Батурина Д.В., магистр 5 к.
Воронежский государственный университет
Актуальность корпоративного кодекса
Этика является необходимым элементом нормального функционирования рынка. Отсутствие формально зафиксированных принципов взаимодействия делает восприятие сотрудниками необходимых моделей коммуникаций расплывчатыми, функционирование компании – дезорганизованным, а саму компанию – ненадежным партнером. Регламентированию деятельности сотрудников служит кодекс корпоративной этики.
Корпоративный кодекс является совокупностью официально зафиксированных правил, норм поведения и принципов, которые устанавливают приоритеты между всеми сотрудниками организации. Необходимость его разработки и введения обуславливается функциями и задачами, которые можно выполнить с его помощью: во-первых, упрочением репутации фирмы и повышением качества корпоративного управления, во-вторых, стабилизацией системы управления в фирме, и, в-третьих, развитием организационной культуры.
Корпоративные кодексы особенно актуальны для современной российской действительности, что связано с интеграцией страны в мировое экономическое пространство и с обязанностью играть по установленным правилам для привлечения международных инвестиций. Практика показывает, что инвесторы более предрасположены вкладывать в компании, действующие открыто, принципы работы которых изложены в корпоративных кодексах. В связи с этим, большинство международных кодексов базируется на рекомендациях Организации экономического сотрудничества и развития. 4 апреля 2002 ФКЦБ России представило рекомендации по созданию кодекса организационного поведения, что говорит о начале интеграции российских фирм в мировое бизнес-сообщество.
В процессе управления перед сотрудниками компании возникают профессиональные и этические дилеммы, требующие эталонов их четкой оценки, на базе которых может осуществляться принятие того или иного решения. Корпоративные кодексы регламентируют поведение работников в спорных нравственных ситуациях, повышая эффективность функционирования организации.
Базовые этические принципы являются составляющей частью организационной культуры, и потому важно, чтобы они разделялись сотрудниками компании и являлись неотъемлемым элементом повседневного рабочего процесса. Организационная культура и кодекс корпоративной этики являются взаимосвязанными.
В условиях кризиса, когда повышается неопределенность, острее становятся вопросы внутрифирменного поведения сотрудников. Корпоративный кодекс способствует уменьшению «хаоса» в рабочем процессе. Мировые компании, такие как Siemens, в условиях кризиса подвергают изменениям свои корпоративные кодексы для повышения адаптационной способности фирмы к кризисным явлениям.
Организации нуждаются в эффективных механизмах регуляции и способах управления. В условиях кризиса, когда компания перестает быть целостной и приобретает множество центров влияния, появляется необходимость в консолидации и стремлении всех сотрудников к достижению общих целей. Внедрение корпоративного кодекса или внесение в него изменений может благоприятно сказаться на эффективности работы организации.
Последствия использования данного документа зависят от методологии его разработки и внедрения, которая обязана учитывать специфику каждой конкретной фирмы. На пути введения кодекса встают сопротивление изменениям, шаблонная разработка и формальное восприятие его норм сотрудниками, что не способствует реализации его функций. Это делает вопросы создания корпоративного кодекса крайне актуальными. Например, госкорпорация Росатом планирует поэтапное введение кодекса и период апробации на нескольких дочерних предприятиях. Так, на их взгляд, можно достичь реального внедрения норм кодекса во всей корпорации.
Большинство крупных российских компаний («ЛУКОЙЛ», «Норильский никель», МДМ-банк) имеют свой свод этических норм и при правильном его использовании могли бы потягаться в развитости корпоративной культуры с западными лидерами.
В некоторой мере, корпоративный кодекс является результирующей, в которую входят и уже устоявшиеся нормы поведения компании, и новые, что способствует организационному развитию компании через него. Корпоративные кодексы крайне необходимы в современной мировой бизнес-практике. Их внедрение делает крупные фирмы более транспатентными к внешней среде и создает основу для более эффективного внутрифирменного управления.