Тема 1. Основы теории государства и права




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Филиал в г. Златоусте

Кафедра гражданского и уголовного права и процесса

Х.я7

К56

 

 

Л.А. Ковалева

 

П Р А В О В Е Д Е Н И Е

 

Учебно-методический комплекс

 

 

Челябинск

Издательство ЮУрГУ

 

Предмет: Правоведение

Преподаватель: Ковалева Л.А.

Учебно-методический комплекс

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Государственным стандартом о высшем образовании в филиале ЮУрГУ г. Златоуста осуществляется преподавание правоведения как обязательной учебной дисциплины.

Изучение курса «Правоведение» направлено на то, чтобы помочь студентам выделить наиболее значимые и сложные вопросы общей теории права, понять систему правовых знаний и оценить их практическое значение в системе научно-технического образования.

В рамках курса освещаются проблемы правотворчества и применения права, дается представление о нормативно-правовых актах, их действии во времени и пространстве. Рассматриваются такие вопросы, как виды правонарушений и юридической ответственности. Более подробно изучаются такие отрасли права, как конституционное, гражданское, трудовое, административное, уголовное и экологическое, а также особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности и правовые основы защиты государственной тайны.

Учебная дисциплина «Правоведение» состоит из двух частей: лекционной (17–18 ч) и семинарской (8–18 ч). Тематика лекционных занятий предлагается в рабочей программе курса. Лекционный курс в свою очередь состоит из двух разделов: общая теория права и характеристика материального права.

Семинарские занятия проводятся с целью контроля усвоения учебного материала, более глубокого изучения наиболее важных вопросов курса и приобретения навыков работы с нормативно-правовым материалом.

На семинарских занятий необходимо уделить особое внимание работе с основными нормативными актами ведущих отраслей права (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс, Кодекс законов об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ).

Студенты (по желанию) пишут рефераты и выступают на студенческих научных конференциях и семинарских занятиях с сообщениями. Тематика рефератов прилагается.

Завершается изучение курса сдачей зачета.

 

Цели и задачи курса

 

В результате изучения правоведения студент должен:

знать:

– систему и структуру права, современные правовые системы;

– общие правила применения права;

– содержание прав и свобод человека;

– понятие и принципы правосудия;

– органы и способы международно-правовой защиты прав человека;

уметь:

– характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения;

– объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

– различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

– приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

– поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

– анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

– изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

– применения права (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

– осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;

– выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способов и порядка разрешения споров;

– обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 1

120100 – Технология машиностроения, 181300 – Электрооборудования и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений, 180400 – Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов

 

  Раздел дисциплины Очное отделение
Объем в часах по видам
Всего Л С СРС
1. Основы теории государства и права        
2. Основы конституционного права        
3. Гражданское право        
4. Основы трудового права        
5. Административное право        
6. Уголовное право        
7. Экологическое право        
8. Правовые основы защиты государственной тайны      
Итого        

Таблица 2

280900 – Конструирование швейных изделий, 280800 – Технология

швейных изделий

 

Раздел дисциплины Очное отделение
Объем в часах по видам
Всего Л С СРС
1. Основы теории государства и права        
2. Основы конституционного права        
3. Гражданское право        
4. Основы трудового права        
5. Административное право        
6. Уголовное право        
7. Экологическое право        
8. Правовые основы защиты государственной тайны    
Итого        

Таблица 3

290300 – Промышленное и гражданское строительство

Раздел дисциплины Очное отделение Очно-заочное отделение
Объем в часах по видам
Всего Л С СРС Всего Л С СРС
1. Основы теории государства и права                
2. Основы конституционного права                
3. Гражданское право                
4. Основы трудового права                
5. Административное право            
6. Уголовное право              
7. Экологическое право            
8. Правовые основы защиты государственной тайны          
Итого                

Таблица 4

110100 – Металлургия

 

Раздел дисциплины Очное отделение Очно-заочное отделение
Объем в часах по видам
Всего Л С СРС Всего Л С СРС
1. Основы теории государства и права            
2. Основы конституционного права              
3. Гражданское право              
4. Основы трудового права              
5. Административное право              
6. Уголовное право              
7. Экологическое право            
8. Правовые основы защиты государственной тайны            
Итого              

Программа

 

Тема 1. Основы учения о праве

 

Понятие права. Соотношение права и государства. Правовое государство. Источники права. Закон и подзаконные акты. Норма права и ее структура. Отрасли права. Система российского права. Понятие правовых отношений. Участники (субъекты) правовых отношений. Правоспособность и дееспособность. Содержание правоотношений. Объекты правоотношений. Правонарушения и юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Понятие правовой культуры и правосознания. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Международное право как особая система права. Основные правовые системы современности.

 

Тема 2. Основы конституционного права Российской Федерации

 

Понятие Конституции. Сущность Конституции. Понятие основ правового статуса человека и гражданина. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Понятие и принципы федеративного устройства России. Компетенция Российской Федерации. Субъекты РФ.

Понятие и виды государственных органов. Президент Российской Федерации. Порядок выборов и прекращение полномочий Президента РФ. Компетенция Президента РФ. Положение Президента РФ в системе органов государства. Федеральное собрание и его место в структуре государственных органов. Порядок формирования и состав Федерального Собрания. Компетенция Федерального собрания и его палат. Правительство Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ. Верховный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд РФ. Прокуратура. Адвокатура. Министерство внутренних дел РФ и его органы. Министерство юстиции Российской Федерации.

Тема 3. Основы гражданского права

 

Понятие гражданского права. Гражданское правоотношение. Сделки. Представительство. Исковая давность. Понятие и формы права собственности. Право интеллектуальной собственности. Обязательства и основания их возникновения. Ответственность за нарушение обязательств. Договорные обязательства. Обязательства, возникающие из причинения вреда и неосновательного обогащения. Наследственное право. Гражданское правонарушение.

 

Тема 4. Основы трудового права

 

Понятие трудового права. Субъекты трудовых отношений. Источники трудового права. Коллективный договор и коллективные соглашения. Обеспечение занятости и трудоустройства. Трудовой договор: понятие, стороны и содержание. Порядок заключения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работника и работодателя. Трудовой распорядок. Поощрения за труд и дисциплинарные взыскания. Порядок применения дисциплинарных взысканий. Трудовые споры и порядок их разрешения.

 

Тема 5. Основы административного права

 

Понятие административного права. Источники административного права. Субъекты административного права. Структура административного права. Управление в сфере образования. Административные правонарушения и ответственность граждан. Понятие и основания административной ответственности. Понятие административного взыскания. Понятие административного правонарушения. Виды административных нарушений.

 

Тема 6. Основы уголовного права

 

Понятие уголовного права. Уголовный закон и пределы его действия. Понятие преступления. Состав преступления. Обязательства, исключающие общественную опасность и противоправность деяния. Понятие и цели наказания. Система наказания. Уголовная ответственность за преступления против личности прав и свобод граждан. Уголовная ответственность за преступления против собственности.

 

Тема 7. Семейное и экологическое право

 

Понятие семьи и семейного права. Заключение брака. Расторжение брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Права ребенка в семье. Права и обязанности родителей. Ответственность по семейному праву.

Понятие, система и источники экологического права. Ответственность за экологические правонарушения.

Тема 8. Правовые основы защиты государственной тайны

 

Законодательные и нормативные правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

 

 

Планы семинарских занятий

 

Тема 1. Основы теории государства и права

 

План

 

1. Право: понятие, виды, признаки, функции.

2. Закон и подзаконные акты.

3. Система права. Краткая характеристика отрасли права.

4. Правовые отношения.

5. Правомерное поведение и правонарушение.

6. Понятие и виды юридической ответственности.

 

Вопросы и задания

 

1. Нормы какой отрасли права применяются:

1) если нарушается тайна переписки и телефонных переговоров граждан;

2) если граждане совершают обмен квартиры;

3) в случае забастовки шахтеров;

4) при определении размера алиментов;

5) при определении порядка приема на работу;

6) для реализации права на образование;

7) если совершен захват заложников;

8) если совершено мелкое хулиганство;

9) если предприниматель систематически уклоняется от уплаты налогов.

