Найди нужный колокольчик




Цель: Учить детей различать высоту звуков.

Игровой материал: Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».

Ход игры: В игре участвуют пять детей, один из них-веду­щий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играю­щим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.

Игра проводится в свободное от занятий время.

 

Учёный кузнечик

Цель: Развивать у детей звуковысотный слух.
Игровой материал: Картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон.
Ход игры: Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают. Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда – вниз. А теперь до пятого цветка – и опять вниз. А теперь на второй цветок – и вниз.
Примечание: Пение слов «Скок, скок, скок!» сопровождайте движением руки. Движение кузнечика по цветам сопровождается на мелодическом инструменте. Ребёнок в это время внимательно смотрит на картинки и выбирает подходящую той музыке, которую сыграл взрослый. Кузнечика можно вырезать из картона и прикрепить его к кончику указки. Во время пения ребёнок сможет управлять кузнечиком, пропевая слова «Скок, скок…».

Три поросенка

Цель: Совершенствовать умение детей различать высоту звуков.

Игровой материал: На планшете изображены лес и сказочный дом. В нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трех поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф желтой шапочке. Если диск вращать с обратной стороны планшета, то в окошке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой «фа» первой октавы нарисована мордочка поросенка в синей шапоч­ке -Нуф-Нуфа, под пластинкой «ля» первой октавы - поросенок в красной шапочке -Наф-Наф, под пластинкой «до» второй окта­вы - поросенок в желтой шапочке -Ниф-Ниф. Здесь же при­креплен молоточек от металлофона, который свободно и легко вынимается из петельки. 8-12 больших карт (по числу игра­ющих), каждая разделена на три части (три окошка) с изобра­жением шапочек трех поросят: синей, красной и желтой.

Ход игры: Дети рассаживаются полукругом. «Посмотрите, дети, какой красивый дом, - говорит педагог. - Живут в нем знакомые вам поросята Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф. Поро­сята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы споете так, как поют они. У Ниф-Нифа самый высокий голос: «Я Ниф-Ниф» (поет и играет на пластинке «до» второй октавы). У Нуф-Нуфа самый низкий голос (поет и играет на пластинке «фа» первой октавы). У Наф-Нафа немного повыше» (поет и играет на пластинке «ля» первой октавы). Затем музыкальный руководитель объясняет правила игры, которые заключаются в следу­ющем. Дети по очереди вращают диск. В окошке домика по­является поросенок например, в желтой шапочке. Ребенок должен спеть: «Я Ниф-Нифа» - на звуке до второй октавы и, если он спел правильно, получает карточку с изображением желтой шапочки и закрывает ею соответствующее изображение на своей карточке. Если ребенок затрудняется спеть, он играет на плас­тинке. Побеждает тот, кто раньше закроет все три части своей карты.

Игра проводится в свободное от занятий время и на музы­кальном занятии (без раздачи карточек).

 

Сколько нас поет?

Цель: Учить детей различать количество звуков в аккорде.

Игровой материал: Планшет со вставными карманами или фланелеграф, три матрешки-картинки большого размера (для фланелеграфа с обратной стороны матрешки оклеены фланелью), карточки (по числу играющих) с прорезями, три матрешки-кар­тинки (для каждого играющего), музыкальные инструменты.

В игре можно использовать другой игровой материал - три карточки с изображением поющих детей (на первой одна де­вочка, на второй двое детей, на третьей трое.

Ход игры: Педагогили ребенок-ведущий играет на одном из инструмен­тов один, два или три разных звука. Дети определяют количество звуков и вставляют в прорези своих карточек соответствующее число матрешек Вызванный ребенок выкладывает матрешек на фланелеграфе или вставляет в кармашки планшета. Надо обя­зательно напомнить детям, что они должны брать столько мат­решек, сколько разных звуков услышат. Если дважды звучит один и тот же звук, то поет только одна матрешка.

При выполнении игры с другим игровым материалом дети поднимают карточки с изображением одной, двух или трех пою­щих девочек в соответствии с количеством звуков.

Игра проводится с небольшой подгруппой детей в свободное от занятий время. Необходимо, чтобы вначале педагог был в роли ведущего.

 

Курицы
Цель: Закреплять различение звуков квинты (фа-до). Требуется знание песни «Курицы» Е.Тиличеевой.

Игровой материал: Карточки (по количеству детей) с изображением куриц с опущенной и поднятой головой.

Ход игры: Педагог играет на музыкальном инструменте поочередно два звука. Дети поднимают условно обозначенные картинки. «Фа» первой октавы соответствует картинке курицы с опущенной головой, «до» второй октавы – с поднятой головой.

 

Часы
Цель: Закреплять различение звуков квинты (фа-до). Требуется знание песни «Часы» Е.Тиличеевой.

Игровой материал: Макет часов с маятником.

Ход игры: Педагог играет на музыкальном инструменте поочередно два звука. Вызванный ребенок поднимает или опускает маятник в соответствии с высоким или низким звуком. В дальнейшем, ведущим может быть ребенок, проигрывая звуки на металлофоне.

Эхо
Цель: Закреплять различение звуков сексты (ре-си). Требуется знание песни «Эхо» Е.Тиличеевой.

Игровой материал: Большая карточка – игровое поле, на котором нарисованы четыре девочки, заблудившиеся в лесу, они кричат «а-у», две из них только начинают кричать низкий звук а, слегка наклонив голову, две другие – высокий звук у, приподняв голову вверх. Четыре фигурки ёлок, которыми перед игрой закрыты изображения девочек. Металлофон.
Ход игры: Ведущий выкладывает перед двумя детьми игровое поле. Назначает, кто из них будет искать девочку, которая кричит высоким звуком, а кто - девочку, которая кричит низким звуком. Затем предлагает детям спеть песню «Эхо» и отдельно пропеть звуки «а», «у». Далее ведущий поочерёдно играет звуки и каждый раз спрашивает детей: «Девочка поёт «а» или «у?». Игра продолжается, пока оба играющих не найдут своих девочек.

Качели
Цель: закреплять восприятие и различие звуков септимы («до»2-«ре»1). Знать песню «Качели» Тиличеевой.
Игровой материал: Большая карточка с контурным изображением качелей в верхнем и нижнем положении. Качели вверху – высокий звук; качели внизу – низкий звук. Маленькие карточки-фигурки в форме качелей по ходу игры накладываются на силуэты качелей большой карточки. Металлофон, ширма.
Ход игры: Играют трое детей, один из них- ведущий. Перед двумя играющими лежит большая карточка. Педагог назначает, кто из играющих будет узнавать звук «высоких» качелей, кто – «низких», предлагает спеть песню «Качели», напоминает звуки, характерные для неё, проигрывая их на металлофоне. Ведущий берёт фигурку качелей (верхние и нижние качели отличаются по цвету), проигрывает необходимый звук и спрашивает: «Где сейчас качели – вверху или внизу?» отвечать должен тот, кто узнал свой звук. Игра продолжается до тех пор, пока все фигурки качелей не будут положены на свои места. Выигрывает ребёнок, первым выполнивший задание.

Кто поёт?
Цель: Развивать у детей способность различать регистры (высокий, низкий, средний).
Игровой материал: Три карточки из картона с изображением мамы, папы, сына.
Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинки и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – тоненьким, высоким. Педагог исполняет три пьесы и объясняет, что пьеса, звучащая в низком регистре, называется «Рассказ папы» (о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная песня» (мама поёт сыну); в высоком регистре – «Маленький марш» (мальчик напевает и марширует). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её, объясняя свой выбор.
Музыкальный материал: «Рассказ папы», «Колыбельная песня», «Маленький марш» Г. Левкодимова.

Лесенка
Цель: Различать высоту звуков и направление мелодии вверх, вниз.
Игровой материал: Две квадратные карточки (7см) с изображением лесенки в пять ступенек. На одной карточке изображена девочка, идущая вверх; на другой – вниз.
Ход игры: После ознакомления с попевкой «Лесенка» педагог играет на фортепиано и предлагает детям узнать, куда идёт девочка, а затем показать карточку с соответствующим изображением.
Музыкальный репертуар: «Лесенка» Е.Тиличеевой.


Труба
Цель:
Учить детей различать высоту двух звуков.
Игровой материал: 8 карточек типа лото с цветной полоской внизу (2 с красной, 2 с синей, 2 с зелёной, 2 с жёлтой). На каждой карте по 5 клеток, в 3-х – изображение трубы наклоненной вниз или поднятой вверх. На всех карточках по две пустые клеточки, они по- разному перемежаются с теми, на которых есть рисунок. Труба, опущенная вниз, обозначает низкий звук, вверх – высокий. Карточки с цветным изображением труб.
Ход игры: Ведущий раздаёт детям по две длинные карточки с полосками одного цвета. Маленькие карточки складываются одна на другую картинками вниз. Педагог с маленькими карточками и металлофоном садится за ширму. Предлагает детям спеть песню «Труба» и говорит, что звук «соль» - это опущенная труба, а звук «до» 2-й октавы – это поднятая труба. Ведущий берёт верхнюю карточку рисунком к себе и проигрывает звук, соответствующий изображению трубы. Отвечает тот ребёнок, у которого на карте есть такая труба. Если он отвечает правильно, то получает карточку и закрывает ею рисунок у себя на карте.


Кого встретил колобок?
Цель: Развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий).
Игровой материал: Карточка из плотного картона, разделена на две части: слева изображен весёлый колобок; справа вырезано окошко. С обратной стороны – заклеено. В щель вставляется полоска из картона в виде линейки, разделённой на четыре равные части, на каждой из которой изображён тот или иной персонаж сказки (заяц, лиса, волк, медведь). Линейка должна передвигаться, чтобы каждый раз в окошке появлялся один из персонажей.
Ход игры: Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех героев, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре: «заяц» - высокий, «лиса» - средний, «волк» - низкий, «медведь» – очень низкий. После прослушивания какой-либо пьесы дети отгадывают, кто изображён в музыке (кого встретил колобок), и передвигают линейку.
Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок?» Г. Левкодимова.

Игры для развития чувства ритма

 

Прогулка

Цель: Учить детей отмечать длинные и короткие звуки.

Игровой материал: Музыкальные молоточки по числу игра­ющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и дол­гие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).

Ход игры: Содержание игры соответствует аналогичной игре, проводимой в младшей группе, но, кроме этого, дети должны передать ритмический рисунок - выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие - частым. Например: «Таня взяла мяч, - говорит педагог, - и стала медленно ударять им о землю». Ребе­нок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки.

«Пошел частый, сильный дождь», - продолжает музыкальный руководитель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.

Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.

Наше путешествие

Цель: Упражнять детей в передаче разных ритмических рисунков.

Игровой материал: Металлофон, бубен, угольник, ложки, му­зыкальный молоточек, барабан.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям придумать неболь­шой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу, - говорит воспитатель.

- Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через ска­калку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захоте­лось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепры­гивая через ступеньки (играет на металлофоне).

Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ». Игра проводится во второй половине дня.

Определи по ритму

Цель: Учить детей различать ритмические рисунки.

Игровой материал: Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки.

Ход игры: Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму оп­ределяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточ­ки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карто­чек (3-4).

Учитесь танцевать

Цель: Упражнять детей в передаче разных ритмических рисунков.

Игровой материал: Большая матрешка и маленькие (по чис­лу играющих).

Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У педагога большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», - говорит музыкальный руководитель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

При повторении игры ведущим может стать ребенок, пра­вильно выполнивший задание.

Сложи песенку

Цель: Учить детей отмечать длинные и короткие звуки.

Игровой материал: Фланелеграф, короткие и длинные полоски, картинки с изображением, передающим содержание знакомых песен, детские музыкальные инструменты.

Ход игры: Музыкальный руководитель рассказывает детям о том, что у него есть волшебные картинки. Если прислушаться, то можно услышать их песенки. А ещё эти песенки можно изобразить с помощью полосок. Педагог проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок знакомой песни, дети отгадывают, какая картинка подходит. Далее вызванный ребенок должен отобразить ритмический рисунок с помощью длинных и коротких полосок на фланелеграфе.

 

Картинки и имена
Цель:
Учить детей отмечать ритмические рисунки слов.
Ход игры:
Ребёнок произносит своё имя громко и чётко, потом прохлопывает его: Та-ня, Се-рё-жа… Ребёнок называет себя ласково: Та-неч-ка – и протягивает какой-нибудь слог. Отхлопывает ритм в ладоши. То же с картинками и игрушками. Например: Кош-ка, ко-шеч-ка.

Игры с нитками
Цель: Дать понятие о длинных и коротких звуках.
Игровой материал: Клубок ярких, толстых, шерстяных ниток. Ножницы. Стол.
Ход игры: Педагог тянет нитку и поёт: «У-у-у». Звук обрывается, ниточку отрезают ножницами и кладут на стол. Таким образом, отрезают нитки разной длины и раскладываются в любой последовательности. Педагог, проводя пальцами по ниткам, пропевает либо длинные, либо короткие звуки. В промежутках между нитками звук исчезает.

Варианты:
Педагог раскладывает нитки, дети проводят по ним пальчиком и поют звук «у-у-у»; несколько детей держат в руках нитки, остальные, проходя мимо, поводят по нитям пальцем и пропевают звуки; дети сами выкладывают нитки и пропевают свой ритмический рисунок.

Игры с пуговицами
Цель:
Закреплять понятие о длинных и коротких звуках. Приближать к восприятию понятия «нота».
Игровой материал: Пуговицы разной величины (большие и маленькие, одного диаметра).
Ход игры: Крупные пуговицы пропеваются длинными звуками, мелкие – короткими. Игра проводится аналогично игре с нитками. В дальнейшем пуговицам даются «имена»: большим – «та», маленьким – «ти».
Усложнение: выкладывание из пуговиц ритмических рисунков и их проговаривание, пропевание и прохлопывание.

Волшебные дудочки

Цель: Учить детей отмечать длинные и короткие звуки.

Игровой материал: Фланелеграф, короткие и длинные плоскостные дудки, детские музыкальные инструменты – дудки.

Ход игры: Музыкальный руководитель вносит игрушечные дудки, говорит, что они – волшебные: каждая из них поет свою песенку. Педагог проигрывает ритмический рисунок на дудке или на другом музыкальном инструменте, предлагая детям повторить песенку дудочек. Дети прохлапывают ритмический рисунок. Вызванный ребенок выкладывает песенку на фланелеграфе короткими и длинными дудками.

 

Воздушные шары

Цель: Учить детей отмечать звуки по длительности.
Игровой материал: Фланелеграф; плоскостные шары, широкие и узкие; плоскостной медвежонок.
Ход игры: Музыкальный руководитель показывает медвежонка на фланелеграфе, рассказывает:

«Медвежонку в магазине

Много шариков купили:

Разноцветных, разных, ярких.
Был он очень рад подарку,

Все на шарики смотрел,

Даже песенку запел.

«Мишка шарики купил,

С ними весело ходил.
Вот!»

А давайте отобразим эту песенку воздушными шарами!»

Дети прохлапывают ритмический рисунок песенки мишки. Вызванный ребенок выкладывает песенку на фланелеграфе узкими и широкими плоскостными шарами (короткими и длинными звуками соответственно) на фланелеграфе.

 

Зимняя роща

Цель: Учить детей отмечать длинные и короткие звуки.

Игровой материал: Фланелеграф, узкие и широкие плоскостные березы.

Ход игры: Необходимо знание песни «Небо синее» Е. Тиличеевой. Музыкальный руководитель предлагает детям отправиться на прогулку в зимнюю рощу. Рассказывает, что березы здесь необычные, они растут попеременно: большие, старые с толстыми стволами и юные березки с тонкими стволами. А растут они так же, как в песенке «Небо синее», где чередуются длинные и короткие звуки. Дети вспоминают попевку, прохлапывают ритмический рисунок. Вызванный ребенок выкладывает песенку на фланелеграфе узкими и широкими плоскостными березами.

Кто идёт?

Цель: Учить детей отмечать звуки по длительности.
Игровой материал: Иллюстрация к сказке «Дружная семейка», музыкальные инструменты.
Ход игры: Используя сказку Е.Королёвой «Дружная семейка», учить детей составлять ритмический рисунок. Играть на любом инструменте звуки разными длительностями, изображая тем самым шаги каждого члена семьи. Дать ребёнку угадать, кто шагает. Одновременно играть с ребёнком на другом инструменте, ребёнок должен угадать, кто шагает рядом с ним.

«Дружная семейка»

Жила-была большая дружная семья:
Прабабушка
Две бабушки
Мамы с папами
И ребятишки.
Они часто все вместе ходили на прогулку в парк. И вот однажды, чтобы веселей было гулять, придумали ребята себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырёх. Думали они, думали, как им удлинить счёт, и придумали: после каждой цифры решили ребята добавлять букву «и». Сказано – сделано.
По дороге бегут ребятишки
И считают шаги шалунишки,
А выходит у них вот так:
Раз и, два и, три и, четыре и.(восьмые)
Видишь, как быстро они бегут.
Мамы с папами их услыхали
И шаги свои вмиг сосчитали:
Раз и, два и, три и, четыре и.(четвертные)
Вот что у них получилось.
Ну, и бабушки, чтоб не отстать,
Стали тоже шаги считать.
Вот так: Раз и, два и, три и, четыре и.(половинные)
Тут прабабушка тихо сказала:
-А я тоже шаги сосчитала:
Раз и, два и, три и, четыре и.(целые)
Ой, как медленно шла она!
Гуляли они, гуляли,
Считать шаги устали
И пошли домой отдыхать.
Значит, сказку пора кончать.


Кто как идёт?
Цель: упражнять детей в восприятии и различении акцента в трёх ритмических рисунках.

А) 2/4 ♩ ♩║

Б) 3/4 ♩♩♩║

В)ℂ ♩♩♩♩║

Требуется знание песни «Кто как идёт?» Левкодимова.
Игровой материал: Три карточки с контурным изображением зверей, с палочками: на одной – медведь; на другой – лиса; на третьей – волк. Такие же карточки с цветными рисунками, разрезаны на 4 части. Металлофон, ширма.
Ход игры: Играют четверо детей, один из них- ведущий. Он раздаёт игрокам по одной не цветной картинке. Сначала дети поют песню, прохлопывают ритмические рисунки мелодий, условно напоминающих медленную поступь медведя, порывистые движения волка, вкрадчивые шаги лисы. Разрезанные части остаются у ведущего, он перемешивает их, кладёт стопкой рисунком вниз и вместе с металлофоном прикрывает ширмой. После этого поочерёдно берёт верхнюю карточку, проигрывает ритм на металлофоне и спрашивает: «Кто идёт?». Отвечать должен ребёнок у которого карточка соответствует проигранному ритму. После правильного ответа он получает карточку и закрывает ею часть своей карточки. Выигрывает тот, кто первым закроет большую карточку.
Музыкальный материал: «Кто как идёт?» Г.Левкодимова.

Весёлые дудочки.
Цель: Упражнять детей в восприятии и различии трёх ритмических рисунков, условно соответствующих ритму звучания.
А) играет медведь на трубе;
Б) лиса играет на дудочке;
В) мышонок играет на свирели;
Требуется знание песни «Весёлые дудочки» Г.Левкодимого.
Игровой материал: Три карточки с контурным изображением зверей, играющих на духовых инструментах: на трубе – медведь, на дудочке – лиса, на свирели – мышонок. Такие же карточки с цветным изображением, разрезанные на четыре части.
Ход игры: Дети поют песню, прослушивают, как играют звери на своих инструментах, и начинают играть. На вопрос ведущего, кто играет, отвечает тот, у кого большая не цветная карта соответствует исполненному ритмическому рисунку.

Определи по ритму

Цель: Учить детей различать ритмические рисунки.
Игровой материал: Карточки с изображением ритмического рисунка знакомой детям песни, часть карточки пустая. Картинки, иллюстрирующие эти песни, музыкальные инструменты: ложки, треугольник, молоточки, барабан.
Ход игры: Ребёнок-ведущий исполняет ритмический рисунок песни на одном инструменте. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половинку карточки.

Музыкальный квадрат
Цель:
Развивать координацию движений и счета.
Ход игры: Игра проводится под любую мелодию. На «раз» - хлопнуть двумя руками по коленям, на «два» - хлопнуть в ладоши, на «три» - повернуть руки ладонями вверх, на «четыре» - повернуть руки ладонями вниз.

Карусель
Цель: Учить детей чувствовать изменение темпа от медленного к умеренному и быстрому, а затем от быстрого к умеренному и медленному.
Игровой материал: Небольшая игрушечная карусель, легко приводимая в движение.
Ход игры: Исполняется пьеса, в которой чётко прослеживается изменение темпа. Педагог обращает внимание детей на эту особенность произведения и при повторном исполнении предлагает кому-либо из детей передать постепенное изменение темпа в музыке с помощью игрушечной карусели. Вращая рукой верхнюю часть карусели, ребёнок раскачивает её, то усиливая, то замедляя движение карусели в соответствии с изменениями темпа музыки.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: