Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В14.




(1)Во время охоты на лисицу Айлып повстречал девушку, сидящую на берегу реки и полощущую свою длинную косу в воде. (2) Она приветливо поздоровалась, сказала, что наслышана о его силе и красоте, и предложила взять её в жёны. (3) Как всегда в таких случаях, молодой человек обеспокоился предстоящим событием, поинтересовался размером калыма, который потребуют с него за невесту.

(4) Золотой Волос ответила, что такового не понадобится, так как во владении её отца находится много золота. (5) Только добром он дочку не отдаст. (6) Единственный выход — бежать.

(7) Заинтригованный всем сказанным и необычной внешностью собеседницы, парень согласился. (8) Всё-таки не каждый день встретишь красавицу с мягкими, тонкими волосами из чистого золота длиною в несколько метров. (9) Подхватил Айлып на руки свою ненаглядную, обмотался её косами, чтоб легче было передвигаться, и пустились они в путь. (10) По дороге выяснилось, что хозяин золота Полоз может притянуть своё богатство к земле, в том числе и волосы дочери. (11) Поэтому чем дальше молодые уйдут, тем больше шансов на счастье. (12) На одном из привалов почувствовала девушка, что настигает её власть отца. (13) Спасая любимого, Золотой Волос остригла косу. (14) Айлып выбрался из образовавшейся ямы, а невеста пропала. (15) Поначалу он стал её разыскивать. (16) Но появившаяся в лесу лисица посоветовала не торопиться. (17) Оказалось, что нужно выждать три года, чтобы встретиться с Золотым Волосом.

(18) Последовала вынужденная разлука. (19) Вновь попытался влюблённый юноша освободить невесту из-под власти отца. (20)И снова безуспешно. (21) Тогда помог советом филин. (22) Он рассказал о камне, который стоит посреди Иткуля. (23) Тому, кто придёт к нему с золотом, откроется потайной ход под озеро, только обратного пути не будет.

(24) На этот раз влюблённым всё же удалось осуществить свои планы. (25) И стали они жить под водой. (26) Обзавелись хозяйством. (27)Золотой Волос выходит иногда посидеть на камень, а коса по нему вьётся драгоценной змеёй.

(28) Шайтан-камень — скала, возвышающаяся над зеркалом озера.. (29) Она расположена рядом с юго-западным берегом. (30) В озеро Иткуль впадают восемь небольших речек, один исток соединяет его с озером Синара. (31) Проходя по прибрежной полосе и рассматривая таинственный камень, можно наблюдать необыкновенное природное явление: у его подножия волны то пенятся, то скучиваются, образуя вокруг полосу, имеющую удивительное сходство с длинной косой. (32) А при свете солнечных лучей она кажется золотой.

( По П.П. Бажову)

А1. В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?

1) Автор текста рассказывает о драматической судьбе героев.

2) Автор повествует об уголках природы, овеянных старинными легендами.

3) Автор выступает за сохранение природы в её первозданном виде.

4) Автор рассказывает о мистической гигантской змее.

А 2 Какое из названий, приведённых ниже, является названием сказа?

1) «Уральская златовласка»

2) «Золотой волос»

3) «Шайтан-камень»

4) «Озеро Иткуль»

А 3 Как характеризует героиню информация, заключённая в предложениях 13-17?

1) Она решила испытать любимого, проведя его через трудности.

2) Она неблагодарная дочь.

3) Она готова на самопожертвование ради любимого человека.

4) Она может бросить человека в трудную минуту.

А 4 Укажите синоним к слову «земля» в 10 предложении.

1) Планета

2) Суша

3) Государство, страна

4) Почва, верхний слой коры нашей планеты

А 5 Укажите номер варианта предложения, в котором НЕТ многозначных слов.

1) 4.

2) 6.

3)13.

4) 15.

А6 Укажите, какое средство речевой выразительности использовано в 28 предложении.

1) Метафора

2) Эпитет

3) Олицетворение

4)Сравнительный оборот

А 7В каких предложениях есть синонимы?

1) 4 и 5.

2) 4 и 6.

3)4 и 10.

4) 4 и 11.

Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В 1 Определите часть речи слова НЕНАГЛЯДНУЮ в 9 предложении.

В 2 Из предложений 1-4 выпишите краткое причастие.

В 3 Из предложений 18-24 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

В 4 Из предложений 28-31 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении близости к чему-либо»

В 5 Объясните постановку тире в предложении

«Шайтан-камень — скала, возвышающаяся над зеркалом озера.»

1) Обобщающее слово стоит после однородных членов

2) Тире между подлежащим и сказуемым

3). Слова автора стоят после прямой речи

4) Тире в бессоюзном сложном предложении

В 6 Среди предложений 2-5 найти сложноподчиненное предложение с параллельным неоднородным подчинением.

В 7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном обстоятельстве

«По дороге выяснилось(1) что хозяин золота Полоз может притянуть своё богатство к земле(2) в том числе и волосы дочери. Поэтому чем дальше молодые уйдут(3) тем больше шансов на счастье. На одном из привалов почувствовала девушка(4) что настигает её власть отца. Спасая любимого(5) Золотой Волос остригла косу. Айлып выбрался из образовавшейся ямы(6) а невеста пропала».

В 8 Из приведённого ниже предложения выписать частицу.

«Всё-таки не каждый день встретишь красавицу с мягкими, тонкими волосами из чистого золота длиною в несколько метров»..

В 9 Из предложений 28-30 выпишите словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ.

« Шайтан-камень — скала, возвышающаяся над зеркалом озера.. Она расположена рядом с юго-западным берегом. В озеро Иткуль впадают восемь небольших речек, один исток соединяет его с озером Синара».

В 10 Из 6-го предложения выпишите грамматическую основу.

« Единственный выход — бежать»

В 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 9-ом

В 12 Объясните постановку двоеточия в предложении 30.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Прямая речь стоит после слов автора.

3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание первой.

В 13 Среди предложений 1-3 найти предложение с однородными обособленными определениями.

«1)Во время охоты на лисицу Айлып повстречал девушку,сидящую на берегу реки и полощущую свою длинную косу в воде. (2) Она приветливо поздоровалась, сказала, что наслышана о его силе и красоте, и предложила взять её в жёны. (3) Как всегда в таких случаях, молодой человек обеспокоился предстоящим событием, поинтересовался размером калыма, который потребуют с него за невесту.»

В 14 Среди предложений 28-32 найти предложение с обособленными однородными обстоятельствами.


 

 

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!