Выездные налоговые проверки




Источники информации

Помимо документов, запрошенных у налогоплательщиков, налоговые органы руководствуются и другими источниками информации. Сейчас я расскажу про возможные открытые источники информации, которыми руководствуются налоговые органы в своей контрольной деятельности. Первым из них являются открытые базы данных иностранных государств, аналоги нашего реестра юридических лиц. Список открытых баз данных размещается ФНС на ее сайте вместе со ссылками, по которым можно перейти и самому проверить вашего иностранного контрагента

(https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/inttax/oppintevasion/obdig/).

Помимо баз данных, которые ведутся иностранными государствами, налоговые органы используют также коммерческие базы данных, например, базы данных компании «Bureau van Dijk», в которых содержатся, в частности, финансовые отчетности иностранных компаний, а также сведения об их акционерах. Также налоговые органы активно анализируют информацию в сети Интернет. Например, они могут посмотреть сайт вашего иностранного контрагента, а также иных относимых компаний. Например, если ваш контрагент является участником группы компаний, то налоговые органы могут посмотреть сайты и других компаний, участвующих в группе. Там налоговые органы могут узнать информацию о позиционировании тех или иных компаний внутри группы. Например, если ваш иностранный контрагент указан в качестве фактического получателя дохода, но на сайте другой компании группы указано, что она контролирует все сделки, все финансовые потоки в группе, то на основании этой информации у налоговых органов могут возникнуть вопросы, а имеется ли у вашего контрагента фактическое право на доход.

Также налоговые органы обращаются к сайтам так называемых секретарских юридических компаний, которые предоставляют услуги номинального управления и номинального владения. Например, если директором вашего иностранного контрагента является лицо, которое представлено в интернете в качестве профессионального консультанта, оказывающего услуги по номинальному владению, то у налоговых органов могут возникнуть вопросы к техническому характеру данной компании.

Данные источники информации на практике, как правило, признаются надлежащими, если иная сторона спора документально данную информацию не опровергла. Пример подобного правоприменения представлен на слайде (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2020 N 04АП-1523/2020).

Помимо информации, полученной из сети Интернет и различных баз данных, налоговые органы также используют информацию, полученную от иностранных компетентных органов. Существует три канала информации, по которым российские налоговые органы могут получить информацию от иностранных компетентных органов. В первую очередь, речь идет об обмене информацией с иностранными компетентными органами по запросу. Данный вид обмена информацией уже довольно давно и активно развивается, он основан на многочисленных двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения. Особенностью данного вида обмена информацией является то, что для получения информации необходимо направить запрос, то есть данный вид информации, скорее, годится в качестве вторичного источника информации тогда, когда у российского налогового органа уже есть интерес к определенной компании или операции.

В качестве первичного источника информации российские налоговые органы могут использовать информацию, полученную в рамках автоматического обмена. В рамках автоматического обмена передается информация о банковских и иных финансовых счетах иностранных компаний и физических лиц. Принцип, по которому определяется страна, в которую отправляется информация, основан на резидентстве бенефициара или владельца финансового счета, то есть физического лица, указанного в качестве бенефициара или владельца счета. Если такое лицо является резидентом России, то информация по такому счету должна прийти в Россию.

Третий вид обмена информацией – это инициативный или так называемый спонтанный обмен информацией. Пока что данный вид обмена информацией развит не сильно. Он заключается в том, что иностранный налоговый орган может передать информацию России в случае, если он понимает в процессе своей деятельности, что соответствующая информация представляет интерес для российских налоговых органов. Налогоплательщики могут самостоятельно оценить, из какой юрисдикции может прийти информация в Россию и по каким каналам. Для этого необходимо обратиться к нескольким спискам государств, с которыми осуществляется обмен информацией. Так, например, ФНС ежегодно публикует приказ, в котором отражен список стран, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией (Приказ ФНС России от 03.11.2020 N ЕД-7-17/788@). Кроме того, можно обратиться к списку стран, с которыми Россия заключила двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения. Данный список есть, например, в разделе «Справочная информация» в системе КонсультантПлюс.

Списки стран, с которыми осуществляется автоматический обмен информацией, можно найти на сайте организации экономического сотрудничества и развития (https://oecdru.org/). Данный список стран представлен в разрезе юрисдикций, с которыми осуществляется тот или иной вид обмена информацией, а также с указанием налогового периода, с которого он осуществляется.

Выездные налоговые проверки

Далее поговорим об особенностях выездных налоговых проверок сделок с иностранными контрагентами. В целом, особенности выездных проверок заключаются в том, что у налогового органа имеется больше возможных мероприятий налогового контроля в арсенале, а также больше времени на проверку. При этом в отношении выплат иностранным контрагентам обычно достаточно того арсенала контрольных мероприятий, который есть у налогового органа и в рамках камеральных налоговых проверок. Поэтому особенности выездных проверок в данном случае, скорее, заключаются в наличии большего времени для оценки, обработки и запроса соответствующей информации. Более того, необходимость получения информации от иностранных компетентных органов является основанием для приостановления выездной налоговой проверки, то есть фактически для продления ее срока (пп. 2 п. 9 ст. 89 НК РФ). В соответствии с НК РФ, она может быть по данному основанию продлена на шесть месяцев, а также дополнительно на три месяца в случае, если за предыдущие шесть месяцев информация не была получена (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Также проверки сделок с иностранными контрагентами характеризуются наличием еще одного инструмента, в рамках которого может быть разрешен налоговый спор. Данный инструмент называется «взаимосогласительная процедура». Он применяется в случае, если налогоплательщик считает, что национальный налоговый орган применил соглашение об избежании двойного налогообложения ненадлежащим образом. Данный институт активно развивается в России, недавно были приняты соответствующая глава НК РФ и приказ Минфина, которым закреплен порядок осуществления данной процедуры (гл. 20.3 НК РФ, Приказ Минфина России от 11.06.2020 N 102н). В соответствии с Приказом Минфина России от 11.06.2020 N 102н, налогоплательщик вправе обратиться с ходатайством о проведении взаимосогласительной процедуры в течение трех лет с даты получения акта налоговой проверки. При оценке перспектив использования взаимосогласительной процедуры в качестве инструмента урегулирования налогового спора следует учитывать, что данная процедура применяется довольно редко, поскольку она является долгой дипломатической процедурой, и государство довольно неохотно соглашается на проведение данной процедуры. В частности, в отношении Минфина России известно лишь о нескольких случаях проведения взаимосогласительных процедур.

На этом у меня все. Спасибо за внимание!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: