лекций можно использовать следующие учебники и учебные пособия:

1. Нефедов, В.И. Основы радиоэлектроники и связи. / В.И. Нефедов. – М.: Высшая школа, 2005. – 510 с.

2. Карпов, И.Г. Основы радиоэлектроники и связи. Ч I. Основы оптимального радиоприёма: учебное пособие / И.Г. Карпов, А.Н. Грибков – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 80 с.

3. Карпов, И.Г. Основы радиоэлектроники и связи: методические рекомендации / И.Г. Карпов, А.Н. Грибков. – Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. – 16 с.

4. Дахнович, А.А. Радиотехнические цепи и сигналы: учебное пособие / А.А. Дахнович. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 176 с.

5. Лебедько, Е.Г. Теоретические основы передачи информации [Электронный ресурс]: учеб. пособие. / Е.Г. Лебедько. – СПб.: Лань, 2011. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/ – Загл. с экрана.

6. Кавчук, С.В. Сборник примеров и задач по теории информации. Руководство для практических занятий на базе Mathcad 6.0 Plus. [Электронный ресурс] / С.В. Кавчук. – Таганрог: Издательство ТРТУ, 2002. – Режим доступа: https://window.edu.ru/ – Загл. с экрана.

Информация, сообщение и сигнал

 

Понятия информации и сообщения употребляется довольно часто. Эти близкие по смыслу понятия сложны и дать их точное определение через более простые нелегко. Слово информация происходит от латинского informatio – разъяснение, ознакомление, данных о каких-либо событиях, явлениях или предметах. Мы живем в информационном мире. Все, что мы видим, слышим, помним, знаем, переживаем, – все это различные формы информации. Совокупность сведений, данных, становится знанием лишь после их интерпретации с учетом ценности и содержания этих сведений.

Следовательно, информацию в широком смысле можно определить как совокупность знаний об окружающем нас мире.

В отличие от материального и энергетического ресурсов, информационный ресурс не уменьшается при потреблении, накапливается со временем, сравнительно легко и просто с помощью технических средств обрабатывается, хранится и передается на значительные расстояния.

Для передачи или хранения информации используют различные знаки (символы), позволяющие выразить (представить) ее в некоторой форме. Этими знаками могут быть слова и фразы в человеческой речи, жесты и рисунки, математические знаки и т.д. Совокупность знаков, отображающих ту или иную информацию, называют сообщением. Например, при разговоре по телефону сообщением является непрерывное изменение во времени звукового давления, отображающее не только содержание, но и интонацию, тембр, ритм и иные свойства речи. При передаче движущихся изображений в телевизионных системах сообщение представляет собой изменение во времени яркости элементов изображения.

Передача сообщений (а, следовательно, и информации) на расстояние осуществляется с помощью какого – либо материального носителя (бумаги, магнитной ленты и т.д.) или физического процесса (звуковых или электромагнитных волн, тока и т.д.). Физический процесс, отображающий (несущий) передаваемое сообщение, называется сигналом.

В качестве сигнала можно использовать любой физический процесс, изменяющийся в соответствии с переносимым сообщением. В современных системах управления и связи чаще всего используют электрические сигналы. Физической величиной, определяющей такой сигнал, является ток или напряжение. Сигналы формируются путем изменения тех или иных параметров физического носителя в соответствии с передаваемым сообщением. Этот процесс (изменение параметров носителя) принято называть модуляцией.

Сообщения могут быть функциями времени, например речь при передаче телефонных разговоров, температура или давление при передаче метрологических данных и т.п. В других случаях сообщение не является функцией времени (например, текст телеграммы, неподвижное изображение и т.д.)

Сигнал передает (развертывает) сообщение во времени. Следовательно, он является функцией времени, даже если сообщение (например, неподвижное изображение) таковым не является. Если сигнал представляет собой функцию x (t), принимающую только определенные дискретные значения х (например, 1 и 0), то его называют дискретным или дискретным по уровню (амплитуде). Точно также и сообщение, принимающее только некоторые определенные уровни, называют дискретным. Если же сигнал (или сообщение) может принимать любые уровни в некотором интервале, то они называются непрерывными или аналоговыми.

В некоторых случаях сообщение или сигнал задают не на всей оси времени, а в определенные моменты t. Такие сообщения (сигналы) называют дискретными по времени в отличие от непрерывных по времени, заданных на всей оси t. Например, речь является сообщением непрерывным как по уровню, так и по времени, а датчик температуры, выдающий ее значения через каждые 5 мин, служит источником сообщений, непрерывных по величине, но дискретных по времени. Сигнал с конечным числом дискретных уровней часто называют цифровым, поскольку уровни можно пронумеровать числами с конечным числом разрядов.

Сообщение с помощью специальных устройств (датчиков) обычно преобразуется в электрическую величину b(t) - первичный сигнал. При передаче речи такое преобразование выполняет микрофон, при передаче изображения – телевизионная камера. В большинстве случаев первичный сигнал является низкочастотным колебанием, которое отображает передаваемое сообщение.

В некоторых случаях первичный сигнал непосредственно передают по линии. Так поступают, например, при обычной городской телефонной связи. Для передачи на большие расстояния (по кабелю или радиоканалу) первичный сигнал преобразуется в высокочастотный.

Если бы передаваемое сообщение было детерминированным, т.е. заранее известным с полной достоверностью, то передача его не имела бы смысла. Такое детерминированное сообщение не содержит информации. Поэтому сообщения следует рассматривать как случайные события (или случайные величины, случайные функции). Другими словами, должно существовать некоторое множество вариантов сообщения (например, множество различных значений температуры выдаваемых датчиком), из которых реализуется с определенной вероятностью одно. Поэтому и сигнал является случайной функцией. Детерминированный сигнал не может быть носителем информации. Его можно использовать лишь для испытаний системы связи или отдельных ее элементов.

Случайный характер сообщений, сигналов, а также помех обусловил важнейшее значение теории вероятностей в построении теории связи. Как будет показано в последующих лекциях, вероятностные свойства сигналов и сообщений, а также среды, в которой передается сигнал, позволяют определить количество передаваемой информации и ее потери.

Описанием конкретного сигнала может быть некоторая функция времени x (t). Определив, так или иначе, эту функцию, определяем и сигнал. Однако такое полное описание сигнала не всегда требуется. Для решения ряда вопросов достаточно более общего описания в виде нескольких параметров, характеризующих основные свойства сигнала, подобно тому, как это делается в системах транспортирования. Указывая габаритные размеры и массу, характеризуем основные свойства предмета с точки зрения условий его перевозки; другие свойства (например, цвет) с этой тоски зрения являются несущественными.

Сигнал также является объектом транспортировки, а техника связи по существу техникой транспортирования (передачи) сигналов по каналам связи. Целесообразно определить параметры сигнала, которые являются основными с точки зрения его передачи. Такими параметрами являются длительность сигнала Т, его динамический диапазон D и ширина спектра F. Всякий сигнал, рассматриваемый как временной процесс, имеет начало и конец. Поэтому длительность сигнала Т является естественным его параметром, определяющим интервал времени, в пределах которого сигнал существует.

Динамический диапазон – это отношение наибольшей мгновенной мощности сигнала к той наименьшей мощности, которую необходимо отличать от нуля при заданном качестве передачи. Он выражается обычно в децибелах. Динамический диапазон речи диктора, например, равен 25…30 дБ, небольшого вокального ансамбля 45…65 дБ, симфонического оркестра 70…95 дБ. Во избежание перегрузок канала в радиовещании динамический диапазон часто сокращают до 35…45 дБ.

Ширина спектра сигнала F дает представление о скорости изменения сигнала внутри интервала его существования. Спектр сигнала в принципе может быть неограниченным. Однако для любого сигнала можно указать диапазон частот, в пределах которого сосредоточена его основная энергия. Этим диапазоном и определяется ширина спектра сигнала. В системах связи реальную ширину спектра передаваемого сигнала часто сознательно сужают. Это связано с тем, что аппаратура и линии связи имеют ограниченную полосу пропускаемых частот. Сужают спектр исходя из допустимых искажений сигнала. В частности, при телефонной связи требуется, чтобы речь была разборчива и абоненты могли узнать друг друга по голосу. Для выполнения этих условий достаточно передать речевой сигнал в полосе от 0,3 до 3,4 кГц. Передача более широкого спектра речи в этом случае нецелесообразна, поскольку ведет к техническим усложнениям аппаратуры и увеличению затрат.

Можно ввести более общую и наглядную характеристику – объем сигнала: V = TFD. Он дает общее представление о возможностях данного множества сигналов как переносчиков сообщений. Чем больше объем сигнала, тем больше информации можно «вложить» в этот объем и тем труднее передать такой сигнал по каналу связи с требуемым качеством.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: