Предмет | история | ||||||
Класс | |||||||
Тип урока | урок открытия новых знаний | ||||||
Тема урока | «Батыево нашествие на Русь» | ||||||
Цель урока: | Познакомить с периодом вторжения на Русь внука Чингисхана Батыя; Решить проблему: как удалось монголам покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития. | ||||||
Основные задачи урока | -показать взаимосвязь между раздробленностью Руси и завоеваниями монголов; - выявить причины, по которым Русь оказалась под властью монгольских ханов; -подчеркнуть мужество и героизм русских людей в борьбе с монгольскими завоевателями; -продолжить формировать умения работать в группах (парах), оценивать результаты деятельности своей и одноклассников. | ||||||
План урока | 1.Учебная задача на урок 2.Вторжение в Рязанскую землю. 3.Разгром Владимирского княжества. 4. Поход на Новгород. 5.Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. 6.Последствия нашествия. 7.Решение учебной задачи. | ||||||
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |||||
Создать условия, при которых на основе работы с картой, ученик сможет: Используя карту «Нашествие монголов на Русь», 1. называть захваченные княжества; 2.проследить походы Батыя на Русь; 3.указывать города, оказавшие сопротивление завоевателям. Уметь анализировать причины и последствия монгольских завоеваний. | Регулятивные: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач. Продолжить формирование учебно-управленческих умений: умение ставить учебную цель, давать самоанализ и самооценку выполненного. Познавательные: Овладение умениями работать с информацией (анализировать, обобщать факты, группировать, структурировать в схемы или таблицы), анализировать документ, извлекать информацию и отвечать на поставленные вопросы к документу, сравнивать однотипные исторические процессы и делать выводы, работать с историческими источниками, картой, составлять план на основе текста учебника, Коммуникативные: Умение эффективно сотрудничать в группе. Строить монологическое контекстное высказывание от имени группы | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Работая с иллюстрациями, уметь высказывать своё мнение о героической обороне русских городов, о самопожертвовании жителей русских городов. Создать условия для развития памяти, мышления и внимания. На примере знакомства с отрывком из «Повести о разорении Рязани Батыем», вызвать чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины, воспитывать негативное отношения к войне. | |||||
Оборудование к уроку | Учебник «История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч.2/Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева/: под ред. А.В.Торкунова.-М.: Просвещение, 2016, § 16; пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проект, экран. | ||||||
Методы работы | проблемное изложение исторического материала | ||||||
Основные даты | 1215(Взятие монголами Пекина),31 мая 1223(Битва на Калке),1237-1241(завоевания Руси ханом Батыем), 4 марта 1238 г.(битва на реке Сити) | ||||||
Основные понятия | Монгольская империя, тумен, темник, нашествие, ордынское иго, стан. | ||||||
Персоналии | Чингисхан, Батый, Юрий Всеволодович | ||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||||
1.Организационный момент | Приветствие учащихся. Отмечает отсутствующих на уроке | Учащиеся рассаживаются по местам. Готовят учебные принадлежности к уроку | |||||
2.Мотивационно-целевой этап Цели: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Знакомство с темой, планом занятия, задачами и методами деятельности, мотивационная настройка. | Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу узнать). На экран выводит слайд 1. Зачитывает на слайде строки из стихотворения Н. Кончаловской. Был страшный век, когда монголы На Русь лавиною пошли, В осенний день, по степи голой, Топча сухие ковыли. Так шла чудовищным потоком На Русь монгольская орда В одном стремлении жестоком Сжигать и грабить города. Вводит учеников в затруднение. Как вы думаете, о каком периоде времени говорится в стихотворении? О грозных событиях того далёкого времени, о самоотверженной героической борьбе русского народа с монголо-татарскими полчищами сегодня на уроке мы и будем говорить поговорим. На экран выводит слайд 3. «Кочевники «приидоша бесчислени, аки прузы(как саранча)», оставляли за собой дымящиеся развалины некогда цветущих городов и обезлюдевшие села», формулирует учебную задачу-Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель? | Слушают, формулируют тему урока, вопросы плана. Определяют исторический период, котором пойдет речь на уроке. Соотносят исторический период с событиями | |||||
3.Введение в новый материал | Демонстрирует ролик « Вторжение монголов», формулирует задание - Почему после успешных походов в Восточную и Среднюю Азию, Китай, монголы решили продолжить военные походы? В чем состояла главная цель монгольских завоеваний? Почему Батый решил напасть на Северо-Восточную Русь зимой 1237 года? | Изучают карту, описывают особенности развития Монгольской империи, соотносят период с явлением феодальной раздробленности. Вспоминают понятие-феодальная раздробленность Отвечают на вопросы, что такое феодальная раздробленность и в чём опасность раздробленности. Называют главное последствие раздробленности - незащищённость границ, несогласованность действий русских князей. Определяют причины, направление и начало монгольских завоеваний. Высказывают предположения, что победа на этой территории открывала дальнейший путь на юг — в киевские земли и далеко на запад, по замерзшим рекам Северной Руси было передвигаться легче, чем через леса. | |||||
4.Работа по теме урока Цели: Познакомить учащихся с этапами монгольского нашествия, основными сражениями, персоналиями, а также причинами и последствиями завоевания Руси монголами с использование карты учебника, с изучением исторических источников. | Изложение нового материала, согласно плана. 1.Вторжение в Рязанскую землю. Демонстрирует слайд 5 с иллюстрацией взятия Рязани, формулирует задания для групповой работы на основе текста учебника и дополнительного материала. Дополнительный материал для первой группы: «Тверская летопись о разорении Рязани Батыем» «В год 6746 (1237). послали своих послов к князьям рязанским, требуя у них десятой части: каждого десятого из князей, каждого десятого из людей и из коней и десятой части из всего. Князья же рязанские решили сражаться с ними, не пуская их в свою землю и так ответили послам Батыя: «Когда нас всех не будет в живых, то все это ваше будет». А к великому князю Юрию во Владимир послали рязанские князья своих послов, прося помощи, или чтобы сам пришел постоять за землю Русскую. Но великий князь Юрий сам не пошел и не прислал помощи; хотел он сам по себе биться с татарами. Поганые же татары начали завоевывать землю Рязанскую и осадили Рязань. И взяли татары приступом город, перебив людей, а иных забрав в плен, татары зажгли город.» Задание для третьей группы: Повесть о Евпатии Коловрате. «И собрал небольшую дружину и погнался вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И бил их Евпатий так нещадно, что мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Причудилось татарам, что мертвые восстали. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из многочисленных камнеметов, и убили его. И принесли тело его к царю Батыю. И сказали царю приближенные: "Мы на многих битвах бывали, а таких удальцов не видали. Ни один из них не съедет живым с побоища". И сказал Батый: "О Коловрат Евпатий! Многих богатырей сильной орды моей побил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего". И отдал тело Евпатьево оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.» Организует работу с картой, ставит задание показать направление похода монголов после взятия Рязани, исход обороны русских городов. 2.Разгром Владимирского княжества Демонстрирует иллюстрацию на слайде 6, организует работу над текстом учебника Владимирский епископ Серапион в одной из своих проповедей говорил: «Навел Он (Бог) на нас народ немилостивый, народ лютый, народ, не щадящий красоты юношей, немощи старцев, младости детей... Разрушены божественные церкви, осквернены священные сосуды, потоптаны святыни... кровь отцов и братьев наших обильно напоила землю. Исчезло мужество князей и воевод наших. Села поросли сорной травой, смирилось величие наше, погибла красота наша». В начале февраля 1238 г. пал Владимир. Пользуясь текстом учебника, ответьте на вопросы: -Какое вооружение использовали монголы при штурме города? -Кто возглавил оборону города? Демонстрирует слайд 7. Определяет учебную задачу –В марте 1238г.- владимирский князь Юрий Всеволодович попытался объединить силы и дать отпор монголам на реке Сить. «И была сеча зла», монгольские конники наносили удары со всех сторон и «побежали наши от иноплеменников, и был убит князь Юрий и многие из его дружинников». Имели ли русские дружины шансы на победу в данном сражении? 3.Поход на Новгород. Демонстрация слайда 8. Работа с картой, поиск ответа на задание. После разорения Владимирского княжества, монголы направились к Новгороду. Новгород монголы не взяли. Не дойдя 100 верст до города, Батый повернул на юг, его войско направилось в южные степи. Почему монголы решили «повернуть морды коней на юг»? Демонстрация слайда 9. Групповая работа с источником. Миниатюра из летописи «Штурм монголами Козельска» Батый пришел к городу Козельску. И нечестивые узнали, что у людей в городе крепкий дух, и нельзя обманными словами взять город. Козляне же решили не сдаваться Батыю. Татары же бились около города, желая захватить его, разбили стену у города и взошли на вал. Козляне же на ножах резались с ними и постановили выйти на полки татарские, и вышли из города, и порубили их стенобитные орудия, напали на полки их, убили и татар четыре тысячи и сами были перебиты. Батый же взял город и не пощадил никого, от подростков до грудных младенцев. С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, а убили у татар под ним трех сыновей темниковых. Татары искали и не могли найти их среди множества трупов. - Найдите примеры стойкого сопротивления монголам -Почему Батый назвал Козельск «злым городом»? Город располагался на высоком и крутом холме, склоны которого его жители облили водой, превратившейся на морозе в ледяной панцирь. Защитники Козельска отчаянно оборонялись 49 дней (7 недель). Почему же монголам все-таки удалось взять город? 5.Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Изложение материала согласно плана. Работа с картой. Слайд 10 презентации. Поиск ответа на задание. В 1239 г. Батый начал второй поход на Русь. Монголы взяли и сожгли Переяславль-Южный, Чернигов, другие города Южной Руси. 5 сентября 1240 г. войска Батыя окружили со всех сторон Киев. Три месяца киевляне мужественно сражались. Город был взят 6 декабря 1240 г., раненому воеводе Дмитрию за его мужество была дарована жизнь. В Киеве от всего города осталось не более 200 дворов, а в окрестностях, по которым проезжал в 1246 г. (шесть лет спустя после погрома) монах Плано Карпини, валялось бесчисленное множество человеческих черепов и костей, разбросанных по полям". -Почему монголо-татары смогли взять Киев? -Почему воеводе Дмитрию монголы сохранили жизнь? Организует работу с картой, учебником. Задания по группам: -определить, какие события произошли в 1241, 1242 годах. Предлагает выполнить учебное задание: По легенде, Чингисхан завещал своим преемникам дойти до «последнего моря» (Адриатического океана). Какие причины помешали монголам исполнить волю Чингисхана? А. С. Пушкин писал, что Западная Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией». Объясните слова поэта. 6. Последствия нашествия Демонстрирует видеоролик. Выполнение задания после просмотра- Можно ли назвать 1237-1241 гг. трагическим временем в истории Руси? | Первая группа учащихся, работая с Тверской летописью о разорении Рязани Батыем, называют требования монголов, действия рязанского князя и рязанцев. Вторая группа учащихся, пользуясь текстом учебника, ищет ответ на вопрос- Почему Рязань, несмотря на упорное сопротивление, на шестой день была захвачена монголами. Учащиеся сравнивают русское войско с монгольским. Делают вывод о значительном превосходстве монголов. Учащиеся из третьей группы, работая с Повестью о Евпатии Коловрате, называют черты русского народа, проявившиеся в борьбе с врагом: смелость, мужество, героизм и любовь к русской земле. Приводят примеры других героических поступков рязанских защитников: Юрий Игоревич Рязанский направил послов во главе со старшим сыном Федором с дарами к монголо-татарам. Батый от даров не отказался и узнав, что жена у Федора отличается необычайной красотой, потребовал у князя: «Дай мне, княже, ведеть жены твоей красоту». На что Федор будто бы ответил: «Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». Князь Федор за такой ответ поплатился жизнью, а жена его Евпраксинья, узнав о смерти мужа, взяла на руки малого сына и бросилась с высокой башни. Учащиеся называют города Коломна, Москва, показывают их на карте, отмечают героическое сопротивление горожан Москвы во главе с воеводой Федором Нянькой, несмотря на неравенство сил. Определят исход обороны- взятие Москвы, разграбление, жестокость захватчиков. Учащиеся анализируют отрывок из текста, характеризуют вооружение монголов при штурме Владимира, мужество защитников города во главе с воеводой Петром Ослядюковичем. Решают учебную задачу, высказывают предположения об отсутствии шансов на успех русских воинов в сражении. Поиск ответа на задание. Предположения учащихся: приближение весны и распутицы; потери, понесенные в предыдущих сражениях. Первая группа, пользуясь отрывком из летописи, находят примеры стойкого сопротивления монголам: Козляне же решили не сдаваться Батыю. Козляне же на ножах резались с ними и постановили выйти на полки татарские, и вышли из города, и порубили их стенобитные орудия, напали на полки их, убили и татар четыре тысячи и сами были перебиты. Вторая группа ищет ответ на вопрос, почему монголы назвали Козельск «злым городом»: С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, а убили у татар под ним трех сыновей темниковых. Татары искали и не могли найти их среди множества трупов. Третья группа определяет причины поражения козлян. Учащиеся делают выводы о численном превосходстве монголов, использовании камнеметных машин и таранов, мужестве защитников города. Учащиеся первой группы по карте определяют дальнейшее направление похода монголов- в Центральную Европу. Называют события 1241. 1242 гг. Весной 1241 г. монгольские воины устремились в Венгрию, Польшу, Чехию. Достигнув берегов Адриатического моря, монгольские войска в конце 1242 г. неожиданно вернулись на Волгу. Ученики второй и третьей группы групп делают выводы о мужестве защитников, потерях монголов, продолжении борьбы русских людей после завоевания. Учащиеся дают оценку событиям, устанавливают причинно-следственную связь между нашествием и его последствиями. Определяют экономические и культурные последствия монгольского завоевания: Разорение городов, упадок ремесла, нарушение торговых связей, упадок сельского хозяйства, сокращение численности населения. Были сожжены многие церкви и монастыри, уничтожены рукописи, фрески, утрачены секреты многих ремесел. | |||||
V. Рефлексивно-оценочный этап Цели: закрепление полученных на уроке знаний по теме выполнение практических заданий, подведение итогов урока, формулировка выводов по теме урока. Проверка степени усвоения пройденного на уроке материала. Домашнее задание | 7.Решение учебной задачи -Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель? Известно, что русские города героически сопротивлялись: 6 дней продержалась под натиском татар Рязань, 10 дней – Владимир, а маленький Козельск держал орду под своими стенами 50 дней! 3 месяца мужественно сражались киевляне. Можно ли назвать 1237-1241 гг. героическим временем в истории России? Просит высказать свое мнение о прошедшем уроке, использовав следующие фразы: Я узнал (а)…..Я восхищался (лась)…..Я понял(а)… Использование рафт-технологии § 16 или 19 учебника. Конспект, сообщения. По желанию - сочинение «Глазами выжившего» | Учащиеся делают выводы. Добавляют, что немаловажную роль в победе монгольских воинов сыграл полководческий талант хана Батыя и его военачальников. Выполняют задание, и ещё раз доказывают, что русские люди храбро и мужественно защищали свою землю. Подводят итоги. Удар, нанесенный по русским землям в середине 13 в. монгольскими завоевателями, серьезно повлиял на их развитие. Большая часть русских земель оказалась полностью опустошенной под игом монголо-татар(иго-владычество) Оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке. | |||||