Педагогический процесс как целостная система
План:
1. Понятие целостного педагогического процесса.
2. Функции педагогического процесса.
Понятие целостного педагогического процесса.
Педагогический процесс-целостный учебно-воспитательный процесс в
единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся
совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.
Педагогический процесс– целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.
Главным интегративным качеством (свойством) педагогического
процесса является его целостность.
Педагоги считают, что целостная, гармонично развивающаяся личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, в нем возникающих и протекающих как в воспитании и обучении, во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, так и в его связях со внешней средой. В целостном педагогическом процессе непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.
Также обязательной характеристикой и условием протекания
педагогического процесса является педагогическое взаимодействие.
Педагогическое взаимодействие –это преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Наиболее распространенными уровнями педагогического взаимодействия, имеющими свои особенности, являются «учитель -ученик», «учитель –группа -ученик», «учитель –коллектив –ученик». Однако исходным, определяющим в конечном итоги результаты педагогического процесса является отношение «ученик (воспитанник) –
|
объект усвоения», что и говорит о направленности педагогического процесса на изменение самого действующего субъекта (ребенка), овладении им определенных знаний, опыта деятельности и отношений.
Движущими силами педагогического процесса выступают противоречия
объективного и субъективного характера. Наиболее общим внутренним
противоречием объективного характера является несоответствие реальных
возможностей ребенка и требований, предъявляемых к ним педагогами,
родителями, школой. К субъективным противоречиям педагогического
процесса можно отнести следующие: между целостностью личности и
односторонними подходами к ее формированию и развитию, между
нарастающими объемами информации и возможностями учебно-
воспитательного процесса, между необходимостью развития творческой
личности и репродуктивным, «знаниевым» характером организации
педагогического процесса и др.
Структура целостного педагогического процесса включает в себя цель,
содержание, взаимосвязанные деятельность педагога и деятельность
обучающегося (воспитанника), а также результаты их совместной
деятельности.
Педагог и обучающийся (воспитанник) считаются субъектами
|
педагогического процесса, от активного участия которых зависит в целом
результативность и качество этого процесса.
Деятельность педагога – это специально организуемая деятельность,
которая определяется целями и задачами современного образования,
вытекающими из социального заказа общества и государства. Педагог
организует взаимодействие с обучающимися (воспитанниками) через
систему методов, форм, средств педагогического процесса с учетом
конкретных условий и особенностей и возможностей самих обучающихся.
Формы, методы и средства, используемые педагогом, должны быть
педагогически целесообразными, этичными и гуманными, а также
адекватными конкретной ситуации взаимодействия.
Деятельность обучающегося (воспитанника) или всего детского
коллектива определяется, первую очередь, осознаваемыми и
неосознаваемыми мотивами и целями, которые не всегда сочетаются с
целями всего коллектива, а тем более целями преподавателя (т.е. целями
обучения и воспитания). Его деятельность, в соответствии с целями обучения и воспитания должна приводить к его развитию, формированию у него системы знаний и умений, опыта деятельности и отношений к самому себе и окружающему миру. Однако, обучающийся использует те методы и средства, которые соответствуют его знаниям и опыту, которым возникли у него в результате социализации, обучения и воспитания. Но чем меньше этот опыт, тем менее целесообразны, разнообразны и адекватны его действия. Поэтому основную ответственность несет тот, кто старше, компетентнее и мудрее,
|
тот, кто организует обучение и воспитание формирующейся личности. А ребенок несет ответственность за свои поступки лишь в той мере, в какой позволяет это делать его возраст, индивидуальные и гендерные отличия, уровень обученности и воспитанности, осознанности самого себя в этом мире.
Целостность и процессуальный характер педагогического процесса
рассматривается также через единство его структурных компонентов, таких как эмоционально-мотивационный, содержательно целевой, организационно-деятельностный и контрольно-оценочный.
Эмоционально-ценностный компонент педагогического процесса
характеризуется уровнем эмоциональных отношений между его
субъектами, педагогами и обучающимися, а также мотивами их совместной деятельности.
С точки зрения субъект-субъектного и личностно-ориентированного
подходов именно мотивы обучающихся должны лежать в основе
организации их совместной деятельности. Формирование и развитие социально ценных и личностно значимых мотивов обучающихся -одна из главных задач педагогов. Кроме того важен характер взаимодействия педагогами и родителями, обучающимися между собой, стили управления в
данном образовательном учреждении.
Содержательно-целевой компонент педагогического процесса представляет собой совокупность взаимосвязанных общих, индивидуальных и частных целей образования и воспитания, с одной стороны, и учебно-воспитательную работу –с другой стороны. Содержание конкретизируется как в отношении отдельной личности, так и групп обучающихся, и всегда должно быть направлено на достижение целей образования и воспитания.
Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса подразумевает управление педагогами учебно-воспитательным процессом с применением целесообразных и педагогически оправданных форм, методов и средств обучения и воспитания обучающихся.
Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса включает
в себя контроль и оценку педагогами деятельности и поведения
обучающихся воспитаников). Отношения между детьми и взрослыми всегда
насыщены оценочными моментами. Важное значение имеет участие самого
ребенка в оценивании самого себя и своих достижений (самооценка),
оценивании других обучающихся (взимооценка) и учителя. От результата
оценки последнего в многом зависят отношения между педагогом и
обучающимися. Составной частью данного компонента является также и
самоконтроль и самооценка педагогом своего труда, своей деятельно
сти, направленная на выявление педагогических успехов и ошибок, анализа результативности и качества процесса обучения и воспитания,
необходимости корректирующих действий.