Положение о естественно-научном турнире секции НОУ «Мысль» - «Медицина»




Турнир проводится один раз в учебный год, он становятся одним из важных событий жизни кружковцев НОУ. Данное занятие дает учащимся возможность заявить о себе, продемонстрировать свой талант, интеллект, умение выступать перед аудиторией, и, конечно, знания. Задания могут содержать вопросы по биологии, медицине (число вопросов условно). Вопросы турнира должны иметь более чем одно направление решения, т. е. не иметь однозначного ответа. Команды набираются среди учеников 8–11 классов. Обучающиеся 2 и 3 года, особенно те, кто участвовал в городских соревнованиях, являются тренерами команд. Для его проведения сформирована технологическая карта, которая отражает этапы, задачи, приёмы и результаты подготовки и проведения этого мероприятия.

Основная задача турнира заключается в том, что — это ролевая игра, в которой каждый участник команды знакомится с разными видами деятельности. Любой из них может оказаться в роли докладчика, оппонента и рецензента. Выступая в качестве докладчика, оппонента или рецензента, обучающиеся овладевают не только навыками строго и логичного изложения материала, но и умением быстро уловить суть дела, учатся формулировать вопросы, отвечать на них, вести научную дискуссию. Командная форма работы на турнире дополняет уже сложившиеся формы работы олимпиады и конференции, обучая работе в коллективе над общим заданием.

Команда (4-6 человек) получает список вопросов, разработанный руководителем секции, для подготовки к турниру за один месяц. В период подготовки участники команды изучают соответствующие источники информации, обращаются за консультацией к учителям, родителям. Участвовать в турнире может любое количество команд, в соответствии с их числом проводятся полуфинальные и финальные игры. Для проведения игры составляется график выступления команд с таким расчётом, чтобы каждая команда была в роли докладчика, оппонента, рецензента. Порядок выступления команд, выглядит так: бой № 1 -команда в роле докладчика, команда №2 в роле – оппонента, а команда № № в роле –рецензента. В бое № 2 команды получают новый вопрос и меняются ролями. Особая роль отводится тренеру и капитану команды. Капитан отвечает за тактическое проведение игры, реализуя при этом позицию лидера. Регламент выступления команд обычно такой: выступление докладчика — 5 минут, выступление оппонента — 4 минуты, выступление рецензента — 3 минуты. Кроме этого, по согласованию с командами, можно выделить время на вопросы и ответы.

 

Показатели оценки работы команд

Докладчик.

В докладе излагается собственное теоретическое решение задачи, либо обоснованные экономические, технологические разработки, обеспечивающие решение предложенной прикладной задачи. Решение задачи должно быть строго аргументировано и оценено по сравнению с известными аналогами, если таковые имеются. В докладе фиксируется внимание на практическом применении предложенного решения задачи.

Критерии оценки выступления докладчика

1. Глубокое понимание и осознание поставленной задачи.

2. Чёткая постановка идей исследовательской задачи, их актуализация.

3. Выбор наиболее рационального и оптимального пути достижения результата.

4. Оценка различных сторон решения проблемы:

5. Умение классифицировать способ аргументации решения.

6. Представление о возможной сфере использования.

7. Культура представления доклада.

Оппонент.

Оппонентом на основе доклада представляется отзыв, в котором оценивается:

· актуальность решения;

· степень обоснованности научных положений, выводов, рекомендаций;

· достоверность результатов;

· степень новизны решения;

· степень личного участия авторов в предложенном решении;

· недостатки решения.

Критерии оценки выступления оппонента

1. Умение задать уточняющие вопросы, то есть проверить правильность восприятия полученной информации.

2. Достоверность изложения проблемы.

3. Умение выделить главное в докладе.

4. Умение конкретизировать достоинства и недостатки представленного решения задачи.

Рецензент.

Рецензент представляет отзыв, в котором отражает:

· значимость представляемых результатов докладчика;

· отмечает достоинства и недостатки отзыва оппонента, указывает на ошибки, допущенные как докладчиком, так и оппонентом.

Оппоненту и докладчику категорически запрещается высказывать собственное решение задачи.

Критерии оценки выступления рецензента

1. Умение провести сравнительный анализ представленного решения проблемы и имеющихся в литературе аналогов.

2. Умение высказать суждение о представленной гипотезе, модели, понятии, закономерности и т. д.

Итоги игры определяются по сумме набранных очков, т. е. победителем считается та команда, которая по результатам выступления во всех трёх ролях набрала максимальное количество очков.

Технологическая карта игры

Этап Задача Приём Результат
1. Предварительный Создать единое смысловое поле игры.   Обеспечить мотивацию к игре.   Формирование жюри и счётной комиссии. Получение задания за месяц до начала игры.   Обучение счётной комиссии. Команды численностью 3- 5 человек начинают подготовку к игре.
2.Подготовительный. Подготовка коротких докладов по каждому заданию.   Ознакомление с правилами и регламентом игры.   Выбор тренера команды. Поиск информационных материалов, «мозговой штурм», подготовка демонстрационных материалов.   Выборы капитана команды. Каждая задача всесторонне рассмотрена и обсуждена всеми членами команды.
3. Ввод в игру. Напомнить игрокам команд правила и регламент игры.   Представление членов жюри, счётной комиссии, турнирной таблицы.   Жеребьёвка команд. Ведущий в течение 5–10 минут рассказывает участникам правила и регламент   Жеребьёвка может проводиться как традиционным способом, так и нетрадиционным. Команды посредством турнирной таблицы знакомятся с ходом игры, разрабатывают тактику и стратегию игры, намечают вопросы, которые они будут предлагать соперникам, играя в роли оппонента.
4. Основной. Реализация цели данной технологии. Согласно турнирной таблице команды начинают выступать по схеме «Докладчик — Оппонент — Рецензент», поочерёдно находясь в каждой роли, строго соблюдая регламент. Жюри оценивает выступления. Команда, набравшая максимальное количество очков, становится победителем.
5. Заключительный. Подведение итогов, выявление лучших игроков. Вопросы к зрителям. По итогам игры определяется команда-победитель и вручаются призы.

Вопросы для естественно-научного турнира - 2018 секции НОУ Мысль «Медицина»

1. Представьте, что в недалеком будущем благодаря усилиям ученых человек приобрел способность к регенерации любых тканей. Предположите, какие разделы медицины в результате этого окажутся менее востребованными, а какие, наоборот, более востребованными и почему?

2. Позвоночные животные обитают в самых разнообразных условиях, но среди них не распространены адаптации к анаэробному образу жизни. С какими проблемами столкнулись бы позвоночные при переходе к анаэробному образу жизни? Предложите гипотетическое позвоночное животное, в наибольшей степени приспособленное к жизни без кислорода, и опишите его биохимические и анатомо-физиологические особенности.

3. В каких условиях у определенного вида с нормально функционирующей иммунной системой может возникнуть полный иммунодефицит у части особей на определенной стадии развития? Предложите наиболее правдоподобную модель такого животного. С какими преимуществами для его популяции может быть связана такое состояние?

4. Большинство живых организмов способны создавать для себя запас питательных веществ на "черный день". Каким образом мог бы быть устроен отделяемый от организма модуль, позволяющий накапливать энергию в наиболее удобной форме и обмениваться этой энергией с особями своего или другого вида. Предложите несколько принципиально различных способов накопления энергии в таком "аккумуляторе". Укажите параметры, по которым можно сравнить эти способы между собой, и выберите наиболее оптимальный принцип организации.

5. Одно из самых опаснейших заболеваний человека — оспа — было полностью побеждено на нашей планете в XX веке. Возможно в будущем, благодаря усилиям ученых и медиков, судьбу оспы повторят и другие вирусные заболевания. Положительные последствия такой победы очевидны. Проанализируйте, какие отрицательные последствия уже нанесла и еще может нанести подобная всеобъемлющая победа?

6. Вероятно ли, что углеводы, менее обязательны для функционирования живых систем, чем нуклеиновые кислоты, белки или липиды. Приведите несколько примеров, когда традиционные функции углеводов выполняют другие вещества. Предложите принципы строения жизнеспособного безуглеводного организма.

7. Возможно ли создание органического отравляющего вещества, которое бы эффективно воздействовало на все известные живые организмы? Какие клеточные процессы могли бы стать основной мишенью такого яда? Как обеспечить универсальность доставки яда к мишени? Почему такой яд не возник в ходе эволюции?

8. Известны многие процессы, являющиеся основой для «биологических часов». Предположите, каким образом мог бы быть устроен внутренний «биологический будильник», способный подавать сигнал через наперед заданный промежуток времени. В чем могло бы быть его адаптивное значение?

9. Представьте себе, что во всех человеческих обществах с момента их возникновения вскрытие человека и животных, а также хирургическое вмешательство считались абсолютно недопустимыми, и все люди соблюдали это табу. Какими методами на протяжении человеческой истории с древнейших времен до середины XIX века можно было бы получать знание о внутреннем строении человеческого тела? Оцените точность сведений, получаемых с помощью этих методов. Насколько такие сведения были бы применимы в медицине?

10. Железо является одним из жизненно важных элементов. Однако существуют группы организмов, у которых биологические функции железа выполняют другие металлы. С чем это связано и какие именно металлы могут играть эту роль?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: