ДЕТИ С ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫМ СЕКСУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
Психосексуальное развитие (англ. psychosexual development) — процесс формирования полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентаций.
В норме, процесс психосексуального развития включает в себя 3 этапа и особенности протекания этих этапов представлены в таблице. Важно отметить, что возрастные рамки могут существенно отличаться от приведенных в таблице (разбег может составлять до 2х лет), так как психосексуальное развитие зависит от физического, психического и полового развития ребенка, которые происходят параллельно.
Этапы психосексуального развития
Возраст | Особенности протекания этапа |
0-6 лет | Формирование полового самосознания. Оно складывается из представления человека о том, насколько он похож на людей своего пола и представления о том, на кого он хотел бы быть похожим. Уже младенцы могут испытывать приятные ощущения при прикосновении к гениталиям и их стимуляции. Однако в раннем возрасте у нормально развивающихся детей интерес к гениталиям чисто познавательный. Через изучение своих половых органов, детское любопытство, игры с раздеванием (например, игра в «доктора») и правильное половое воспитание в семье ребенок получает образное представление о своей половой принадлежности, а в процессе игры уточняет строение своего тела и начинает осваивать правильную половую роль. Этап можно считать завершенным, когда ребенок четко усвоил, кто он – мальчик или девочка. |
6-10 лет | Формирование стереотипа полоролевого поведения. Навыки и стиль полоролевого поведения формируются в играх и быту. Мальчик усваивает мужской тип поведения, девочка – женский. Содержание этапа реализуется, прежде всего, через воспитание в семье – поведение и распределение ролей матери и отца. Оно во многом определяет формирование соответствующей половой роли у подрастающего ребенка. Дети становятся более интровертными и стыдливыми. Сексуальность приобретает скрытый характер, а их нравственное развитие вызывает усиливающееся чувство стыда в отношении своей сексуальности. На данном этапе сексуальность для ребенка проявляется в форме симпатии и антипатии, желании больше общаться и находиться в компании интересующего человека. Эротических фантазий на данном этапе еще не возникает. |
10-13 лет | Формирование платонического либидо. Стадия характеризуется, в основном, фантазиями, в которых совершаются воображаемые подвиги в честь идеализированного объекта первой влюбленности. Подросток хочет, чтобы понравившаяся ему девочка обратила на него внимание, сидела с ним за одной партой, ходила вместе с ним в школу, готовила с ним уроки. В этом возрасте однополые подростковые коллективы начинают распадаться. При гармоничном развитии подростка платоническое влечение может сопровождаться эротическим фантазированием. Вначале в платоническую влюбленность включаются отдельные элементы эротического фантазирования, затем они нарастают, диапазон их расширяется, и они занимают значительную часть свободного времени подростка. Эротическое фантазирование разнообразно в зависимости от индивидуальных особенностей подростка.По мере формирования эротического компонента либидо в тематике фантазий начинает отражаться потребность в ласке, в прикосновениях, в телесном контакте. Подросток мечтает, что он защитит свою возлюбленную от страшных опасностей, спасет и унесет её на руках, будет обнимать и целовать. Платоническое влечение сопровождается желанием остаться наедине, прикоснуться к той, кто нравится. Может проявляться мечтами о своем кумире и даже тяжкими моральными страданиями из-за безответной любви.. Платоническое либидо считается завершенным только в том случае, если подросток стремится его как-то реализовать и привлечь внимание объекта влюбленности — пишет записки, объясняется в любви, старается проводить свободное время вместе с той, в кого влюблен. Иногда это может проявиться тем, что мальчик стремится дернуть понравившуюся девочку за волосы, ущипнуть, толкнуть, прикоснуться, спрятать её портфель, или ещё каким-то образом обратить на себя её внимание. |
13-15 лет | Формирование эротического либидо. Стадия начинается с эротических фантазий, при этом подростки начинают проявлять возрастающий интерес к интимной стороне взаимоотношения полов, эротической литературе и фильмам, содержащим сцены свиданий, объяснений в любви. В конечном итоге, осуществляется переход к интимным ласкам и играм с партнером. Чаще всего они не сопровождаются оргазмом, вызывают неудовлетворенность, что побуждает к расширению круга сексуальных действий и использованию таких форм, как петтинг и мастурбация. |
16-18 лет | Формирование сексуального либидо. |
Среди нарушений психосексуального развития у детей различают:
|
|
1. преждевременное психосексуальное развитие;
|
2. повышение сексуального влечения;
3. патология полоролевого поведения;
4. нарушения половой аутоидентификации;
5. нарушение психосексуальных ориентации.
Преждевременное психосексуальное развитие представляет собой раннее становление сексуальности, опережающее средние возрастные нормы и половое созревание. Проявления этой формы патологии психосексуального развития зависят главным образом от возраста. У детей раннего и дошкольного возраста оно проявляется в стереотипных манипуляциях с половыми органами — частое дотрагивание, потирание и другие формы механического раздражения. Во время этих манипуляций ребенок, как правило, испытывает удовольствие, краснеет, шумно дышит, покрывается потом. Следует иметь в виду, что причиной мастурбации в некоторых случаях может быть раздражение гениталий одеждой, болезненными процессами, глистами, инородными предметами, выделениями, особенно при пренебрежении гигиеной. К сексуальному возбуждению иногда приводят физические наказания, особенно если при этом затрагивается нижняя часть тела. Преждевременное психосексуальное развитие у мальчиков может проявляться в виде частых эрекций (при различных механических раздражениях), не сопровождаемых генитальными манипуляциями. К другим формам преждевременного психосексуального развития можно причислить стереотипные раскачивания во сне и в состоянии бодрствования, детскую ревность, имитацию полового акта, сексуальные игры в виде стремления показывать свои половые органы, разглядывать и ощупывать половые органы других детей, обнимать, целовать, прижимать к себе детей разного пола, прижиматься к ногам и ягодицам взрослых противоположиого пола.
Перечисленные формы преждевременного психосексуального развития относятся к элементарным сексуально значимым реакциям, так как при них нет понимания принадлежности этих действий к сексуальной сфере и отсутствуют эротические переживания. Однако в этом же возрасте встречаются и преждевременное сексуальное развитие, и повышение собственно полового влечения с эротическим компонентом. Повышение сексуального влечения у детей характеризуется более или менее выраженным сознанием принадлежности повышенного влечения к сексуальной сфере, гомо-или гетеросексуальным фантазированием и эротическими переживаниями. У девочек 5-10 лет она проявляется в чрезмерно кокетливом поведении, объятиях, поцелуях с мальчиками, а иногда и со взрослыми. Мальчики того же возраста стремятся прикоснуться к гениталиям, ногам, прижаться к телу родственниц, посторонних женщин.
Если Вы обнаружили у ребенка признаки нарушения психосексуального развития, не надо ужасаться, возмущаться, и тем более не следует наказывать его, поскольку самому ему с проблемой не справиться. Не стоит впадать в крайности. Ребенок должен понимать, что его действия отличны от нормальных, допустимых. Но если состоянию ребенка придавать излишнее значение и слишком много об этом говорить, то у ребенка возникнет нездоровый интерес или комплекс неполноценности. Нужно просто постараться вместе с ним пройти трудный путь исправления. И вовремя принятые здравые спокойные воспитательные меры обязательно приведут к хорошему результату. К тому же ребенок многое понимает интуитивно, из интонации, из мимики, а не из рациональных слов, которые, как правило, наводят только скуку и достигают противоположного результата. Родителям нужно понять и передать это понимание ребенку: да, имеется недостаток, но его можно преодолеть в рабочем порядке. Можно сказать примерно следующее: «Ты - хороший, а вот эта привычка права на жизнь не имеет, поэтому мы будем с тобой вместе работать, пока она не исчезнет».
В целом же, нарушения психосексуального развития могут иметь и психологическую, и физиологическую природу. Помимо влияния социума причиной нарушений могут быть нарушения в работе нервной и гормональной систем. Поэтому важно своевременно обратиться к специалисту (психотерапевту/психиатру), который поможет определить причину возникшей проблемы и предложить наиболее эффективный путь коррекции или лечения.