Семинарское занятие № 6.1.(в форме дискуссии) «Внешняя политика СССР в 1920-е годы и её противоречия».




Планы семинарских занятий по курсу «История России в ХХ веке»

(1 семестр)

Семинарское занятие 1.1. (в классической форме). «Политическая система в России после Февраля 1917 года»

Вопросы для обсуждения:

1. Развитие демократических процессов после падения самодержавия.

2. Временное правительство и Советы: деятельность и характер взаимоотношений.

3. Развертывание деятельности политических партий. Их взгляды на перспективы послереволюционного развития России.

Доклад:

Апрельская конференция РСРП (б): дискуссия о стратегии и тактике большевистской партии после Февральской революции

Сообщение:

Смена высшей власти в России в феврале 1917 г.: проблема легитимности

Семинарское занятие1.2.(в форме «круглого стола»)«Февраль и Октябрь: сравнительный анализ двух российских революций 1917 года»

Вопросы для обсуждения:

1. Причины и движущие силы Февральской и Октябрьской революций.

2. Характер развития революционного процесса. Степень участия народных масс.

3.Политические последствия двух революций 1917 г. в России.

Доклад:

Современная историография Февральской и Октябрьской революций 1917 г.

Реферат:

по работе Л. Троцкого «Уроки Октября» (Троцкий Л Д. К истории русской революции. М.: Политиздат, 1990. С. 247-280).

 

Семинарское занятие № 2.1. (в классической форме) «Влияние стратегии и тактики большевистского режима на ход и исход гражданской войны».

Вопросы для обсуждения:

1. Политика лавирования по отношению к крестьянству.

2. Формирование жестко централизованной командно-административной системы управления обществом.

3. Военная политика большевиков.

Доклад:

Политические, экономические и военные институты большевистской власти в годы Гражданской войны и их деятельность

Сообщение:

Лозунги большевиков и манипуляция ими в годы Гражданской войны

Семинарское занятие 2.2.(в форме дискуссионного клуба)«Белое движение в Гражданской войне».

Вопросы для обсуждения:

1. Идеология и источники формирования белого движения.

2. Белые в Гражданской войне.

3. Достоинства, недостатки и слабости белого движения. Причины его поражения.

Доклад:

Лидеры белого движения: общее и особенное в их деятельности.

 

Семинарское занятие 2.3.«Террор как самое тяжёлое и пагубное проявление гражданской войны» (в форме «суда истории»).

Вопросы для обсуждения:

1. Красный террор и его роль в обеспечении победы большевиков в Гражданской войне»

2. Белый террор: причины, формы, методы.

3. Зеленый террор и его особенности

4. Влияние террора Гражданской войны на сознание и психику россиян.

Семинарское занятие № 3.1. (в классической форме) «Идеология, политика и практика «военного коммунизма» в России».

Вопросы для обсуждения:

1. Идеологические истоки политики «военного коммунизма» и ее сущность.

2. Экономическая и социально-политическая практика «военного коммунизма».

3. Последствия политики «военного коммунизма» во всех сферах общественной жизни страны.

Реферат:

по работе К. Каутского «Терроризм и коммунизм»» (Полис. 1991. № 1-2).

Сообщение:

Повседневная жизнь саратовцев в 1918 г. (по воспоминаниям А. Минха)» (Рейли Д. «Заложник пролетариата. Отрывки из воспоминаний А. А. Минха. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001).

Семинарское занятие 3.2.(в форме интеллектуальной дуэли) «Международный аспект Гражданской войны».

1) Историографические дискуссии о роли иностранного фактора в Гражданской войне.

2) Четверной союз и его роль в Гражданской войне.

3) Интервенция Антанты.

4) Воины-интернационалисты в Красной армии

Сообщение:

Роль Чехословацкого корпуса в развитии Гражданской войны в Поволжье

Семинарские занятия № 4.1. (в форме «круглого стола»)«Нэп: достижения, проблемы, противоречия, финал».

Вопросы для обсуждения:

1. Нэп: концепция и ее реальное воплощение в хозяйственной жизни страны.

2. Противоречия нэпа и причины их возникновения.

3. Свертывание нэпа.

Доклад:

Экономические итоги нэпа

Сообщение:

Нэп глазами русских экономистов-эмигрантов (по книге: НЭП. Взгляд со стороны: Сборник. М.: Московский рабочий, 1991).

 

Семинарское занятие 5.1. (в форме «круглого стола») «Национальный вопрос» в России после падения империи, образование и развитие СССР».

Вопросы для обсуждения:

1. Угроза распада Российской империи в 1917 г. Национальный вопрос в политике Временного правительства.

2. Декларация прав народов России: причины проявления, содержание, реализация.

3. Образование и национально-структурное развитие СССР в 1920-е – 1930-е гг.

4. Трансформации в национальной политике советского руководства в 1930-е годы.

 

Семинарское занятие № 6.1.(в форме дискуссии) «Внешняя политика СССР в 1920-е годы и её противоречия».

Вопросы для обсуждения:

1. Основные направления и противоречия внешней политики СССР в 1920-е гг.

2. Преодоление дипломатической изоляции, развитие двусторонних отношений с различными странами.

3. Курс на подталкивание мировой социалистической революции. Деятельность Коминтерна.

Доклад:

Советско-германские отношения и сотрудничество в 1920-е годы

Сообщение:

Советско-китайский военный конфликт 1929 года

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: