VI. Вопросы к зачету
1. Предмет, задачи психологического тренинга. Психологический тренинг как метод практической психологии.
2. История развития групповых методов практической психологии. Основные этапы возникновения и развития группового психологического тренинга.
3. Общее и различия между групповой терапией, коррекцией, обучением и групповым психологическим тренингом.
4. Цели психологического тренинга.
5. Специфические черты и основные парадигмы психологического тренинга.
6. Процедурно – организационные моменты группового тренинга.
7. Факторы психотерапевтического воздействия в тренинговой группе (И.Ялом, А.А.Александров, С.Кратохвил).
8. Понятие групповой сплоченности. Факторы, влияющие на сплоченность в группе.
9. Интерактивные игры как средство групповой психологической работы.
10. Специфика деятельности ведущего в психологическом тренинге. Критерии эффективного ведущего.
11. Характеристика личности группового тренера. Подготовка ведущих тренинговых групп.
12. Динамика группового процесса. Основные этапы развития группы в тренинге.
13. Основные правила работы психологических групп.
14. Классификация тренинговых методов (групповая дискуссия, игровые, медитативные методы и др.)
15. Виды психологического тренинга. Краткая характеристика.
16. Значение разогревающих игр и психотехник для создания благоприятного психологического климата в группе. Примеры разогревающих игр.
17. Какие типы упражнений используются в первые дни тренинга, во второй половине цикла тренинга, на завершающем этапе?
18. Основные принципы построения тренинга коммуникативной компетентности; развития креативности у участников.
19. Основные принципы построения тренинга личностного роста. Цели, основные упражнения.
20. Критерии оценки тренинга и его эффективности.
VII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная:
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2000. – 256 с.
2. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.
3. Рудестам К. Групповая психотерапия – СПб.: Питер Ком, 1998. – 384 с.: (серия «Мастера психологии»).
4. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие – М.: Генезис, 2013. – 256 с.
5. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. – М.: Генезис, 2003. – 272 с. – (Все о психологической группе).
Дополнительная:
6. Бишоп С. Тренинг ассертивности. – СПб: Питер, 2001. – 2008 (Серия «эффективный тренинг»)
7. Вачков И.В. Метафорический тренинг. – М.: «Ось – 89», 2005. – 144 с.
8. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учебное пособие. 0 СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
9. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Секреты развитьия психики. – СПб., 2003. - 352 с. (Серия «Секреты психологии»).
10. Гревцов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. – СПб: Питер, 2007. – 208 с.
11. Де Боно Э. Латеральное мышление. – СПб.: Питер
Паблишинг, 1997. – 320 с. – (Серия «Мастера психологии»)
12. Завьялова Ж.В., Фарба Е.О., Каденильяс-Нечаева Е., Авдюнина М.Н. Энергия бизнес-тренинга. Путеводитель по разминкам: Пособие для практикующего бизнес – тренера. – СПб.: Речь, 2005. – 159 с.
13. Кипнис М. Тренинг креативности. – М.: Ось-89, 2004. – 128 с.
14. Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М.: Ось-89, 2004. – 128 с.
15. Кипнис М. Тренинг лидерства. – М.: Ось-89, 2004. – 128 с.
16. Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. – М.: Ось – 89, 2002. – 192 с.
17. Кларин М.В. Корпоративный тренинг от А до Я. Научно – практическое пособие. – М., 2000. – 224 с.
18. Копытин А.И. Тренинг коммуникации: Арт-терапия. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2006. – 96 с.
19. Крижанская Ю.С., Третьяков в.П. Грамматика общения. – М.: «Смысл», 1999.
20. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. – М.: «Генезис», 1997, - 287 с.
21. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с. – (Серия «Эффективный тренинг»)
22. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Тренинг тренеров: как закалялась сталь. – М.: Независимая фирма «Класс», 2002. – 192 с. – (Библиотека психологии и психотерапии. Психология и бизнес).
23. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: «Питер»., 2000. – 416 с. (серия «Практикум по психологии»).
24. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.
25. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: «Речь», 2001. – 190 с.
26. Марасанов Г.И. Социально – психологический тренинг. – М.: 1998. – 208 с.
27. Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. – СПб.: Питер, 2002. – 160 с. – (Серия «Эффективный тренинг»).
28. Практикум по арт – терапии // Под ред. А.И.Копытина. – СПб. – «Питер», 2000, - 448 с. (серия «практикум по психологии»).
29. Практикум по социально – психологическому тренингу/ Под ред. Б.Д.Парыгина. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 352 с.
30. Программа тренингов для младших подростков «профилактика зависимостей»/Будневич Г.Н. М.: «ПМСЦ «Взаимодействие», 1999, - 65с.
31. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. – М.: «Сфера», 2000. – 192 с. (Серия «практическая психология».
32. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение., Москва – Воронеж, 1996 г., 256 с.
33. Психогимнастика в тренинге/ Под ред. Н.Ю.Хрящевой. – Спб.: «Речь», 2000. – 256 с.
34. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 285 с. (Серия «Управление персоналом»).
35. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СП.: Издательство «Речь», 2005. – 224 с.
36. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения: Учебное пособие /Авт.сост. Т.Л. Бука, М.Л.Митрофанова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 128 с.
37. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самооределения для подростков: Учебно - –методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.
38. Руководство по телесно – ориентированной терапии. – СПб.: Речь, 2000. – 256 с. – (Психотерапия на практике).
39. Семенова Е.М.Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. – М.: Изд-во института Психотерапии, 2002. – 224 с.
40. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. – СПб.: «Речь», 2001 – 234 с.
41. Сидоренко Е.В.Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2002. – 208 с.
42. Смит М. Треринг уверенности в себе. – СПб.: «Речь», 2000 – 244с.
43. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000. – 112 с.
44. Технологии социально – психологических тренингов. – М.: Редакционно – издательский центр Консорциума «социальное здоровье России», 2001, - 208 с.
45. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2000. – 160 с. в 4-х частях.
46. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ пер.с нем. – М.: Генезис, 2002. – 400 с.
47. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2002. – 336 с.
48. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие – М.: Генезис. 201. – 240 с.
49. Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. Копилка для тренера – 2. – Спб.: Речь, 2006. – 208 с.