Планы семинарских занятий по курсу «История России в ХХ веке»
(1 семестр)
Семинарское занятие 1.1. (в классической форме). «Политическая система в России после Февраля 1917 года»
Вопросы для обсуждения:
1. Развитие демократических процессов после падения самодержавия.
2. Временное правительство и Советы: деятельность и характер взаимоотношений.
3. Развертывание деятельности политических партий. Их взгляды на перспективы послереволюционного развития России.
Доклад:
Апрельская конференция РСРП (б): дискуссия о стратегии и тактике большевистской партии после Февральской революции
Сообщение:
Смена высшей власти в России в феврале 1917 г.: проблема легитимности
Семинарское занятие1.2.(в форме «круглого стола»)«Февраль и Октябрь: сравнительный анализ двух российских революций 1917 года»
Вопросы для обсуждения:
1. Причины и движущие силы Февральской и Октябрьской революций.
2. Характер развития революционного процесса. Степень участия народных масс.
3.Политические последствия двух революций 1917 г. в России.
Доклад:
Современная историография Февральской и Октябрьской революций 1917 г.
Реферат:
по работе Л. Троцкого «Уроки Октября» (Троцкий Л Д. К истории русской революции. М.: Политиздат, 1990. С. 247-280).
Семинарское занятие № 2.1. (в классической форме) «Влияние стратегии и тактики большевистского режима на ход и исход гражданской войны».
Вопросы для обсуждения:
1. Политика лавирования по отношению к крестьянству.
2. Формирование жестко централизованной командно-административной системы управления обществом.
3. Военная политика большевиков.
Доклад:
Политические, экономические и военные институты большевистской власти в годы Гражданской войны и их деятельность
Сообщение:
Лозунги большевиков и манипуляция ими в годы Гражданской войны
Семинарское занятие 2.2.(в форме дискуссионного клуба)«Белое движение в Гражданской войне».
Вопросы для обсуждения:
1. Идеология и источники формирования белого движения.
2. Белые в Гражданской войне.
3. Достоинства, недостатки и слабости белого движения. Причины его поражения.
Доклад:
Лидеры белого движения: общее и особенное в их деятельности.
Семинарское занятие 2.3.«Террор как самое тяжёлое и пагубное проявление гражданской войны» (в форме «суда истории»).
Вопросы для обсуждения:
1. Красный террор и его роль в обеспечении победы большевиков в Гражданской войне»
2. Белый террор: причины, формы, методы.
3. Зеленый террор и его особенности
4. Влияние террора Гражданской войны на сознание и психику россиян.
Семинарское занятие № 3.1. (в классической форме) «Идеология, политика и практика «военного коммунизма» в России».
Вопросы для обсуждения:
1. Идеологические истоки политики «военного коммунизма» и ее сущность.
2. Экономическая и социально-политическая практика «военного коммунизма».
3. Последствия политики «военного коммунизма» во всех сферах общественной жизни страны.
Реферат:
по работе К. Каутского «Терроризм и коммунизм»» (Полис. 1991. № 1-2).
Сообщение:
Повседневная жизнь саратовцев в 1918 г. (по воспоминаниям А. Минха)» (Рейли Д. «Заложник пролетариата. Отрывки из воспоминаний А. А. Минха. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001).
Семинарское занятие 3.2.(в форме интеллектуальной дуэли) «Международный аспект Гражданской войны».
1) Историографические дискуссии о роли иностранного фактора в Гражданской войне.
2) Четверной союз и его роль в Гражданской войне.
3) Интервенция Антанты.
4) Воины-интернационалисты в Красной армии
Сообщение:
Роль Чехословацкого корпуса в развитии Гражданской войны в Поволжье
Семинарские занятия № 4.1. (в форме «круглого стола»)«Нэп: достижения, проблемы, противоречия, финал».
Вопросы для обсуждения:
1. Нэп: концепция и ее реальное воплощение в хозяйственной жизни страны.
2. Противоречия нэпа и причины их возникновения.
3. Свертывание нэпа.
Доклад:
Экономические итоги нэпа
Сообщение:
Нэп глазами русских экономистов-эмигрантов (по книге: НЭП. Взгляд со стороны: Сборник. М.: Московский рабочий, 1991).
Семинарское занятие 5.1. (в форме «круглого стола») «Национальный вопрос» в России после падения империи, образование и развитие СССР».
Вопросы для обсуждения:
1. Угроза распада Российской империи в 1917 г. Национальный вопрос в политике Временного правительства.
2. Декларация прав народов России: причины проявления, содержание, реализация.
3. Образование и национально-структурное развитие СССР в 1920-е – 1930-е гг.
4. Трансформации в национальной политике советского руководства в 1930-е годы.
Семинарское занятие № 6.1.(в форме дискуссии) «Внешняя политика СССР в 1920-е годы и её противоречия».
Вопросы для обсуждения:
1. Основные направления и противоречия внешней политики СССР в 1920-е гг.
2. Преодоление дипломатической изоляции, развитие двусторонних отношений с различными странами.
3. Курс на подталкивание мировой социалистической революции. Деятельность Коминтерна.
Доклад:
Советско-германские отношения и сотрудничество в 1920-е годы
Сообщение:
Советско-китайский военный конфликт 1929 года