ИМИТАЦИЯ. ВИДЫИМИТАЦИИ.
Имитацией в музыке называется последовательное проведение мелодии (темы) или её части в двух или более голосах. Особенность полифонической имитации состоит в том, что в момент вступления имитирующего голоса начальный голос не прекращает своего звучания, а переходит в контрапункт к нему (имитирующему голосу).
Начальный голос имитации. называется proposta (пропоста)
Имитирующий голос - risposta (риспоста)
Контрапункт к риспосте называется противосложением.
Таким образом, схему простой имитации можно представить следующим образом:
Р и с п о с т а
каденция
П р о п о с т а Противосложение
Имитация сочиняется с учётом определённых условий:
1) интервал имитации (п); теоретически он может быть любым. В художественной практике наибольшее распространение получили восходящая квинта нисходящая кварта (тональность доминанты), унисон и октава. Имитация в тональность доминанты становится характерной для фугированных форм, а именно для экспозиционных построений фуг, фугетт и фугато, где ответ должен звучать в доминантовой тональности. Прима же и октава чаще используются в канонических формах;
2)
направление имитации (восходящее или нисходящее), обозначается стрелкой
3) время имитации – t, исчисляемое целым или дробным числом тактов
Если мы говорим, что время имитации равно двум тактам, это значит, что пропоста должна длиться два такта, после чего вступает имитирующий голос – риспоста.
Имитация может быть точной или варьированной. Вид имитации, её вариант определяется теми изменениями, которые происходят в риспосте по сравнению с пропостой.
Виды имитации:
- имитация в увеличении (увеличение) – проведение риспосты более крупными длительностями, увеличенными в сравнении с пропостой в кратное число раз (в два, реже – в четыре)
- имитация в уменьшении (противоположный приём) – проведение риспосты более мелкими длительностями, уменьшёнными чаще – в два, реже – в четыре раза.
- имитация в обращении (зеркальная) – проведение риспосты с сохранением всей последовательности интервалов, где каждый получает противоположное направление.
- имитация ракоходная (ракоход) – проведение риспосты от последнего звука к первому, от конца к началу.
- синтетическая имитация совмещающая вышеназванные приёмы, например: увеличение + обращение, уменьшение + ракоход и т.д.
- ритмическая имитация – сохранение в риспосте точного ритма с одновременным варьированием мелодической линии;
7. ритмическое варьирование – свободное изменение ритма при сохранении мелодической линии риспосты.
При имитации в тональность доминанты возможны два варианта: реальная имитация и тональная имитация.
Реальная И. – точная, не содержащая никаких изменений, кроме тональности.
Тональная И. Содержит интонационные изменения, связанные с 5-й ступенью основной тональности. Если в начальном обороте пропосты содержится V ступень, то при имитации в тональность доминанты соответствующая ей II ступень обычно заменяется на близлежащую I-ю в целях более плавного тонального перехода.
ВНИМАНИЕ! САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
- Проанализировать в фугах И.С. Баха до минор, фа мажор, до мажор, ре минор, ми минор, ре-диез минор простую имитацию в начальных разделах: определить основные структурные элементы и вид имитации; проследить имитационные варианты в развитии темы фуги.
- Сочинить простую имитацию в условиях: n = 4; t = 2 такта. Завершить построение каденцией. Преобразовать в 4 основные вида: увеличение, уменьшение, ракоход, обращение.