 

2. Определите субъекты, объект и юридическое содержание следующих правоотношений:

1) покупка жилого дома;

2) поездка в общественном транспорте;

3) занятия в платной спортивной секции.

Попытайтесь определить юридические факты, послужившие основанием возникновения указанных выше правоотношений.

 

3. Определите, в каких случаях имеется деяние:

1) замысел совершить хулиганство;

2) нецензурная брань;

3) случайное падение с лестницы;

4) сон во время дежурства.

 

4. Проанализируйте ситуации, найдите пути их решения.

1) При устройстве на работу в фирму «Н» г-н Носов заключил трудовой договор с директором. Объясните, кто в данном случае выступает в роли субъектов правоотношений, какой отраслью права регулируется ситуация;

2) 16-летний Петров продал велосипед 18-летнему Сидорову. Определите объем дееспособности Петрова и Сидорова, является ли Петров деликтоспособным?

3) Гражданин Борисов проник в квартиру соседа и похитил деньги и ювелирные изделия. Охарактеризуйте юридический факт по волевому критерию и по юридической природе.

4) Гражданин Петров заключил договор об издании своей книги тиражом 20 000 экземпляров с издательством «Глобус». Определите, что является в данной ситуации объектом правоотношения и какой отраслью права регулируются такие отношения.

5) Иванова и Федорова связывали дружеские отношения на протяжении многих лет. Являясь соседом по садовому участку, Федоров помогал Иванову в строительстве дачного дома. Иванов с целью отблагодарить друга преподнес Федорову в подарок автомагнитолу. Определите, возникли ли между Федоровым и Ивановым правоотношения.

 

5. Рассмотрите приведенные ниже ситуации, найдите пути их решения.

1) Гражданин Петров предложил гражданину Сидорову поохотиться, зная, что охотничий сезон еще не открыт. Гражданин Сидоров, поколебавшись, отказался, ссылаясь на то, что в данное время силами милиции и егерей проводятся рейды по задержанию браконьеров. Ссылаясь на нежелание иметь конфликты с милицией, Сидоров предложил перенести охоту на начало охотничьего сезона. Петров согласился.

Схема решения:

– установить, будет ли проведение Петрова и Сидорова противоправным;

– определить, к какому виду поведения относятся действия этих граждан;

– определить, отвечает ли такое поведение интересам государства.

2) В городе П. был поврежден газопровод, проложенный под землей. В течение нескольких часов, пока не были приняты определенные меры, газ вырывался в атмосферу, загрязняя ее и создавая возможность возникновения пожара. Газопровод был поврежден в результате строительных работ. Строители, проводившие работы, не знали о наличии газопровода. Однако руководство строительного объекта имело документ, подтверждающий наличие на данной территории газопровода, но своевременно не поставило в известность об этом строителей.

Схема решения:

– установить, в чем выразилось в данной ситуации правонарушение со стороны руководства – в действии или бездействии;

– определить, какая форма вины присутствует в этом деянии.

3) Два подростка 12 и 13 лет были задержаны за сознательное повреждение телефона-автомата. Решением суда был определен размер штрафа, который обязаны были внести родители подростков.

Схема решения:

– определить форму вины в противоправном поведении подростков;

– разъяснить, почему мерам воздействия подверглись не сами подростки, а их родители.

4) Распивая спиртные напитки в городском парке, группа лиц нарушала общественный порядок. Они приставили к прохожим, мусорили, нецензурно выражались.

Схема решения:

– определить, будет ли такое поведение проступком или преступлением;

– указать, каким законодательством рассматривается противоправное поведение такого характера;

– определить вид правонарушения;

– определить вид ответственности за поведение такого характера.

5) Решением суда был установлен размер содержания престарелых нетрудоспособных родителей гражданина Б. Гражданин Б. обязан по решению суда выплачивать указанную сумму, однако от уплаты уклонялся в течение длительного времени.

Схема решения:

– определить, какой вид правонарушения описан в данной ситуации;

– установить форму, в которой выразилось правонарушение – в действии или бездействии;

– определить вид ответственности за него.

6) При управлении автотранспортом в нетрезвом состоянии гражданин Пронин совершил наезд на пешехода.

Схема решения:

– разобрать ситуацию с точки зрения состава преступления;

– определить вид юридической ответственности:

а) если Пронин не совершил наезд, а был задержан за управление автотранспортом в нетрезвом состоянии;

б) если Пронин совершил наезд на пешехода, который получил тяжелые травмы.

7) В ходе расследования причин пожара на одной из ферм установлено, что причиной возгорания послужила молния во время грозы, от удара которой ветхое строение тут же загорелось.

Схема решения:

– определить, будет ли пожар является результатом правонарушения;

– установить, будет ли в данной ситуации применяться юридическая ответственность.

8) Рядовой Егоров, находясь в самовольной отлучке, стал свидетелем происшествия: некий гражданин, угрожая ножом, требовал у мужчины деньги. Егоров помог мужчине избавиться от посягательств грабителя, обезвредить его и доставить в отделение милиции.

Схема решения:

подробно разобрать характер поведения рядового Егорова во всей ситуации:

а) если совершено правонарушение – определите его вид и вид юридической ответственности;

б) если поведение рядового правомерно – определите его вид.

 

6. Расставьте виды нормативно-правовых актов в соответствии с их юридической силой:

1) Постановление Правительства РФ;

2) Конституция РФ;

3) Указ Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти»;

4) Уголовный кодекс РФ;

5) Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»;

6) Европейская конвенция о защите человека и основных свобод;

7) Ведомственная инструкция Министерства путей сообщения.

 

7. Определите, о каком источнике права идет речь:

1) В 1875 г. Суд казначейства определил «встречное удовлетворение» следующем образом: «Действительное встречное удовлетворение с правовой точки зрения может состоять в некотором праве, интересе, прибыли и выгоде, убытке или ответственности, претерпеваемой или принимаемой на себя другой стороной». Суды «не спросят», приносит ли в действительности то, что составляет встречное удовлетворение, выгоду кредиторам или третьему лицу и представляет ли оно вообще значительную ценность для кого бы то ни было»;

2) Статья 3:

a) ни одно государство-участник не должно высылать, возвращать или выдавать какое-либо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток;

b) для определения наличия таких оснований компетентные власти принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая в соответствующих случаях существование в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека;

3) Из Ульпиана:

«Пекулий же Туберон определяет, как передает Цельс в шестой книге «Дигест», как то, что раб имеет с дозволения господина отдельно от господского счета, за вычетом того, что раб должен господину».

Тест

1. Нормативные социальные регуляторы – это…

1) мораль;

2) директива;

3) право;

4) социальное предсказание;

5) обычаи;

6) правила проведения строительных работ.

 

2. Для каких социальных регуляторов характерны государственная принудительность, нормативность и формальная определенность?

1) Для правовых норм.

2) Для моральных норм.

3) Для корпоративных норм.

4) Для обычаев и ритуалов.

 

3. Какие признаки не могут характеризовать государство как правовое?

1) Связанность и граждан, и государственных органов правовыми нормами, подчинение им.

2) Замена органов местного самоуправления представителями исполнительной власти на местах.

3) Гарантия прав и свобод человека на уровне международных стандартов.

4) Подотчетность судебной власти законодательному собранию и правительству.

5) Взаимная ответственность государства и гражданина.

6) Многопартийная система при руководящей и направляющей роли партии власти.

7) Установление демократической идеологии в качестве официальной государственной идеологии.

 

4. Допускается ли применение неопубликованных законов в РФ?

1) Не допускается.

2) Допускается только в отношении законов, регулирующих отношения, связанные с обеспечением государственной безопасности и охраной государственной тайны.

3) В соответствии с Конституцией РФ, допускается только в условиях введения чрезвычайного положения на всей территории страны.

4) Допускается только с санкции Конституционного Суда РФ.

 

5. Элемент правовой нормы, в котором предусмотрены определенные нежелательные для субъекта последствия материального, физического, психического характера, называется…

1) санкцией;

2) гипотезой;

3) диспозицией;

4) преамбулой;

5) наказанием.

 

6. Выделите современные источники права:

1) судебные речи;

2) нормативно-правовые акты;

3) договоры-сделки;

4) приговоры судов;

5) правовые прецеденты;

6) нормативный договор.

 

7. К видам подзаконных актов в современной России относится…

1) Указ Президента РФ;

2) Конституция РФ;

3) постановление Городской Думы;

4) Конституции субъектов РФ;

5) Постановления Правительства РФ.

 

8. Система права – это…

1) правовая организация всего общества, совокупность всех юридических средств и институтов;

2) совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов и отраслей права;

3) совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена;

4) совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и учреждений.

 

 

9. Какой из перечисленных правовых актов является актом правотворчества?

1) Федеральный закон от 5 мая 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

2) Указ Президента РФ от 26 июля 1994 г. № 1553 «О награждении орденом Дружбы Алексеева С.С.».

3) Распоряжение Правительства РФ от 1 июля 1991 г. №1023-р «О члене коллегии Росгидромета».

 

10. Порождают (изменяют, прекращают) отношения между субъектами на основе предписаний правовых норм…

1) праводееспособность;

2) цель правоотношения;

3) объект правоотношения;

4) юридические факты.

 

11. Объем дееспособности физических лиц в настоящее время зависит…

1) от возраста;

2) от состояния душевного здоровья;

3) постоянного места жительства;

4) имущественного положения.

 

12. Стадии законодательного процесса:

1) юридическая квалификация;

2) применение права;

3) подготовка законопроекта;

4) принятие и утверждение законопроекта;

5) обжалование принятого решения.

 

13. Нормативный акт, обладающий наивысшей юридической силой, называется…

1) постановлением Правительства РФ;

2) Федеральным Законом;

3) Конституцией РФ;

4) Указом Президента РФ.

 

14. Локальным нормативным правовым актом является…

1) Указ Президента РФ;

2) приказ о приеме на работу;

3) положение о премировании работников конкретного предприятия;

4) Федеральный Закон.

 

15. Обратная сила закона выражается в том, что…

1) закон смягчает ранее наложенное уголовное наказание;

2) распространяет свое действие на юридические факты, возникшие до его принятия;

3) распространяет свое действие на юридические факты, возникшие после его принятия;

4) обладает всеми вышеперечисленными признаками.

 

16. Экстерриториальное действие закона означает, что…

1) закон действует на ограниченной территории государства;

2) закон действует на всей территории государства;

3) закон одного государства действует на территории другого государства;

4) закон позволяет дважды наказывать за одно и то же правонарушение.

 

17. Одновременно правоспособность и дееспособность возникает…

1) у юридических лиц;

2) у физических лиц;

3) у физических и юридических лиц;

4) ни у одного из субъектов.

 

18. Деликтоспособность – это…

1) способность быть носителем юридических прав и обязанностей;

2) способность своими собственными действиями приобретать права и нести обязанности;

3) способность нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения;

4) способность быть субъектом правоотношений.

 

19. Дееспособность гражданина…

1) никогда не может быть ограничена;

2) может быть ограничена в судебном порядке;

3) может быть ограничена, но только с согласия гражданина;

4) может быть ограничена по решению местных органов власти.

 

20. Юридический факт, возникший независимо от воли и сознания субъекта:

1) поджог, повлекший гибель чужого имущества;

2) состояние в браке;

3) наводнение, повлекшее гибель застрахованного имущества;

4) заключение договора купли-продажи.

 

21. Обстоятельствами, оговоренными законодательством, при наличии которых юридическая ответственность исключается, являются:

1) крайняя необходимость;

2) презумпция невиновности;

3) невменяемость;

4) необходимая оборона;

5) амнистия;

6) помилование.

 

22. Виды юридической ответственности:

1) карательная;

2) административная;

3) дисциплинарная;

4) охранительная;

5) уголовная;

6) гражданско-правовая.

 

23. В зависимости от степени общественной опасности правонарушения подразделяются на…

1) умышленные и неосторожные;

2) преступления и проступки;

3) политические, экономические, экологические;

4) события и деяния.

 

24. Может ли наступить юридическая ответственность без вины?

1) Не может, так как отсутствует субъективная сторона состава правонарушения.

2) Может, в случае причинения вреда источником повышенной опасности.

3) Правильного ответа нет.

 

См. библиографический список [19, 27, 31, 33, 36, 37, 39, 45].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: