Понятие целостного педагогического процесса.




Педагогический процесс как целостная система

План:

1. Понятие целостного педагогического процесса.

2. Функции педагогического процесса.

Понятие целостного педагогического процесса.

Педагогический процесс-целостный учебно-воспитательный процесс в

единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся

совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Педагогический процесс– целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.

Главным интегративным качеством (свойством) педагогического

процесса является его целостность.

Педагоги считают, что целостная, гармонично развивающаяся личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, в нем возникающих и протекающих как в воспитании и обучении, во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, так и в его связях со внешней средой. В целостном педагогическом процессе непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Также обязательной характеристикой и условием протекания

педагогического процесса является педагогическое взаимодействие.

Педагогическое взаимодействие –это преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Наиболее распространенными уровнями педагогического взаимодействия, имеющими свои особенности, являются «учитель -ученик», «учитель –группа -ученик», «учитель –коллектив –ученик». Однако исходным, определяющим в конечном итоги результаты педагогического процесса является отношение «ученик (воспитанник) –

объект усвоения», что и говорит о направленности педагогического процесса на изменение самого действующего субъекта (ребенка), овладении им определенных знаний, опыта деятельности и отношений.

Движущими силами педагогического процесса выступают противоречия

объективного и субъективного характера. Наиболее общим внутренним

противоречием объективного характера является несоответствие реальных

возможностей ребенка и требований, предъявляемых к ним педагогами,

родителями, школой. К субъективным противоречиям педагогического

процесса можно отнести следующие: между целостностью личности и

односторонними подходами к ее формированию и развитию, между

нарастающими объемами информации и возможностями учебно-

воспитательного процесса, между необходимостью развития творческой

личности и репродуктивным, «знаниевым» характером организации

педагогического процесса и др.

Структура целостного педагогического процесса включает в себя цель,

содержание, взаимосвязанные деятельность педагога и деятельность

обучающегося (воспитанника), а также результаты их совместной

деятельности.

Педагог и обучающийся (воспитанник) считаются субъектами

педагогического процесса, от активного участия которых зависит в целом

результативность и качество этого процесса.

Деятельность педагога – это специально организуемая деятельность,

которая определяется целями и задачами современного образования,

вытекающими из социального заказа общества и государства. Педагог

организует взаимодействие с обучающимися (воспитанниками) через

систему методов, форм, средств педагогического процесса с учетом

конкретных условий и особенностей и возможностей самих обучающихся.

Формы, методы и средства, используемые педагогом, должны быть

педагогически целесообразными, этичными и гуманными, а также

адекватными конкретной ситуации взаимодействия.

Деятельность обучающегося (воспитанника) или всего детского

коллектива определяется, первую очередь, осознаваемыми и

неосознаваемыми мотивами и целями, которые не всегда сочетаются с

целями всего коллектива, а тем более целями преподавателя (т.е. целями

обучения и воспитания). Его деятельность, в соответствии с целями обучения и воспитания должна приводить к его развитию, формированию у него системы знаний и умений, опыта деятельности и отношений к самому себе и окружающему миру. Однако, обучающийся использует те методы и средства, которые соответствуют его знаниям и опыту, которым возникли у него в результате социализации, обучения и воспитания. Но чем меньше этот опыт, тем менее целесообразны, разнообразны и адекватны его действия. Поэтому основную ответственность несет тот, кто старше, компетентнее и мудрее,

тот, кто организует обучение и воспитание формирующейся личности. А ребенок несет ответственность за свои поступки лишь в той мере, в какой позволяет это делать его возраст, индивидуальные и гендерные отличия, уровень обученности и воспитанности, осознанности самого себя в этом мире.

Целостность и процессуальный характер педагогического процесса

рассматривается также через единство его структурных компонентов, таких как эмоционально-мотивационный, содержательно целевой, организационно-деятельностный и контрольно-оценочный.

Эмоционально-ценностный компонент педагогического процесса

характеризуется уровнем эмоциональных отношений между его

субъектами, педагогами и обучающимися, а также мотивами их совместной деятельности.

С точки зрения субъект-субъектного и личностно-ориентированного

подходов именно мотивы обучающихся должны лежать в основе

организации их совместной деятельности. Формирование и развитие социально ценных и личностно значимых мотивов обучающихся -одна из главных задач педагогов. Кроме того важен характер взаимодействия педагогами и родителями, обучающимися между собой, стили управления в

данном образовательном учреждении.

Содержательно-целевой компонент педагогического процесса представляет собой совокупность взаимосвязанных общих, индивидуальных и частных целей образования и воспитания, с одной стороны, и учебно-воспитательную работу –с другой стороны. Содержание конкретизируется как в отношении отдельной личности, так и групп обучающихся, и всегда должно быть направлено на достижение целей образования и воспитания.

Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса подразумевает управление педагогами учебно-воспитательным процессом с применением целесообразных и педагогически оправданных форм, методов и средств обучения и воспитания обучающихся.

Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса включает

в себя контроль и оценку педагогами деятельности и поведения

обучающихся воспитаников). Отношения между детьми и взрослыми всегда

насыщены оценочными моментами. Важное значение имеет участие самого

ребенка в оценивании самого себя и своих достижений (самооценка),

оценивании других обучающихся (взимооценка) и учителя. От результата

оценки последнего в многом зависят отношения между педагогом и

обучающимися. Составной частью данного компонента является также и

самоконтроль и самооценка педагогом своего труда, своей деятельно

сти, направленная на выявление педагогических успехов и ошибок, анализа результативности и качества процесса обучения и воспитания,

необходимости корректирующих действий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: