Технологическая карта урока истории в 6 классе «Батыево нашествие на Русь».




Предмет история
Класс  
Тип урока урок открытия новых знаний
Тема урока «Батыево нашествие на Русь»
Цель урока: Познакомить с периодом вторжения на Русь внука Чингисхана Батыя; Решить проблему: как удалось монголам покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития.
Основные задачи урока -показать взаимосвязь между раздробленностью Руси и завоеваниями монголов; - выявить причины, по которым Русь оказалась под властью монгольских ханов; -подчеркнуть мужество и героизм русских людей в борьбе с монгольскими завоевателями; -продолжить формировать умения работать в группах (парах), оценивать результаты деятельности своей и одноклассников.
План урока 1.Учебная задача на урок 2.Вторжение в Рязанскую землю. 3.Разгром Владимирского княжества. 4. Поход на Новгород. 5.Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. 6.Последствия нашествия. 7.Решение учебной задачи.
Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты  
Создать условия, при которых на основе работы с картой, ученик сможет: Используя карту «Нашествие монголов на Русь», 1. называть захваченные княжества; 2.проследить походы Батыя на Русь; 3.указывать города, оказавшие сопротивление завоевателям. Уметь анализировать причины и последствия монгольских завоеваний. Регулятивные: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач. Продолжить формирование учебно-управленческих умений: умение ставить учебную цель, давать самоанализ и самооценку выполненного. Познавательные: Овладение умениями работать с информацией (анализировать, обобщать факты, группировать, структурировать в схемы или таблицы), анализировать документ, извлекать информацию и отвечать на поставленные вопросы к документу, сравнивать однотипные исторические процессы и делать выводы, работать с историческими источниками, картой, составлять план на основе текста учебника, Коммуникативные: Умение эффективно сотрудничать в группе. Строить монологическое контекстное высказывание от имени группы Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Работая с иллюстрациями, уметь высказывать своё мнение о героической обороне русских городов, о самопожертвовании жителей русских городов. Создать условия для развития памяти, мышления и внимания. На примере знакомства с отрывком из «Повести о разорении Рязани Батыем», вызвать чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины, воспитывать негативное отношения к войне.  
Оборудование к уроку Учебник «История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч.2/Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева/: под ред. А.В.Торкунова.-М.: Просвещение, 2016, § 16; пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проект, экран.  
Методы работы проблемное изложение исторического материала  
Основные даты 1215(Взятие монголами Пекина),31 мая 1223(Битва на Калке),1237-1241(завоевания Руси ханом Батыем), 4 марта 1238 г.(битва на реке Сити)  
Основные понятия Монгольская империя, тумен, темник, нашествие, ордынское иго, стан.  
Персоналии Чингисхан, Батый, Юрий Всеволодович  
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников  
1.Организационный момент Приветствие учащихся. Отмечает отсутствующих на уроке Учащиеся рассаживаются по местам. Готовят учебные принадлежности к уроку  
2.Мотивационно-целевой этап Цели: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Знакомство с темой, планом занятия, задачами и методами деятельности, мотивационная настройка. Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу узнать). На экран выводит слайд 1. Зачитывает на слайде строки из стихотворения Н. Кончаловской. Был страшный век, когда монголы На Русь лавиною пошли, В осенний день, по степи голой, Топча сухие ковыли. Так шла чудовищным потоком На Русь монгольская орда В одном стремлении жестоком Сжигать и грабить города. Вводит учеников в затруднение. Как вы думаете, о каком периоде времени говорится в стихотворении? О грозных событиях того далёкого времени, о самоотверженной героической борьбе русского народа с монголо-татарскими полчищами сегодня на уроке мы и будем говорить поговорим. На экран выводит слайд 3. «Кочевники «приидоша бесчислени, аки прузы(как саранча)», оставляли за собой дымящиеся развалины некогда цветущих городов и обезлюдевшие села», формулирует учебную задачу-Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель? Слушают, формулируют тему урока, вопросы плана. Определяют исторический период, котором пойдет речь на уроке. Соотносят исторический период с событиями  
3.Введение в новый материал Демонстрирует ролик « Вторжение монголов», формулирует задание - Почему после успешных походов в Восточную и Среднюю Азию, Китай, монголы решили продолжить военные походы? В чем состояла главная цель монгольских завоеваний? Почему Батый решил напасть на Северо-Восточную Русь зимой 1237 года? Изучают карту, описывают особенности развития Монгольской империи, соотносят период с явлением феодальной раздробленности. Вспоминают понятие-феодальная раздробленность Отвечают на вопросы, что такое феодальная раздробленность и в чём опасность раздробленности. Называют главное последствие раздробленности - незащищённость границ, несогласованность действий русских князей. Определяют причины, направление и начало монгольских завоеваний. Высказывают предположения, что победа на этой территории открывала дальнейший путь на юг — в киевские земли и далеко на запад, по замерзшим рекам Северной Руси было передвигаться легче, чем через леса.  
4.Работа по теме урока Цели: Познакомить учащихся с этапами монгольского нашествия, основными сражениями, персоналиями, а также причинами и последствиями завоевания Руси монголами с использование карты учебника, с изучением исторических источников. Изложение нового материала, согласно плана. 1.Вторжение в Рязанскую землю. Демонстрирует слайд 5 с иллюстрацией взятия Рязани, формулирует задания для групповой работы на основе текста учебника и дополнительного материала. Дополнительный материал для первой группы: «Тверская летопись о разорении Рязани Батыем» «В год 6746 (1237). послали своих послов к князьям рязанским, требуя у них десятой части: каждого десятого из князей, каждого десятого из людей и из коней и десятой части из всего. Князья же рязанские решили сражаться с ними, не пуская их в свою землю и так отве­тили послам Батыя: «Когда нас всех не будет в живых, то все это ваше будет». А к великому князю Юрию во Владимир послали рязанские князья своих послов, прося помощи, или чтобы сам при­шел постоять за землю Русскую. Но великий князь Юрий сам не пошел и не прислал помощи; хотел он сам по себе биться с татарами. Поганые же татары начали завоевывать землю Рязанскую и оса­дили Рязань. И взяли татары приступом город, перебив людей, а иных забрав в плен, татары зажгли город.» Задание для третьей группы: Повесть о Евпатии Коловрате. «И собрал небольшую дружину и погнался вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И бил их Евпатий так нещадно, что мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Причудилось татарам, что мертвые восстали. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из многочисленных камнеметов, и убили его. И принесли тело его к царю Батыю. И сказали царю приближенные: "Мы на многих битвах бывали, а таких удальцов не видали. Ни один из них не съедет живым с побоища". И сказал Батый: "О Коловрат Евпатий! Многих богатырей сильной орды моей побил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего". И отдал тело Евпатьево оставшимся людям из его дружины, которых похва­тали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.»   Организует работу с картой, ставит задание показать направление похода монголов после взятия Рязани, исход обороны русских городов.   2.Разгром Владимирского княжества Демонстрирует иллюстрацию на слайде 6, организует работу над текстом учебника Владимирский епископ Серапион в одной из своих проповедей говорил: «Навел Он (Бог) на нас народ не­милостивый, народ лютый, народ, не щадящий красоты юношей, немощи старцев, младости детей... Разрушены божественные цер­кви, осквернены священные сосуды, потоптаны святыни... кровь отцов и братьев наших обильно напоила землю. Исчезло мужество князей и воевод наших. Села поросли сорной травой, смирилось величие наше, погибла красота наша». В начале февраля 1238 г. пал Владимир. Пользуясь текстом учебника, ответьте на вопросы: -Какое вооружение использовали монголы при штурме города? -Кто возглавил оборону города? Демонстрирует слайд 7. Определяет учебную задачу –В марте 1238г.- владимирский князь Юрий Всеволодович попытался объединить силы и дать отпор монголам на реке Сить. «И была сеча зла», монгольские конники наносили удары со всех сторон и «побежали наши от иноплеменников, и был убит князь Юрий и многие из его дружинников». Имели ли русские дружины шансы на победу в данном сражении? 3.Поход на Новгород. Демонстрация слайда 8. Работа с картой, поиск ответа на задание. После разорения Владимирского княжества, монголы направились к Новгороду. Новгород монголы не взяли. Не дойдя 100 верст до города, Батый повернул на юг, его войско направилось в юж­ные степи. Почему монголы решили «повернуть морды коней на юг»? Демонстрация слайда 9. Групповая работа с источником. Миниатюра из летописи «Штурм монголами Козельска» Батый пришел к городу Козельску. И нечестивые узнали, что у людей в городе крепкий дух, и нельзя обманными словами взять город. Козляне же решили не сдаваться Батыю. Татары же бились около города, желая захватить его, разбили стену у города и взошли на вал. Козляне же на ножах резались с ними и постановили выйти на полки татарские, и вышли из города, и пору­били их стенобитные орудия, напали на полки их, убили и татар четыре тысячи и сами были перебиты. Батый же взял город и не пощадил нико­го, от подростков до грудных младенцев. С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, а убили у татар под ним трех сыновей темниковых. Татары искали и не могли найти их среди множества трупов. - Найдите примеры стойкого сопротивления монголам -Почему Батый назвал Козельск «злым городом»? Город располагался на вы­соком и крутом холме, склоны которого его жители облили во­дой, превратившейся на морозе в ледяной панцирь. Защитники Козельска отчаянно оборонялись 49 дней (7 недель). Почему же монголам все-таки удалось взять город? 5.Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Изложение материала согласно плана. Работа с картой. Слайд 10 презентации. Поиск ответа на задание. В 1239 г. Батый начал второй поход на Русь. Монголы взяли и сожгли Переяславль-Южный, Чернигов, другие города Южной Руси. 5 сентября 1240 г. войска Батыя окружили со всех сторон Киев. Три месяца киевляне мужественно сражались. Город был взят 6 декабря 1240 г., раненому воеводе Дмитрию за его мужество была дарована жизнь. В Киеве от всего города осталось не более 200 дворов, а в окрестностях, по которым проезжал в 1246 г. (шесть лет спустя после погрома) монах Плано Карпини, валялось бесчисленное множество человеческих черепов и костей, разбросанных по полям". -Почему монголо-татары смогли взять Киев? -Почему воеводе Дмитрию монголы сохранили жизнь?   Организует работу с картой, учебником. Задания по группам: -определить, какие события произошли в 1241, 1242 годах. Предлагает выполнить учебное задание: По легенде, Чингисхан завещал своим преемникам дойти до «последнего моря» (Адриатического океана). Какие причины помешали монголам исполнить волю Чингисхана? А. С. Пушкин писал, что Западная Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией». Объясните слова поэта. 6. Последствия нашествия Демонстрирует видеоролик. Выполнение задания после просмотра- Можно ли назвать 1237-1241 гг. трагическим временем в истории Руси? Первая группа учащихся, работая с Тверской летописью о разорении Рязани Батыем, называют требования монголов, действия рязанского князя и рязанцев. Вторая группа учащихся, пользуясь текстом учебника, ищет ответ на вопрос- Почему Рязань, несмотря на упорное сопротивление, на шестой день была захвачена монголами. Учащиеся сравнивают русское войско с монгольским. Делают вывод о значительном превосходстве монголов.     Учащиеся из третьей группы, работая с Повестью о Евпатии Коловрате, называют черты русского народа, проявившиеся в борьбе с врагом: смелость, мужество, героизм и любовь к русской земле. Приводят примеры других героических поступков рязанских защитников: Юрий Игоревич Рязанский направил послов во главе со старшим сыном Федором с дарами к монголо-татарам. Батый от даров не отказался и узнав, что жена у Федора отличается необычайной красотой, потребовал у князя: «Дай мне, княже, ведеть жены твоей красоту». На что Федор будто бы ответил: «Когда нас одолеешь, тогда и женами на­шими владеть будешь». Князь Федор за такой ответ попла­тился жизнью, а жена его Евпраксинья, узнав о смерти мужа, взяла на руки малого сына и бросилась с высокой башни. Учащиеся называют города Коломна, Москва, показывают их на карте, отмечают героическое сопротивление горожан Москвы во главе с воеводой Федором Нянькой, несмотря на неравенство сил. Определят исход обороны- взятие Москвы, разграбление, жестокость захватчиков. Учащиеся анализируют отрывок из текста, характеризуют вооружение монголов при штурме Владимира, мужество защитников города во главе с воеводой Петром Ослядюковичем. Решают учебную задачу, высказывают предположения об отсутствии шансов на успех русских воинов в сражении. Поиск ответа на задание. Предположения учащихся: приближение весны и распутицы; потери, понесенные в предыдущих сражениях. Первая группа, пользуясь отрывком из летописи, находят примеры стойкого сопротивления монголам: Козляне же решили не сдаваться Батыю. Козляне же на ножах резались с ними и постановили выйти на полки татарские, и вышли из города, и пору­били их стенобитные орудия, напали на полки их, убили и татар четыре тысячи и сами были перебиты. Вторая группа ищет ответ на вопрос, почему монголы назвали Козельск «злым городом»: С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, а убили у татар под ним трех сыновей темниковых. Татары искали и не могли найти их среди множества трупов. Третья группа определяет причины поражения козлян. Учащиеся делают выводы о численном превосходстве монголов, использовании камнеметных машин и таранов, мужестве защитников города.   Учащиеся первой группы по карте определяют дальнейшее направление похода монголов- в Центральную Европу. Называют события 1241. 1242 гг. Весной 1241 г. монгольские воины устремились в Венгрию, Польшу, Чехию. Достигнув берегов Адриатического моря, монгольские войска в конце 1242 г. неожиданно вернулись на Волгу. Ученики второй и третьей группы групп делают выводы о мужестве защитников, потерях монголов, продолжении борьбы русских людей после завоевания.     Учащиеся дают оценку событиям, устанавливают причинно-следственную связь между нашествием и его последствиями. Определяют экономические и культурные последствия монгольского завоевания: Разорение городов, упадок ремесла, нарушение торговых связей, упадок сельского хозяйства, сокращение численности населения. Были сожжены многие церкви и монастыри, уничтожены рукописи, фрески, утрачены секреты многих ремесел.  
V. Рефлексивно-оценочный этап Цели: закрепление полученных на уроке знаний по теме выполнение практических заданий, подведение итогов урока, формулировка выводов по теме урока. Проверка степени усвоения пройденного на уроке материала. Домашнее задание 7.Решение учебной задачи -Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель? Известно, что русские города героически сопротивлялись: 6 дней продержалась под натиском татар Рязань, 10 дней – Владимир, а маленький Козельск держал орду под своими стенами 50 дней! 3 месяца мужественно сражались киевляне. Можно ли назвать 1237-1241 гг. героическим временем в истории России? Просит высказать свое мнение о прошедшем уроке, использовав следующие фразы: Я узнал (а)…..Я восхищался (лась)…..Я понял(а)… Использование рафт-технологии § 16 или 19 учебника. Конспект, сообщения. По желанию - сочинение «Глазами выжившего» Учащиеся делают выводы. Добавляют, что немаловажную роль в победе монгольских воинов сыграл полководческий талант хана Батыя и его военачальников. Выполняют задание, и ещё раз доказывают, что русские люди храбро и мужественно защищали свою землю. Подводят итоги. Удар, нанесенный по русским землям в середине 13 в. монгольскими завоевателями, серьезно повлиял на их развитие. Большая часть русских земель оказалась полностью опустошенной под игом монголо-татар(иго-владычество) Оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке.  
               

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: