Глава II. Детский хоровой коллектив и его руководитель




Этимология слова «хормейстер» берет свои истоки в немецком языке и трактуется как «начальник хора». Представитель этой профессии руководит хором на репетициях при разучивании партитур.

 

Родиной хорового пения принято считать Древнюю Грецию. Хормейстера того времени называли корифеем. Параллельно он выполнял функции конферансье, сообщал о появлении нового действующего лица, резюмировал монологи персонажей, осуществлял построение связующей линии между участниками действия. Он даже задавал ритм исполняемых песен, отстукивая его.

 

В XIX веке эти функции частично были возложены на головщика, регента, кантора или капельмейстера. Сходные обязанности в певческих школах и церквях Франции выполняли капелланы.

 

С течением времени искусство музыкального исполнения приобрело свою самостоятельность и заняло достойную нишу в области искусства и культуры.

 

 

В дореволюционное время в России подготовка хоровых дирижеров проводилась в нескольких музыкальных учебных заведениях Санкт-Петербурга и Москвы: Придворной певческой капелле и Синодальном училище церковного пения.

 

Известен факт из истории, что дирижеры не всегда стояли лицом к своему хору. До середины XIX века они дирижировали коллективами, стоя к ним спиной, потому что стоять спиной к многоуважаемой публике считалось дурным тоном. Первым, кто нарушил это правило, был Рихард Вагнер, который и ввел за правило дирижеру стоять лицом к хору.

 

Профессиональные навыки хормейстера

 

Для полного исполнения профессиональных обязанностей хормейстер должен обладать внушительным объемом профессиональных знаний. Мастер должен ориентироваться в области теории и технических навыков пения, знать специфику формирования разных голосов, иметь хорошую певческую подготовку, владеть собственным голосом и различными приемами вокала. В основном они дирижируют руками, указывая жестами паузы, места, где нужно взять дыхание, изменить темп, а где поработать над силой звучания.

 

Требования к хормейстерам

 

художественный вкус;

чувство ритма;

музыкальный слух для размещения участников хора по партиям, отбора новых участников и их прослушивания;

навыки психолога в части организации работы коллектива людей с разными темпераментами, мировоззрением и жизненными позициями;

глубокие теоретические знания приемов и практические навыки их применения, используемые дирижёрами для записи и чтения произведений;

разнообразная мимика и пластика рук (умение передать коллективу нюансы воспроизведения с помощью жестов и мимики);

хорошая физическая выносливость, обусловленная работой стоя;

хорошая память (хормейстеры держат большую часть партитуры в памяти, чтобы своевременно передать хору настроение, необходимую манеру и прочие тонкости при исполнении каждого произведения).

Обязанности хормейстера

 

подбор репертуара хора;

постановка задач и разъяснительная работа с коллективом при разучивании каждого нового произведения;

ознакомление с многоголосой партитурой произведения с внесением необходимых поправок и заметок;

общехоровые и индивидуальные репетиции с разучиванием партий новых произведений, повторением имеющегося репертуара, контролем качества исполнения произведений, работой над ошибками в исполнении;

отслеживание конкурсов и фестивалей с целью определения участия в них коллектива;

решение организационных вопросов с руководителями, меценатами или спонсорами хора.

В настоящее время подготовку хормейстеров осуществляют консерватории, училища культуры, соответствующие кафедры педагогических ВУЗов.

В свою очередь хормейстерско-педагогическая деятельность состоит из элементов усвоения и воспроизведения сформированных ранее знаний, умений и навыков и элементов творческой деятельности, в процессе которой участники самодеятельности учатся открывать новые для себя грани и нюансы в искусстве. Приобретенный опыт творческой деятельности закрепляется в сознании участников и в новых ситуациях воспроизводится как новые средства решения нового, как правило, более сложного класса учебно-творческих задач. Поэтому творчество - это создание нового, оригинального. В самодеятельном коллективе оно чаще всего является таковым только для данного участника или группы участников, так как в художественно - педагогической практике оно может быть известно. Вместе с тем новое обязательно наделено общественной ценностью. Оно может быть ценным с точки зрения учебно-воспитательных задач коллектива и значимым для общества, если созданное коллективом выносится на суд аудитории.

По мере накопления опыта, в том числе и опыта прошлой творческой деятельности, участники могут подняться до такого уровня, когда обогащается сокровищница художественной и педагогической культуры общества.

Следовательно, в коллективе художественная и педагогическая технология как бы включает в себя три «такта». Первый такт - воспроизведение художественного опыта, посредством которого художник-педагог определяет успешность предшествующей деятельности, а также уровень обученности, воспитанности, развитости участников. Второй такт - решение новых, ранее не встречавшихся участникам задач и проблем, которые для них несут черты творчества. Соответственно деятельность в художественной технологии носит художественно-творческий, а в обучении и воспитании - педагогически-творческий характер. Невозможно себе представить, чтобы участники смогли художественно-творчески воплощать и исполнять произведения, предварительно не научившись творчески работать в процессе обучения и воспитания. Третий такт - воспроизведение участниками творческого опыта художественной и педагогической деятельности, приобретенного в решении новых задач. Этот момент чрезвычайно важен, так как следует учить участников осознавать опыт прошлой творческой деятельности для того, чтобы, опираясь на него, используя его в качестве новых средств художественной и педагогической деятельности, они смогли бы решать в дальнейшем новые задачи.

Итак, произведение разучено и исполнено внутри коллектива. В процессе подготовки участники приобрели опыт, позволяющий им в новой сценической ситуации исполнить произведение, адресуемое зрителям (слушателям). Это кульминация творческой деятельности участников. Именно здесь выявляется, насколько они смогли научиться свободно и раскованно владеть исполнительскими средствами и с их помощью по-новому создавать идейно-художественный образ, наделив его чертами собственного эстетически вдохновенного отношения. Исполнение завершилось. Участники уносят с собою глубокие эстетические переживания, которые они приобрели в процессе исполнения произведения, уносят ощущение общественной ценности их деятельности.

В этот цикл, таким образом, входят три такта, нелинейно сгруппированных в целое с «цепочкой» сменяющихся деятельностей: репродуктивная - продуктивная - новая репродуктивная педагогическая деятельность; репродуктивная - продуктивная - репродуктивная художественная деятельность, и, наконец, продуктивная сценическая деятельность, завершающая «кругооборот» движения коллектива.

Таким образом, эта сложная композиция художественно-педагогической деятельности развертывается в соответствии с механизмом, который гласит: источником развития коллектива является педагогическая деятельность (со сменой репродуктивной деятельности продуктивной и от нее - новой учебно-воспитательной репродуктивной деятельностью), выступающая условием художественно-технологической деятельности (со сменой репродуктивной деятельности продуктивной и от нее - новой художественно-технологической репродуктивной деятельностью), которая, в свою очередь, является предпосылкой для продуктивной сценической (исполнительской) деятельности, обладающей общественно-эстетической ценностью.

Итак, мастерство педагогического взаимодействия руководителя и участников самодеятельного коллектива - это неразрывное единство и взаимосвязь педагогического, организаторского и художественно-творческого процессов, она имеет педагогическую направленность и обладает творческим характером и является, таким образом, сложной, комплексной.

«Наша работа не только, а может быть, и не столько профессия... это - судьба, наша судьба, судьба людей, которым мы по долгу службы помогаем. Человеческий контакт с ними чаще всего уже не прекращается. Мы уже как бы не можем не общаться, не помогать друг другу, жить друг без друга». Эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают суть деятельности руководителя творческого коллектива, его место в обществе и отношение к своей обычной, но очень нужной профессии. 1. Требования личности руководителя .

2.2. Приёмы и методы создания коллектива

 

Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так - это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.

 

Выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания, которые имеют свою специфику.

 

Так, массовые формы работы характеризуются эпизодичностью проведения воспитательных мероприятий и значительным количеством их участников (конференции, тематические вечера, смотры, конкурсы, олимпиады, фестивали, туризм и др). Групповые формы воспитательной работы отличаются продолжительностью, постоянством в определенной группе (диспуты, коллективные творческие дела, кружки, художественная самодеятельность, работа предполагает самостоятельную работу воспитуемого над собой под руководством воспитателя, постепенно переходящую в самовоспитание). Такой педагог, как: - Н.И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:

 

словесные - собрания, сборы, линейки, лекции, встречи, практические - походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники, наглядные - музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.

 

Наиболее эффективными формами воспитания, мы считаем:

 

формы управления и самоуправления школьной жизнью - собрания, классные часы;

 

словесно-логические формы - беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания;

 

трудовая форма положительно воздействует на воспитанников совместная работа. Это разные виды работ в школе: ежедневная уборка, разная помощь нуждающимся;

 

развлекательная форма – проведение игр;

 

эффективная форма – это урок. Урок как основная форма воспитания обладает колоссальными возможностями для формирования коллектива. Широкое распространение в начальной школе получили групповые формы учебной работы (класс делится на группы по 3 – 5 человек и каждая группа выполняет свое задание как часть общей работы). Вырабатывается коллективное мнение, учащиеся объединяются коллективной радостью от совместно достигнутого успеха. Интеллектуальный поиск невозможен без умения аргументировать и отстаивать свои взгляды, свою точку зрения, проникаться идеями других людей.

 

Коллективная работа позволяет учитывать суждения, образ мыслей товарищей, сопоставлять их способы познавательной деятельности со своими. Сотрудничество, взаимозависимость в процессе умственной деятельности (работах в парах по проверке домашнего задания, по работе с книгой при закреплении нового материала) ведет к большей осмысленности, осознанности изучаемых понятий, поскольку они рассматриваются с самых различных точек зрения. Все это позволяет каждому ученику проникаться общим настроением. Коллективизм как бы одухотворяет сам процесс работы, выбор наиболее рациональных приемов и методов, ее организацию. Существенно и то, что при коллективной организации обучение перестает быть только предметом индивидуальных забот и становится источником укрепления подлинно коллективистических мотивов поведения.

 

Ребенка обычно влечет к другому человеку, к группе людей, к коллективу, способному удовлетворить его потребности. Умеренно удовлетворенная потребность, например потребность детей в игре, является основой для возникновения новых потребностей: быть с товарищами, в коллективе, приобрести какие-то навыки и умения, чтобы лучше играть.

 

В укреплении коллективистических связей и развитии коллективистических отношений большое значение имеет совместное проведение досуга. Совместное проведение досуга приобщает школьников к коллективным переживаниям, действиям, помогает им лучше познакомиться с духовным миром друг друга.

 

Устойчивой формой коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. является традиция. На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

 

В традициях можно выделить большие и малые.

 

Большие традиции – это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.

 

Малые, будничные, повседневные скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям.

 

Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными – это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.

2.3. Специфика создания хорового народного коллектива

Начальный период деятельности хорового коллектива включает в себя решение ряда организационных вопросов, среди которых целесообразно выделить следующие:

а) комплектация коллектива;

б) выбор исполнительского направления;

в) организация занятий;

г) подготовка концертного выступления.

 

Доконцертный период работы хорового коллектива – очень важный этап; он обычно длится 4-5 месяцев. Однако не следует затягивать этот срок. Специфика данного периода заключается в том, что основное внимание в процессе занятий необходимо удалить развитию вокально-хоровой техники. Для более продуктивной работы можно рекомендовать занятия по группам.

В доконцертный период желательно добиться от певцов ровной посадки, правильного певческого дыхания. Можно утверждать, что качество исполнения произведений во время концерта во многом зависит от того, насколько эффективно руководитель работал с коллективом именно в доконцертный период.

Процесс становления хорового коллектива начинается с выбора исполнительского направления (академического или народного), что в свою очередь определяет манеру звукообразо-вания, репертуар, костюмы, форму выступления и т.п. В данном сборнике рассматриваются вопросы учебно-воспитательной работы в хорах академического направления, где манера пения характеризуется прикрытым, округленным звуком, преобладанием смешанного резонирования (головной и грудной резонаторы), расширением диапазона вверх.

Из опыта работы известно, что количественный состав участников такого коллектива может быть различным – от 20-25 до 40 и более человек. После того, как ядро будущего коллектива сформировано, следует перейти непосредственно к организации занятий. Запись новых участников можно производить и в дальнейшем, а в случае необходимости, может быть создана подготовительная группа из числа новых членов коллектива. Прежде, чем объявить о начале занятий, руководитель должен убедиться, что выделенное помещение пригодно для проведения репетиций по своим размерам, акустическим условия, что настроен музыкальный инструмент, на котором будет исполняться аккомпанемент.

Частота проведения занятий может быть различной, но обычно она составляет 2-3 раза в неделю (по 1,5 – 2 часа). Длительность репетиций может быть увеличена по мере укрепления голоса, певческих навыков и накопления репертуара.

Трудно точно определить границы непосредственной подготовки концертного выступления, так как нередко она начинается с первых занятий и включает в себя целый комплекс различных видов деятельности коллектива в доконцертный период. Началом этого этапа можно считать момент постановки конкретной задачи, определения цели и сроков подготовки программы.

Учебно-воспитательная работа в хоровом коллективе направлена на решение целого комплекса важных задач: общемузыкального развития, вокально-хорового воспитания, освоения нотной грамоты, изучения и восприятия музыкальных произведений.

Задача общемузыкального развития решается всеми формами деятельности хорового коллектива и представляет собой очень важный аспект эстетического воспитания молодежи. Помимо репетиционной работы, где наряду с отработкой навыков правильного пения, работой над произведениями, должно присутствовать слушание музыки, записей хоровых коллективов с последующим обсуждением, полезно организовать посещения филармонических концертов, театральных спектаклей, обсуждать музыкальные телепередачи. Такие формы работы, способствуют сплочению коллектива, вооружают участников хора системой ценностных ориентации в музыке, искусстве. При критическом разборе концертов и музыкально-просветительских программ желательно руководствоваться следующими критериями:

1. Идейная ценность и воспитательное значение произведений, их социальная функция.

2. Уровень профессионального мастерства участников концерта.

3. Анализ программы с точки зрения выявления наиболее удачно или неудачно исполненных номеров.

Очень важно научить молодых участников коллектива более глубоко разбираться в музыкальных явлениях. Лёгкая музыка выполняет очень важную функцию обеспечения досуга, и задача руководителя состоит в том, чтобы ненавязчиво разъяснить своим участникам, – где явно «слабая» музыка (и почему), а где она написана на высоком профессиональном и идейном уровне. При обсуждении творчества иностранных ансамблей желательно иметь перевод текста песен, который поможет дать им правильную комплексную оценку. Решение задачи общемузыкального развития – это не какая-то отдельная форма работы. Её целесообразно решать непрерывно, добиваясь сознательного, прочувствованного отношения к музыке, без чего воспитание развитой, творчески активной личности невозможно.

Вокально-хоровое воспитание – один из наиболее сложных участков работы. Нужно не только изложить кардинальные понятия о правильном пении, но и заботиться о том, чтобы использование теоретически обоснованных приемов сделалось привычкой, потребностью, а это возможно лишь при настойчивой, кропотливой работе.

На каждом занятии, прежде чем приступить к разучиванию произведений, необходимо провести распевание, которое целесообразно начинать в средней тесситуре, пропевая ряд упражнений с закрытым ртом. Уже на этом этапа работы надо постоянно следить, чтобы певцы сидели ровно, ибо это является одной из предпосылок правильного певческого дыхания. Первые упражнения распевания могут строиться на пении одного звука с закрытым ртом и решать задачу организации вдоха, вступления, пения длинных нот. Необходимо сделать глубокий зевок, следить, чтобы зубы были "разомкнуты".

Исполнив данное упражнение с закрытым ртом, можно предложить певцам пропеть его следующим образом: петь, вдыхая через нос (выдох через рот перекрыт небной занавеской), но при этом рот держать открытым, как при пении на «а», с глубоким («вежливым») зевком. После этого упражнения можно петь на разные слоги (ма-мэ-ми-мо-му, тра-трэ-три-тро-тру), стремясь сохранить высокую певческую позицию и выдох одновременно через нос и через рот. Во избежание носового оттенка звучания голоса рекомендуется сохранять позицию глубокого зевка.

Весьма полезным для нахождения высокой певческой позиции является такое упражнение: удобный звук (в средней тесситуре) поется с закрытым ртом в позиции вдоха (мышцы постоянно контролируют интенсивность выдоха). Затем, сохраняя выдох через нос и высокое звучание, постепенно формируем гласный звук (а, э, и, о, у). Исполнив упражнение на все гласные, можно сменить тональность. Расправленные плечи и грудь способствуют достижению экономного выдоха. Данное упражнение помогает избавиться от горлового звука.

Достигнутое в распевке звучание должно последовательно переноситься на исполнение произведений. Иногда целесообразно вернуться к упражнениям и посреди репетиции, если утеряно необходимое качество звука. Распевание хора должно строиться по принципу постепенного расширения диапазона упражнений. Продолжительность распевки, как правило, составляет 15-20 минут.

Высокая вокальная позиция зависит, как показывает практика, не только от правильного дыхания, но и правильного использования регистров человеческого голоса. Следует стремиться переносить звучание головного регистра по возможности на низкие ноты. В связи с этим можно рекомендовать упражнения с нисходящим направлением движения мелодии, при исполнении которого надо сохранить качество звучания первоначальных нот.

Правильное формирование гласных — важнейшая неотложная задача. В основу берется гласная, которая наиболее естественно звучит в дачном голосе (группе голосов). Чаще всего в качества такой гласной выступает гласная «а». Оставшиеся гласные формируются по принципу наследования звучания первоначальной гласной. Учитывая значение гласной «а», на ее формирование следует обратить особое внимание. Необходимо стремиться к тому, чтобы она звучала естественно, округленно (ближе к «о»), полно.

Под хорошей дикцией понимается беглость и, вместе с тем, правильность, отчетливость произношения слов. Для достижения этого можно рекомендовать петь упражнения в быстром темпе, материалом для которых являются отрывки из песен, скороговорки на распев, пение звукорядов. Работая над такими упражнениями, мы развиваем подвижность языка, добиваемся экономности, собранности артикуляции. Заменив слог «ля» на слог «ма», включаем в работу губы. После этого полезно пропеть распевку с названиями нот, так как названия нот включают в себя различные согласные и гласные звуки, что дает возможность считать такое пение звукоряда комплексным упражнением для артикуляционного аппарата, позволяющим улучшить дикцию коллектива.

Нотная грамотность участников не является самоцелью, она лишь дает возможность ускорить процесс разучивания произведений. Работу над нотной грамотой желательно проводить с первых дней занятий и можно начинать с изучения тональности до-минор. Певцы должны на-учиться уверенно петь но нотам гамму, тоническое, а затем другие основные трезвучия. После этого следует постепенно переходить к чтению простейших упражнений и уже использовать написанные партии для ускорения запоминания голосов участниками хора. Примерно к концу 3-4 месяца работы можно солъфеджировать несложные песни с листа. Это могут быть детские песни, пение которых послужит иллюстрацией практической ценности сольфеджио.

Сольфеджирование, как правило, проводится без помощи инструмента, однако руководителю иногда приходится исполнять на инструменте мелодию упражнения, контролировать правильность исполнения. Постепенно в работу включаются песни в других простых тональностях, а также в двух- и трехголосном изложении. Занятия по изучению нотной грамоты должны носить систематический характер. Здесь можно рекомендовать использовать учебник Г.Фридкина «Практическое руководство по музыкальной грамоте». Продолжительность занятий – 15-20 минут, два раза в неделю (во время репетиций, можно перед распевкой).

Прежде чем приступить к формированию репертуара, руководителю хорового коллектива необходимо ознакомиться с некоторыми рекомендациями по подбору произведений и формированию концертной программы, которые излагаются ниже.

Принципы формирования репертуара следующие:

1. Посильность для данного коллектива. Репертуар должен формироваться из произведений, соответствующих исполнительским возможностям хора, усложняться по мере его творческого роста.

2. Включение в репертуар произведений, ускоряющих творческий рост коллектива. Это могут быть произведения, несколько опережающие по своим трудностям возможности хора. Таких произведений в работе должно быть 1-2, они пока не исполнимы, но заставляют певцов стремиться к повышению своего мастерства.

3. Охват музыки разных эпох и столетий. В репертуаре коллектива должны быть произведения, представляющие старинную и современную классику, патриотические, лирические, шуточные песни, обработки народных песен, духовные песнопения.

4. Единство концертной программы, которая должна представлять собой форму, где есть свои кульминации, развитие. Целесообразно начинать выступление исполнением старинной или современной классики, постепенно насыщая программу более легкими для восприятия лирическими, шуточными произведениями, учитывая при этом утомление публики. Один из вариантов построения программы — это движение к финалу по возрастающей линии. Наиболее яркие произведения следует ставить в конце программы.

5. Контрастность программы. Следует помнить, что близко стоящие одно к другому произведения должны быть контрастными по содержанию, тональности, фактуре, тембру, темпу, ритму и т.д.

Указанные принципы формирования репертуара не исключают тематических концертов, где все произведения объединены общим содержанием. Например, если это песни о войне, несложно найти произведения различные по характеру. Желательно включать в программу концерта произведения, исполняемые без сопровождения (а капелла). Известно, что пение а капелла является высшей формой хорового исполнительства. Действительно, такое пение требует от хора большой певческой культуры, технического мастерства. Самостоятельно, без музыкального сопровождения хор должен выразить содержание исполняемого произведения.

Работа над произведением является ядром репетиционных занятий. Если произведение новое, то разучиванию должен предшествовать показ (его исполняет, как правило, сам руководитель или концертмейстер). После этого следует краткий, буквально из нескольких фраз, рассказ об особенностях музыкального и литературного текстов, художественного образа. Если коллектив подвинутый, начинать разучивание можно по нотам, подыгрывая или подпевая в сложных местах, в других случаях можно рекомендовать, как преобладающую, работу «на слух». Не имеет принципиального значения, с какой партии начинать работу, важен мозаичный метод: разучив 4-5 тактов с одной партией, включать в работу другую и т.д. Задача состоит в том, чтобы никому не было скучно, это поднимает тонус участников, ускоряет процесс разучивания.

Целесообразно расчленить произведение на периоды, предложения. Это будут условные границы этапов работы. Не следует ожидать идеального звучания с первого занятия, но бывает полезно, если возможно, «слепить» песню «вчерне» целиком, а затем, от занятия к занятию кропотливо работать над устранением недостатков в исполнении.

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!