ТЕАТР КАК МЕСТО ВСТРЕЧИ ПОКОЛЕНИЙ




ТЕАТР-СТУДИЯ

ТРЁХ ПОКОЛЕНИЙ «ЗАДВЕРЬЕ»

Александра Алешина — создатель Музыкально-драматического театра «Задверье», который буквально на наших глазах превращается из школы-студии для детей и молодежи в самостоятельное событие в театральном мире Санкт-Петербурга.

БЕЗ КУЛЬТУРЫВ ШАГОВОЙ ДОСТУПНОСТИ

Логика развития мегаполиса, каким является Санкт-Петербург, несет на себе отпечаток слома эпох. Даже самое скромное место поселения людей исконно имело все необходимое для полноценной жизни: от храма до гостиницы, в том числе, школы, рестораны, театры, концертные залы. Два века назад театры строились даже в небольших дачных местах, которыми славились окрестности Санкт-Петербурга. Но во второй трети 20-го века стремительная застройка новых районов многоэтажными домами привела к возникновению нового принципа организации жизни горожан. Мегаполис неотвратимо разделился на два разных города: парадный Ленинград в пределах исторического центра и, после пояса промышленной застройки, спальные районы. Ни архитектурных красот, ни центров досуга, ни зон отдыха....

Одним из старейших среди спальных районов считается Фрунзенский район, получивший народное название Купчино: когда-то окраина города со своим характером и историей, а сейчас - своеобразный символ этого «другого» Ленинграда, Петербурга. «Купчино» в Петербурге — слово нарицательное. Хотя сегодня это динамично развивающийся район с очень неплохой инфраструктурой, транспортным сообщением, с разумной застройкой. Это комфортный район для жизни... Но только в том случае, если под словом «жизнь» понимать физические потребности человека. Культуры в шаговой доступности здесь нет. А потребность в этом велика.

Численность жителей Фрунзенского района приближается к полумиллиону человек. Это чуть меньше, чем Астрахань — областной центр, имеющий в своем активе несколько театров, в том числе и прекрасный Театр оперы и балета, где ставятся грандиозные постановки и проводятся встречи глав государств. Это почти, как Тамбов, где работают несколько театров, среди которых один из старейший из провинциальных театров России — Тамбовский драматический театр. Это в два раза больше численности Норильска, где построен знаменитый самый северный театр - Норильский заполярный театр Драмы имени Маяковского. Жителям же Купчино упорно предлагаются развлечения, которые не требуют духовной работы: парки аттракционов, кинотеатры, рестораны, кафе. Это все в районе есть. А театра — нет.

Эта лакуна — отсутствие театра — стремится заполниться. Сегодня в районе формируется коллектив, который обратил уже на себя внимание организаторов театральных фестивалей различного уровня, театрально-педагогическую общественность Петербурга. Из детско-молодежной театральной школы растет театр, который может стать своеобразным центром притяжения для тех, кому не безразлична судьба своей «малой родины».

Уже сегодня постановки театра посещают жители района, в том числе, учащиеся школ, члены ветеранских организаций. Театр все время меняет репертуар, каждый раз предлагая зрителям зрелую работу, несмотря на юный состав труппы. Отзывы в СМИ показывают, что молодой Театр в состоянии взять на себя функцию культурного центра. Но его роль сейчас ограничена физически: камерный зрительный зал может вместить лишь небольшое число людей. Театру жизненно необходима настоящая СЦЕНА.

А ведь это тот случай, когда минимальные усилия и затраты могут принести значительный результат: Театр-студия трех поколений «Задверье» представляет собой динамично-развивающуюся театральную школу, которая включает в орбиту своей деятельности детей, подростков и их родителей. Аналогов такого театрально-образовательного комплекса в городе практически нет. А для Фрунзенского района, испытывающего огромный дефицит в области культурного досуга молодежи, это настоящее открытие.

ИСТОРИЯ ТЕАТРА

Театр-студия трех поколений «Задверье» основан в 2012 году. Художественный руководитель Театра — актриса, режиссер, педагог Александра Алешина, ведущий режиссер — актриса, режиссер Анастасия Вернер. Театр-студия привлекает для сотрудничества педагогов Российского государственного института сценических искусств.

ИДЕЯ ТЕАТРА-СТУДИИ

Театр-студия, как площадка для гармоничного развития и воспитания детей и подростков, как центр культурного притяжения для жителей района. Эта идея не нова. Благотворная роль театра в становлении и развитии личности отмечены педагогами давно. Но огромное значение имеет вопрос: КАК эта идея будет реализована? Театральные кружки и любительские студии зачастую занимаются профанацией театрального дела и кроме условной занятости ребенка и его приятного времяпрепровождения не дают ничего. Отмечая необходимость существования любых форм кружковой работы, и их безусловной важности, Театр-студия трех поколений «Задверье» предлагает иной качественный уровень обучающей работы с детьми.

Театр-студия трех поколений «Задверье» - уникальный в своем роде пример театрального коллектива, в котором серьезные вопросы обучения и развития детей и подростков сочетаются с вовлечением в жизнь театра старшего поколения. Продолжая лучшие традиции российского и советского любительского театра для взрослых, одновременно детям театр-студия предлагает серьезнейшее обучение основам актерского мастерства, вместе со всеми сопутствующими предметами и тренингами.

Любая театральная студия сможет предложить разностороннее развитие качеств, которые пригодятся каждому во взрослой жизни: хорошая дикция, умение говорить, не стесняться и не бояться аудитории. Но Театр-студия «Задверье» предлагают детям и их родителям настоящее погружение в театральную жизнь, которая, оказывается требует многих умений (от вокала до акробатики), глубоких знаний (от работ Станиславского до истории театра), силу характера (репетиции и еще раз репетиции) и искренней любви к своему делу.

РАБОТА ТЕАТРА-СТУДИИ

Театр-студия трех поколений «Задверье» создавался и функционирует как театральная школа, в которой программа обучения детей от 6 до 16 лет строится на сочетании серьезной базовой подготовки и погружения студийцев в процесс рождения спектакля. Для детей и подростков театр становится не самоцелью, не профессией и даже не служением. Это мощнейшее средство раскрытия своего потенциала, развития своих возможностей, поиск себя и своего места в жизни. Несмотря на всю основательность обучения, это не подготовка будущих профессиональных актеров, а формирование основы для успешной реализации в любой профессии.

Переоценить значение именно театра для решения сложнейших задач становления личности невозможно. Театральное искусство, требующее целого комплекса умений и навыков в сочетании с раскрытием творческих возможностей, как никакое другое отвечает задачам гармоничного развития человека. «Гармоничного» - в абсолютном значении этого слова: здесь и физическая сторона вопроса (пластическая и хореографическая подготовка), музыкальное образование (хор и индивидуальный вокал), интеллектуальное (изучение истории и литературы), риторика (умение говорить и выражать свои мысли), - и все это в сочетании с раскрытием творческого потенциала ребенка.

 

Для успешного выполнения поставленных задач необходимо соблюдение определенных условий:

- серьезная программа обучения, объединяющая практику и теорию;

- творческое взаимодействие студийцев разного возраста и подготовки;

- гибкий и обширный репертуар для реализации приобретенных умений каждого члена театрального коллектива

Эти «три кита», на которых построен учебный и репетиционный процесс театра-студии «Задверье», дают возможность в кратчайшие сроки добиться заметных результатов, как в личностном росте студийцев (любого возраста), так и в работе студии в целом.

 

ТЕАТР КАК ШКОЛА

Программа включает все необходимые для актера тренинги и дисциплины, адаптированные для детей от 6 до 16 лет. Можно перечислить следующие направления работы:

1. Актерская практика: подготовка, выпуск и прокат спектаклей.

2. История русского и зарубежного театра.

3. История костюма.

4. Русская и зарубежная литература.

5. Драматургия.

6. Актерское мастерство.

7. Музыкальное воспитание: вокальный ансамбль и сольное пение.

8. Пластическое воспитание: пластика в спектакле, сценическое движение, сценическое фехтование, основы акробатики, сценический бой и т. д.

9. Пластическое воспитание: танцевальная подготовка от партерной растяжки до классического танца и современных танцевальных направлений.

10. Культура речи.

11. Сценическая речь.

12. Эстрадно-речевой жанр.

13. Грим

и т.д.

Каждый этап обучения подразумевают систему зачетов и экзаменов, которые обязывают студийцев демонстрировать приобретенные навыки и умения. В студии не принято говорить о раскрытии особых индивидуальных талантов учеников. Индивидуальный подход в «Задверье» означает, что каждый «индивидуум» научится и петь, и танцевать, а также делать еще много удивительных вещей, на которые, казалось, еще вчера он был неспособен. Основное требование к студийцам одно: искреннее желание заниматься. Без отборов и прослушиваний, студия формирует детский театральный коллектив, который блестяще показывает себя в городских, федеральных и международных конкурсах и фестивалях, берется за такие жанры, которые, казалось бы подразумевают обязательный «отбор по способностям» (как, например, мюзикл). Опыт студии показывает: для развития ребенка и для раскрытия его возможностей основным фактором была и остается мотивация.

Но, безусловно, главным экзаменом для каждого ребенка становится работа над спектаклем. И здесь огромную роль играет тот факт, что эта работа ведется не только по возрастным группам, а зачастую совместно с более старшими и младшими студийцами. Коллективное творчество в смешанных возрастных группах - это дополнительный стимул к совершенствованию умений и навыков каждого ребенка, толчок к развитию лучших личностных качеств.

 

ТЕАТР КАК МЕСТО ВСТРЕЧИ ПОКОЛЕНИЙ

21 век принес нашим детям компьютерные игры и гаджеты, и лишил их общения. Психология, если не психиатрия, обогатились диагнозом «гаджетозависимость», а дети разучились играть в коллективные игры. Но дело не только в электронных игрушках. В городах практически полностью умерла культура взаимодействия детей разного возраста. Если раньше самостоятельные прогулки и игры во дворе дошколят были распространенной практикой, сегодня даже подростки оказываются под строгим контролем взрослых. Современные дети не имеют опыта общения со старшими или младшими друзьями, не умеют решать конфликты без подсказки взрослого, не знают, как заботиться о других, не понимают, какие черты и личностные качества ценятся в коллективе. Вероятно, впервые за свою историю человечество так воспитывает своих детей: без формирования особых взаимоотношений между ними, без самостоятельных встреч, без принятия своих решений, переживания обид и совместной радости. Ни редкие коллективные праздники, ни занятия в кружках и секциях, где возрастной ценз соблюдается достаточно строго, ни лагеря, где тоже разновозрастное общение ограничено, не могут решить проблему. Театр-студия «Задверье» предлагает уникальную возможность свободного творческого общения детей разного возраста со всеми сопутствующими плюсами этого опыта: старшие дети берут на себя роль наставников, младшие учатся соотносить свое поведение с требованиям более взрослого коллектива. Происходит постоянный обмен опытом, дети ориентируются на более высокую планку мастерства, обсуждают успехи или обращают внимание на то, над чем требуется поработать. Все это вместе формирует особую дружескую творческую атмосферу, в которой обучение более эффективно, а работа на площадке идет с полной отдачей.

 

ТЕАТР КАК ТЕАТР

Репетиции и выпуск спектаклей — естественное продолжение обучения, когда в процессе подготовки новой постановки находят применения те навыки, которые были получены на параллельно проходящих занятиях и тренингах. По ступенькам: от простого к сложному: каждый последующий спектакль позволяет раскрыть себя на сцене юному артисту лучше, полнее, совершеннее. Поэтому репертуар театра разнообразен, а постановки — учитывают возрастные особенности и умения детей. На каждом этапе коллектив показывает зрителю свои работы, которые, в рамках поставленных задач, доведены до высокого уровня мастерства. Баланс возможностей юных артистов и требований формата спектакля позволяет говорить о высокопрофессиональной работе молодежного коллектива. Спектакли «Задверья» имеют очень хороший зрительский отклик, получают высокую оценку на конкурсах и фестивалях.

За 4 года существования театра выпущено полтора десятка спектаклей, коллектив принял участие в свыше, чем 20 конкурсах и фестивалях городского, федерального и международного уровня. И с каждого театрального смотра привозил высокие награды.

Среди них:

диплом 1 степени отборочного тура Международного фестивального движения «Белый Кит» (2014, 2015 гг)

дипломы лауреата 1,2 и 3 степени на Всероссийском фестивале «За кулисами Санкт-Петербурга» (2014),

диплом лауреата 2 степени на Международном фестивале «Звуки и краски Белых ночей»,

диплом лауреата 1 степени на Всероссийском конкурсе «Звезда удачи»,

победа в театральном марафоне «В счастливой долине»,

диплом победителя в XVI Международном Брянцевском фестивале (2015)

диплом победителя в XXI Городском фестивале «Дни театра в «Зеркальном» (2015)

1 место на 1 Всероссийском фестивале-конкурсе молодых дарований «GOLDEN ART” в Ялте (2015 г.),

диплом лауреата 1 степени в Международном конкурсе «Премьера» (2015)

диплом 1 степени на Городском конкурсе «Начало» (2016)

победа на Международном фестивале детских театральных коллективов (Тбилиси) (2016)

дипломы 1 степени на XXII Городском фестивале детских и юношеских театров (2016)

диплом 3 степени на VII Всероссийском конкурсе-лаборатории «Сказка за сказкой» (2017)

диплом 1 степени на Городском конкурсе Арт-Мобиле (Art-Mobile) для студенческих театров и самодеятельных коллективов (2017)

диплом 1 степени на IX Городском театральном марафоне «В счастливой Долине у Красненькой речки» (2018)

диплом победителя фестиваля, диплом за лучшую режиссуру и профессионализм на V Городском фестивале детских и юношеских театральных коллективов Санкт-Петербурга и Ленинградской области (2018)

ГРАН-ПРИ VIII Межрегионального фестиваля молодежных театров "Апарт-Э" (2018)

диплом за лучшую режиссерскую работу на Санкт-Петербургском фестивале социальных театров «Грани» (2018)

и так далее...

 

Сегодня коллектив развивается и стремится к большему. В перспективных планах Театра-студии трех поколений «Задверье» - создать настоящий репертуарный театр, который бы стал центром культурного притяжения для жителей района.

Более, чем сотней театров и театральных коллективов может похвастаться Санкт-Петербург. В более, чем восьми десятках театральных студий и кружков готовят в городе юные театральные таланты. Но все это культурное многообразие сконцентрировано, главным образом, в центральных районах города. Спальные районы города обделены не только архитектурными красотами, но и местами культурного досуга. В культурной столице России районы, сравнимые по количеству жителей с федеральными областными центрами, зачастую не имеют на своей территории ни концертного зала, ни театра. Более того, дома и дворцы культуры тоже сегодня неспособны удовлетворить растущую потребность жителей иметь место культурного притяжения в шаговой доступности. Одним из самых проблемных в этом смысле является Фрунзенский район, Купчино. Огромный район не имеет своего ни детского, ни взрослого театра. Десятки километров отделяют полмиллиона жителей района от культурных богатств центра. И появление своего театра не просто желательно, но необходимо.

Центр культурного притяжения, которым может стать театр, - это не только место досуга. Театр влияет на атмосферу в районе, меняет отношение жителей к месту своего проживания, вытаскивает из «спальности», превращая в полноценный район Санкт-Петербурга.

Театр-студия «Задверье» имеет все необходимое, чтобы занять эту пустующую нишу.

Что для этого нужно?

 

В данный момент Театр-студия «Задверье» ведет свою деятельность на базе ГБУ ПМДЦ «Фрунзенский». В 2012 году Подростково-молодежный клуб «Факел» не вел никакой работы, стоял закрытым. Разместившись на площадке, Театр-студия «Задверье» стал работать на перспективу, изыскивая и изобретая возможности трансформировать клуб в маленький районный театр. На тот момент, руководство ПМДЦ поддержало инициативу организаторов коллектива по созданию на базе ПМДЦ в ПМК «Факел» театра районного уровня. Помещение клуба было приведено в порядок, организованы зоны для занятий и маленькая камерная сцена. Театр-студия начал свою работу по обучению детей и подготовке спектаклей.

 

На данные момент Театр-студия «Задверье» занимает небольшое помещение в ПМК «Факел», переоборудованное своими силами в малый театральный зал: одежда сцены, зрительское пространство на 40 мест, световое и звуковое оборудование и небольшое помещение под хранение костюмов. Учитывая все время увеличивающийся репертуар театра-студии, места катастрофически не хватает....

Хотелось бы верить что в таком крупном, динамично- развивающемся, амбициозном районе есть люди, заинтересованные в создании яркого культурного центра притяжения — первого профессионального репертуарного театра, сочетающего, к тому же, в себе функции школы и клуба для детей и их родителей. Уже есть сложившийся коллектив, уже есть энтузиасты, готовые вести эту сложную работу, подразумевающую круглосуточную занятость, есть дети, которые хотят заниматься, есть родители, мечтающие для своего ребенка о таком всепоглощающем увлечении. Даже есть сложившийся репертуар и зрительская поддержка... Осталось решить вопрос с помещением, которое даст возможность развиваться молодому театру.

 

 


https://kupchinonews.ru/2018/11/06/doroga-v-ray-ili-ka..

https://vk.com/@muzykalno_dram_teatr_zadverie-doroga-v-rai-na-vtorom-gorodskom-festivale-socialnyh-teatral

https://kupchinonews.ru/2017/01/25/demon-iz-teatra-zadvere/#.XBPIPWgza00

https://kupchinonews.ru/2017/02/01/o-svetlyih-lyudyah-i-zelenyih-bananah/#.XBPIXmgza00

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: