Основные подходы к классификации методов обучения в отечественной школе
Существующая многомерность классификаций методов обучения является одной из проблем в современной дидактике. Наиболее простая классификация разделяет методы обучения на методы работы учителя (рассказать, объяснить) и методы деятельности школьников (понять, запомнить, воспроизвести учебный материал).
Другая классификация просматривает методы обучения по видам умозаключения: а) индуктивные, б) дедуктивные.
Известны две классификации методов по ведущим дидактическим задачам.
Первая: 1) изложение новых знаний;
2) закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков;
3) применение знаний;
4) их проверка.
Вторая: 1) методы стимуляции, мотивации учения;
2) методы оценки и контроля;
3) методы разъяснений.
Наиболее распространенной в прошлые годы была классификация их по источникам знаний (словесные: рассказ, объяснение, лекция, работа с учебником; наглядные: наблюдения, иллюстрации, демонстрации; практические: упражнения, задача, лабораторные опыты, практические работы). Сторонниками такой классификации были отечественные дидакты, в частности Д.О.Лордкипанидзе, Н.М.Верзилин, Е.Я.Голант, Е.И.Перовский. Сформулирована она была в 30-е годы и в то время соответствовала требованиям к школе: учить так, чтобы дать учащимся комплекс знаний, навыков и умений, необходимых для успешного обучения в техникумах и вузах.
Однако в 50-е годы, когда общество поставило перед школой требование подготовки учащихся к жизни, к производительному труду, ярко проявился главный недостаток названной классификации - ориентация на словесные формы обучения и слабое развитие творческого мышления у учащихся. Поиски ученых, методистов и учителей показали, что наиболее приемлемым для решения поставленной перед школой задачей оказалось проблемное обучение. Идеи проблемного обучения и сейчас поддерживаются преобладающим большинством дидактов и методистов. Но подходы к этому вопросу разработаны неодинаково.
И.Я.Лернер разработал и научно обосновал систему методов обучения, которая обусловлена характером познавательной деятельности учащихся, зависящим от вида содержания образования. Он выделил такие четыре вида:
· знания о мире и способах деятельности;
· опыт осуществления деятельности;
· опыт творческой деятельности;
· опыт эмоционально-ценностного отношения людей к миру и друг к другу.
В соответствии с это концепцией выделяются следующие методы обучения:
· репродуктивные (информационно-рецептивный и репродуктивный);
· продуктивные (проблемного изложения, эвристический и исследовательский).
Каждый метод данной классификации применяется в форме изложения, наблюдения, лабораторного опыта и др. При этом проблемное изложение автор считал промежуточным методом между репродуктивными и продуктивными методами.
В.А.Сухомлинский обосновал классификацию методов обучения по способам организации учебно-познавательной деятельности:
1) методы, обеспечивающие первичное восприятие учебного материала;
2) методы осмысления, развития и углубления знаний, умений и навыков.
М.А.Данилов и Б.П.Есипов исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной деятельности учащихся по решению дидактических целей и задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:
1) методы приобретения новых знаний;
2) методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике;
3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин в 1965 году разработали новую систему классификации методов обучения и предложили их делить по характеру мыслительной деятельности и познавательной активности. Исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом, были выделены следующие группы методов:
a) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (рецепция - восприятие). Суть метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сюда относятся такие методы как рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму; используется для приобретения учащимися умений и навыков: воспроизведение действий на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала. При работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает пути ее решения, вскрывая возникающие противоречия;
г) частично-поисковый (эвристический) метод. Суть заключается в том, что учитель расчленяет учебную проблемную задачу на подпроблемы, а ученики осуществляют отдельные шаги поиска ее решения;
д) исследовательский метод, при котором учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого методы и приемы.
Интерес представляет классификация методов обучения С.П. Баранова по соотношению модели и оригинала в учебном процессе:
1) методы изучения оригинала - изучение объекта в реальных условиях;
2) методы изучения модели - изучение материала, выраженного в учебниках и книгах;
3) методы изучения модели и оригинала - связь учебного материала с представлениями реальных объектов.
М.И. Махмутов за основание классификации методов преподавания и учения принял уровень проблемности усвоения знаний и уровень эффективности учения (отсюда название – бинарные методы), и соответственно выделил методы преподавания и методы учения.
Ю.К.Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения (организационная классификация) выделил три группы методов.
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные и практические (аспект передачи и восприятия учебной информации); индуктивные и дедуктивные (логический аспект); репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления); самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).
2. Методы стимулирования и мотивации: интерес к учению; долг и ответственность в учении.
3. Методы контроля и самоконтроля в обучении: устный, письменный, лабораторно-практический.
Большое количество подходов к данному вопросу объясняется сложностью объекта исследования. Каждая классификация имеет определенное основание и позволяет не только осмысливать сущность методов обучения с различных сторон, но и создает возможность исследовать процесс обучения под определенным углом зрения.
А как быть учителям? Какой классификации следует придерживаться в педагогической деятельности?
Учитель может пользоваться той концепцией и соответствующей классификацией, которая наиболее соответствует его методическим замыслам.
Материал для записи
Основные подходы к классификации методов обучения в отечественной школе
Авторские подходы к классификации методов обучения:
И.Я.Лернер разработал и научно обосновал систему методов обучения, которая обусловлена характером познавательной деятельности учащихся, зависящим от вида содержания образования.
В.А.Сухомлинский обосновал классификацию методов обучения по способам организации учебно-познавательной деятельности.
М.А.Данилов и Б.П.Есипов исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной деятельности учащихся по решению дидактических целей и задач.
И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин разработали систему классификации методов обучения и предложили их делить по характеру мыслительной деятельности и познавательной активности.
С.П. Баранов представил классификацию методов обучения по соотношению модели и оригинала в учебном процессе.
М.И. Махмутов за основание классификации методов преподавания и учения принял уровень проблемности усвоения знаний и уровень эффективности учения.
Ю.К.Бабанский представил классификацию методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения.