Имитация – буквально – подражание. Имитировать – подражать.




ИМИТАЦИЯ. ВИДЫИМИТАЦИИ.

Имитацией в музыке называется последовательное проведение мелодии (темы) или её части в двух или более голосах. Особенность полифонической имитации состоит в том, что в момент вступления имитирующего голоса начальный голос не прекращает своего звучания, а переходит в контрапункт к нему (имитирующему голосу).

Начальный голос имитации. называется proposta (пропоста)

Имитирующий голос - risposta (риспоста)

Контрапункт к риспосте называется противосложением.

Таким образом, схему простой имитации можно представить следующим образом:

 

Р и с п о с т а

каденция

П р о п о с т а Противосложение

 

 

Имитация сочиняется с учётом определённых условий:

1) интервал имитации (п); теоретически он может быть любым. В художественной практике наибольшее распространение получили восходящая квинта нисходящая кварта (тональность доминанты), унисон и октава. Имитация в тональность доминанты становится характерной для фугированных форм, а именно для экспозиционных построений фуг, фугетт и фугато, где ответ должен звучать в доминантовой тональности. Прима же и октава чаще используются в канонических формах;

2) направление имитации (восходящее или нисходящее), обозначается стрелкой

 

3) время имитации – t, исчисляемое целым или дробным числом тактов

Если мы говорим, что время имитации равно двум тактам, это значит, что пропоста должна длиться два такта, после чего вступает имитирующий голос – риспоста.

Имитация может быть точной или варьированной. Вид имитации, её вариант определяется теми изменениями, которые происходят в риспосте по сравнению с пропостой.

Виды имитации:

  1. имитация в увеличении (увеличение) – проведение риспосты более крупными длительностями, увеличенными в сравнении с пропостой в кратное число раз (в два, реже – в четыре)
  2. имитация в уменьшении (противоположный приём) – проведение риспосты более мелкими длительностями, уменьшёнными чаще – в два, реже – в четыре раза.
  3. имитация в обращении (зеркальная) – проведение риспосты с сохранением всей последовательности интервалов, где каждый получает противоположное направление.
  4. имитация ракоходная (ракоход) – проведение риспосты от последнего звука к первому, от конца к началу.
  5. синтетическая имитация совмещающая вышеназванные приёмы, например: увеличение + обращение, уменьшение + ракоход и т.д.
  6. ритмическая имитация – сохранение в риспосте точного ритма с одновременным варьированием мелодической линии;

7. ритмическое варьирование – свободное изменение ритма при сохранении мелодической линии риспосты.

При имитации в тональность доминанты возможны два варианта: реальная имитация и тональная имитация.

Реальная И. – точная, не содержащая никаких изменений, кроме тональности.

Тональная И. Содержит интонационные изменения, связанные с 5-й ступенью основной тональности. Если в начальном обороте пропосты содержится V ступень, то при имитации в тональность доминанты соответствующая ей II ступень обычно заменяется на близлежащую I-ю в целях более плавного тонального перехода.

 

ВНИМАНИЕ! САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

  1. Проанализировать в фугах И.С. Баха до минор, фа мажор, до мажор, ре минор, ми минор, ре-диез минор простую имитацию в начальных разделах: определить основные структурные элементы и вид имитации; проследить имитационные варианты в развитии темы фуги.
  2. Сочинить простую имитацию в условиях: n = 4; t = 2 такта. Завершить построение каденцией. Преобразовать в 4 основные вида: увеличение, уменьшение, ракоход, обращение.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: