Кокова Елена Михайловна,
Воспитатель, МБДОУ «ЦРР-д/с «Золушка»
Творческая деятельность играет важную роль в обучении, развитии и в целостном становлении личности ребенка. Задатки творческой деятельности присущи любому человеку. И хотя творческие способности у всех разные, но сущность творческого процесса одинакова для всех. И особенно важно суметь вовремя раскрыть и развить творческие способности ребенка. Творчество – это процесс созидания, индивидуального самораскрытия и самовыражения личности, который напрямую связан с развитием индивидуальных качеств личности и ее всестороннем развитии. Развивать творческие способности ребенка необходимо еще в дошкольном возрасте, следовательно, формирование творческой личности одна из главных задач дошкольной педагогики.
В дошкольном образовании развитие творческих способностей происходит непрерывно в ходе всего учебно-воспитательного процесса. И осуществляется в различных видах и формах деятельности. Опыт показывает, что развитие творческих способностей можно успешно осуществлять и во время образовательной деятельности по формированию математических представлений, так как творческой деятельностью является и гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, целостность восприятия, поиск новых решений и другие мыслительные процессы.
В своей практике при ознакомлении с математическими представлениями мы используем разнообразные приемы и средства, способствующие творческому развитию детей. Для того чтобы информация была доступной и интересной, мы применяем способ одушевления чисел. Здесь целесообразно использовать волшебные сказки о цифрах. Закреплять представление о числах можно с помощью продуктивных видов деятельности. Здесь мы используем лепку цифр, рассматривание ее в разном графическом исполнении. А также закрашивание цифр, аппликацию, конструирование. Дети выкладывают цифру на дощечках с пластилиновой основой из косточек крупы, шерстяных ниток, камешками и пуговицами. При такой работе активизируется зрительное восприятие, осязание, развитие мелкой моторики.
|
Игры математического содержания, направленные на развитие творчества, позволяет в игровой форме решать различные образовательные задачи. Например, чтобы сформировать у ребенка на уровне образа представление об определенном классе фигур, мы предлагаем следующие задачи: из геометрических фигур составить узор или фигуру по условию (только из одних треугольников или любых трех элементов и т.п.)
Музыкальные произведения, применяемые на занятиях, очень помогают при организации деятельности, привлечении внимания эмоциональном настрое. Музыка может быть мотивационно образной и фоновой, может использоваться и на отдельных этапах образовательной деятельности и физ.минутках. Но здесь необходим тщательный отбор музыкальных произведений. Музыка должна соответствовать поставленным образовательным задачам на данном этапе образовательной деятельности способствовать усилению обучающего воздействия на ребенка. Театрализация с математическим содержанием используется на этапе объяснения либо повторения материала. Так мы используем обыгрывание стихов: Не хочу один клевать я!
Пусть скорей приходят братья!
|
Где ж они, под старой липой!
Как зовут их – Цыпа, цыпа!
Три медведя шли домой, папа был большой-большой. Мама с ним поменьше ростом, а сынок малютка просто. Очень маленький он был, с погремушками ходил. Используем показ и драматизацию сказок с циклическим сюжетом (колобок, теремок, репка).
Так же используем игры с пальчиками. Пальчиковые игры на сопоставление «1к1». Например: большаку дрова рубить, а тебе воды носить, а тебе печи топить, а тебе тесто месить, а малышке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев потешать.
Или игра с пальчиком при счете:
Пальчики уснули, в кулачок свернулись.
1,2.3,4,5 захотели поиграть.
Также применяются вопросы проблемного и поискового характера, требующие многообразных форм решения и поиска новых альтернатив. При выполнении аппликации «Скворечник», можно спросить какие геометрические фигуры потребуются для выполнения этой работы и сколько. Можно сказать, что использование приемов и средств, направленных на развитие творческих способностей детей, позволяет им более успешно усвоить изучаемый материал. Дети в ходе работы включаются в различные виды деятельности, что повышает их интерес, удерживает внимание, снижает утомляемость. При этом максимально задействуются разные органы чувств ребенка, что способствует эффективному усвоению знаний по математике, а значит математическому развитию ребенка. При правильном подборе и организации данные приемы вполне можно применить и в других разделах программы дошкольного образования.