Этапы формирования Мировой экономики
Выделяют несколько этапов формирования м. х.: длительный этап предыстории м. х. привел к его возникновению в XVI веке, когда в результате Великих географических открытий международная торговля охватила все регионы земного шара, во второй половине XIX века происходило становление и расширение м. х. благодаря развитию транспорта. Но главным этапом на пути формирования современной системы м. х. стал конец XIX и XX век, что явилось результатом совокупного развития крупной машинной индустрии, транспорта и мирового рынка.
Интеграция
Международную экономическую интеграцию можно охарактеризовать как процесс хозяйственного объединения стран на основе разделения труда между отдельными национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах путем развития глубоких устойчивых взаимосвязей.
На современном этапе происходят глубокие изменения во всей системе международных отношений. Существенной их чертой становится глобализация.
Теория Смита. Сравнит преимущества Рикардо
Смит разработал теорию абсолютного преимущества,которая утверждает, что одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Смит доказывал, что если торговля не будет ограничиваться, каждая страна начнет специализироваться на производстве той продукции, которая обладает конкурентным преимуществом. Ресурсы каждой страны перетекут в рентабельные отрасли, так как страна не сможет конкурировать в нерентабельных отраслях. Путем специализации страны смогут повысить производительность, потому что: 1) рабочая сила может стать более квалифицированной при выполнении одних и тех же заданий; 2) работники не будут терять время на переключение с одного вида продукции на другой; 3) длительные периоды производства однородной продукции обеспечат стимулирование выработки более эффективных методов работы. Затем страна сможет использовать избыток своей специализированной продукции для приобретения большего количества импорта, чем могла бы в противном случае произвести. Д. Рикардо развил идеи А. Смита и разработал теорию сравнительных преимуществ. Он доказал, что межгосударственная специализация выгодна не только в тех случаях, когда какая-либо страна имеет абсолютное преимущество в производстве и сбыте данного товара по сравнению с другими странами, т.е. не обязательно, чтобы затраты на производство этого товара были меньше по сравнению с затратами на аналогичные товары, созданные за рубежом. Вполне достаточно, по мнению Д. Рикардо, чтобы эта страна экспортировала те товары, по которым у нее есть сравнительные преимущества, т.е. чтобы по этим товарам соотношение ее затрат с затратами других стран было бы более благоприятным для нее, чем по другим товарам.Теория предполагает, что рано или поздно вследствие передвижения некоторых факторов абсолютные преимущества исчезают или переходят в другой регион, однако, торговля при этом не прекращается, т.е. сравнительные преимущества, это торговля теми товарами, которые могут производиться с относительно более низкими издержками в пересчете на альтернативную цену.(Альтернативная цена – это рабочее время, необходимое для производства единицы одного товара, выраженная через рабочее время, необходимое для производства другого товара.)
|
|
Ценообразование в мир. торговле
Характерной чертой мировой торговли является наличие особой системы цен — мировых цен.
Для международной торговли характерна множественность цен, т.е. существование различных цен на один и тот же товар. Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта.
Мир.цена-ден.выраж-е интернац-ой ст-ти товара, реализуемого на мир.р-ке.
Различают 3 разновид-ти мир.цен:
1.в завти от вида р-ка различ-ют цены продавцов и цены покупателей. Когда р-к дефицитен, то цену опред-ют производ-ли тов-ов и говорят, что это нац.р-к продавца. Если р-к насыщен товрами, то цену диктует потребитель.
2. мир.цена м.опред-ся как цена крупнейшего экспортера, т.е. это цена, кот-я содержится во внешнеторг-х контрактх
3.цена кот-я содерж-ся в специализ-х источ-х инф-ции: отраслевые справочники, ценники внешнеторг.орган., прейскуранты, каталоги п/п.
Мир.цена, кот-я опред-ся в этих странах явл-ся базовой и заносится во Внешнетог. контракт.
На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами — экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров.
Практически на цену предлагаемого товара влияет:
-платежеспособный спрос покупателя данного товара, т.е. попросту говоря, наличие денег;
-объем спроса — количество товара, которое способен приобрести покупатель;
|
-полезность товара и его потребительские свойства.
На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы:
-количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
-издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
-цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.
На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и внеэкономические факторы.
Вариант 2
Мировая Экономика.
Мировая экономика- это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постепенной динамике, активно участвующих в процессе разделения международного труда и подчиняющиеся объективным законам рыночной экономики
Предмет мир.эк.- это экономические отношения м/у субъектами всемирного хоз-ва в едином воспроизводственном процессе (пр-во, распределение, обмен, потребление мат.благ)
Субъекты мир.эк.- главный субъект это предприятия (от частных фирм до крупных корпораций),кроме того – региональные объединения, международные экономические организации, крупнейшие фин.структуры, инвест.компании.