ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Специальность 060400 "Финансы и кредит"
Орел – 2009
УТВЕРЖДЕНО: на заседании кафедры прикладных экономических дисциплин протокол №5 от 18 января 2009г
Зав.кафедрой доцент, к.э.н. В.А.Беликов
УТВЕРЖДЕНО: на заседании научно-методического совета факультета экономики и управления, протокол №
Председатель НМС ФЭиУ доцент, к.п.н.. Давыткина Е.В..
СОСТАВИТЕЛЬ: канд. экон. наук, Романова А.А.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Общие положения.
2. Содержание производственной практики.
3. Отчет по производственной практике.
4. Приложения.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Производственная практика студентов является важной составной частью подготовки специалистов, проводится в соответствии с учебным планом.
Производственная практика проводится после изучения цикла экономических дисциплин и носит преимущественно ознакомительный характер.
Производственная практика своей целью имеет закрепление и углубление теоретических и профессиональных знаний, приобретенных студентами в процессе обучения, использование этих знаний для ознакомления с деятельностью предприятий, организации, учреждений, изучение, анализ и освоение опыта финансово-экономической и организационной работы в субъекте хозяйствования, получение первичных навыков самостоятельной практической работы на уровне предприятия, учреждения, организации.
Основными задачами производственной практики являются:
- ознакомление с предприятием, учреждением, организацией как хозяйствующим субъектом;
- ознакомление с различными сторонами и направлениями деятельности предприятия, учреждения, организации, не составляющими предмета коммерческой тайны;
- ознакомление с документами производственно-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации в соответствии с заданиями практики и нормами коммерческой тайны;
- сбор, накопление и обработка практических материалов, включая набор соответствующих документов, необходимых для написания отчета по практике, курсовых и дипломных работ;
- оказание при необходимости практической помощи работникам предприятия, учреждения, организации в осуществлении их деятельности.
Организация практики:
Студенты проходят производственную практику индивидуально или небольшими группами по 3 - 7 человек на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм. Конкретная база практики выбирается слушателями самостоятельно и согласовывается с руководителем практики.
Общую организацию и контроль за ходом производственной практики осуществляют руководитель практики и руководитель курсов. Непосредственное руководство производственной практикой осуществляют групповые руководители, в роли которых могут выступать, как преподаватели института, так и специалисты предприятий, учреждений и организаций.
Ответственность за организацию производственной практики на предприятии, в учреждении, организации возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Общее руководство возлагается руководителем предприятия, учреждения, организации на одного из опытных и высококвалифицированных специалистов.
Перед выходом на практику проводится общее собрание (установочная конференция). На ней слушатели проходят инструктаж по технике безопасности, получают задания, которые могут быть скорректированы руководителями с учетом конкретных условий прохождения практики, знакомятся с групповыми руководителями практики, получают другую необходимую информацию.
График защиты отчетов по практике подлежит согласованию с групповыми руководителями и факультетским руководителем практики.
Права и обязанности студентов-практикантов:
При прохождении практики студент обязан:
- полностью выполнять все виды работ и задания, предусмотренные программой практики, быть образцом организованности, дисциплинированности, вежливости и трудолюбия;
- подчиняться действующим на предприятии, в организации, учреждении правилам внутреннего распорядка, изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и экологии;
- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками предприятия, учреждения, организации,
- представить руководителю практики письменным отчет о выполнении всех задании и защитить его согласно графику.
Студенты - практиканты имеют право по всем вопросам, возникающим в ходе практики, обращаться за консультацией к руководителям практики, заведующему кафедрой и руководителю курсов, администрации базы практики;
- вносить предложения по совершенствованию организации практики и работы предприятия, учреждения, организации, где он проходит практику;
- пользоваться библиотекой, кабинетами и находящейся в них учебно-методической литературой и пособиями;
- участвовать в конференциях, совещаниях и т.д.
Руководитель практики от предприятия, учреждения, организации:
- подбирает опытных специалистов в качестве непосредственных руководителей практики на базе практики;
- совместно с университетским руководителем организует и контролирует организацию практики в соответствии с программой и утвержденными графиками прохождения практики;
- организует встречи студентов с ведущими работниками предприятия, учреждения, организации;
- организует консультации для студентов-практикантов;
- контролирует соблюдение практикантами производственной дисциплины и сообщает в университет обо всех случаях нарушения ими правил внутреннего распорядка и наложенных на них дисциплинарных взысканиях;
- осуществляет учет времени работы студентов-практикантов.
Документация, составляемая студентами во время прохождения практики, подведение итогов и оценка производственной практики.
По окончании производственном практики студент составляет письменным отчет по производственной практике и сдает его руководителю практики одновременно с дневником, подписанным непосредственным руководителем практики.
Отчет по практике строится в соответствии с программой практики. В нем должны быть отражены все разделы и задания программы, информация о выполненной работе, краткое описание базы практики и ее основной деятельности, выводы и предложения. К отчету могут прилагаться на отдельных листах приложения.
Отчет по практике должен иметь:
- Титульный лист, оформленный в соответствии с Приложением.№ 2;
- Содержание (оглавление) отчета;
- Общий раздел: краткое описание предприятия, организации, учреждения, где проходила практика, краткая характеристика основных направлений хозяйственно-финансовой деятельности базы практики;
- Специальные разделы практики (в соответствии с программой и заданиями практики);
- Описание собственных функций и выполненной работы в период практики;
- Бухгалтерские, финансовые, аналитические и пр. документы, используемые предприятием, учреждением, организацией;
- Иллюстрации, фотографии, рекламные материалы и др.
II. Содержание производственной практики:
1. Характеристика предприятия:
Цель: ознакомление со структурными подразделениями предприятия, его основными цехами, отделами, службами, определение основных направлений деятельности, описание организационной структуры предприятия.
1. Организационно-правовая форма предприятия, учреждения, организации.
При изучении организационно–правовой формы функционирования предприятия следует обратить внимание на особенности образования уставного капитала, состав участников, их обязанности и права, принципы создания и ликвидации фирмы и др.
Привести схему общей и производственной структуры предприятия, организации, учреждения. Указать внутренние подразделения, отделы, службы, порядок их специализации и функции.
2. Виды (направления) бизнеса организации, учреждения, предприятия — основные и вспомогательные (дополнительные). Деятельность, выполняемая постоянно, периодически, по разовым заказам и т.д.
Изучение видов бизнеса проводится на основе ознакомления с бизнес–планом предприятия по основным разделам: краткое изложение деятельности предприятия (концепция бизнеса, философия фирмы); конкретные ближайшие цели предприятия, способы достижения каждой цели; емкость рынка, связанного с деятельностью предприятия; преимущества конкурентной стратегии; параметры производимой продукции (услуги); план маркетинга и рекламы; производственный план, оценка рисков и др.
Описать реализуемую стратегию развития хозяйствующего субъекта.
3. Трудовой коллектив предприятия, учреждения, организации, его структура и состав (штатное расписание, списочный состав, среднесписочная численность работников).
4. Основные средства предприятия, учреждения, организации, их состав, структура, показатели использования. Расчет производственной мощности предприятия, организации, учреждения.
5. Оборотные средства предприятия, их состав и структура, показатели использования оборотных средств (коэффициент оборачиваемости, длительность одного оборота и пр.).
6. Формирование и расчет себестоимости продукции. Политика ценообразования. Определение точки безубыточности.
2. Организация управления финансами предприятия
Цель: изучение административной структуры и функций финансовой службы, особенностей ее взаимоотношений с другими службами, организации внутрихозяйственных расчетов.
1. Структурные единицы, занятые финансовой работой, характеристика выполняемых ими функций.
Привести структуру финансовой службы предприятия. В рамках финансовой дирекции изучить основные функции, выполняемые различными отделами, например, плановым отделом, отделом финансового анализа, отделом маркетинга, бухгалтерией и т.д. Описать должностные обязанности экономистов, бухгалтеров, руководителей специализированных финансовых структурных подразделений.
2. Формы финансовой документации (состав, назначение, способы заполнения и сферы использования).
Основные документы финансовой отчетности предприятия – бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6). Следует иметь в виду, что малые предприятия, как правило, составляют только баланс и отчет о прибылях и убытках.
3. Финансовая политика предприятия и ее основные элементы.
Описать принципы целенаправленного формирования и использования финансовых ресурсов предприятия для достижения долгосрочных и краткосрочных задач.
4. Оперативная финансовая работа
Овладение практикой оперативной работы на предприятии проводится в следующей последовательности:
- участие в работе по заключению предприятием договоров в части условий расчетов с поставщиками и покупателями за товарно-материальные ценности;
- претензии к покупателям и поставщикам при несоблюдении ими договорных условий;
- составление платежного календаря;
- составление налогового календаря;
- по оформление счетов на отгруженную продукцию;
- участие в работе по обеспечению своевременной оплаты счетов поставщиков и покупателей: меры, принимаемые к недопущению ненормальной дебиторской и кредиторской задолженности;
- получение и погашение краткосрочных кредитов;
- соблюдение предприятием кассовой дисциплины
5. Организация финансового контроля на предприятии.
- Финансы предприятия.