Тема «Маркетинг: сущность, функции, принципы, виды»
1. Выявите общие черты и существенные различия в представленных ниже определениях.
2. Сформулируйте свое определение маркетинга на базе систематизации выявленных общих и специфических аспектов представленных определений (используйте слова «это…», «направленный на…», «путем обеспечения…», «при выполнении условий…»).
3. Обоснуйте включение в полученное определение отдельных аспектов.
Маркетинг – управленческий процесс, направленный на определение, предвидение и удовлетворение потребностей клиентов, ориентированный на получение прибыли (Институт маркетинга, Лондон).
Маркетинг – процесс планирования и практического осуществления разработки идей, товаров и услуг, формирования цен на них, стимулирования их сбыта и распределения для реализации обмена, удовлетворяющего целям индивидов и организаций (Американская ассоциация маркетинга).
Маркетинг – управленческая концепция, обеспечивающая рыночную ориентацию производственно-сбытовой деятельности фирмы (Г. Абрамишвили).
Маркетинг – чел. деятельность, которая направлена на удовлетворение как осознанного, так и латентного (скрытого) спроса на товары услуги (Р. Гист).
Маркетинг – процесс, который направлен в рамках наложенных обществом ограничений к установленному при обмене удовлетворительных взаимоотношений между людьми и организациями, стремящимися удовлетворить эти потребности (Д. Джолсон).
Маркетинг – вид чел. деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Маркетинг есть социальный процесс, посредством которого отдельные индивиды и группы получают то, в чем нуждаются и чего желают, за счет создания и обмена одних товаров и стоимостей на другие (Ф. Котлер).
Маркетинг – это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателя (Ж.Ж. Ламбен).
Маркетинг – это мост между производством и потреблением, который состоит из всех видов деятельности, приводящих к тому, что товары и услуги находятся в руках потребителей (У. Район).
Маркетинг – ведущая область хозяйственного управления, в состав которой входят организация и руководство целой совокупностью видов деятельности, связанных с превращением покупательной способности потребителей в эффективный спрос специфического изделия или услуги, а также с доведением этого изделия или услуги до конечного или промежуточного покупателя с тем, чтобы обеспечить определенную компанию нормой прибыли или достижение других целей (Л. Роджер).
Маркетинг – действия, включенные в поставку товаров и услуг от производителя к потребителю (С. Рюуолд, Дж. Скотт, М. Уоршоу).
Задание 2. Установить соответствие между базовыми понятиями маркетинга и их определениями.
1. Чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.
2. Потребность, подкрепленная покупательской способностью.
3. Нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
4. Все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления.
5. Совокупность покупателей и продавцов, которые совершают операции по купле-продаже товаров определенного типа.
6. Предел, к которому стремится спрос по мере безграничного наращивания маркетинговых расходов в данной рыночной среде.
7. Акт (процесс) получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
8. Экономический процесс взаимосвязи и борьбы между фирмами, целью которого является завоевание преимуществ в сбыте своей продукции.
Ответы:
1. Рыночный потенциал.
2. Обмен.
3. Рынок.
4. Потребность.
5. Конкуренция.
6. Нужда.
7. Запрос.
8. Товар.
Задание 3. Определите, к каким функциям маркетинга относятся следующие виды маркетинговой деятельности, заполнив табл. 1
Таблица 1
| № п/п | Виды маркетинговой деятельности | Функции маркетинга |
| Анализ и прогнозирование динамики продаж | ||
| Ведение клиентской базы | ||
| Выбор рыночных партнеров | ||
| Анализ доходности и прибыльности сегментов рынка | ||
| Определение и поддержание маркетингового потенциала рынка | ||
| Определение положения товара на рынке | ||
| Исследование потребностей клиентов | ||
| Управление послепродажным сервисом | ||
| Организация региональных торговых представительств | ||
| Организация связей с общественностью | ||
| Управление системой продвижения | ||
| Отслеживание и формирование ассортимента | ||
| Оценка емкости рынка и доли рынка фирмы | ||
| Оценка конкурентоспособности товара | ||
| Оценка эффективности маркетинговых затрат | ||
| Поддержка и развитие существующей системы сбыта | ||
| Позиционирование торговой марки | ||
| Определение базовой цены и анализ структуры цен | ||
| Поиск новых партнеров | ||
| Проведение анкетных исследований | ||
| Осуществление ценовой политики | ||
| Развитие системы прямых продаж | ||
| Разработка методов привлечения потребителей | ||
| Разработка рекламной кампании | ||
| Расширение сети сбыта | ||
| Сбор и обработка рыночной информации | ||
| Сегментация рынка | ||
| Составление медиа-плана | ||
| Стимулирование продаж | ||
| Управление качеством продукции | ||
| Формирование имиджа предприятия | ||
| Формирование каналов распределения | ||
| Формирование рекламного бюджета | ||
| Ценовое стимулирование | ||
| Презентация товара | ||
| Поиск направлений оптимизации ассортимента |
Задание 4. Отметьте виды деятельности или инструменты, которые входят в состав комплекса маркетинга:
потребители;
посредники;
продукт;
прямой маркетинг;
ценность товара;
цена;
производство;
распределение;
информация;
мотивация потребителей;
продвижение.
Задание 5. Заполните табл. 1, распределив приведенные ниже виды маркетинга.
Таблица 1
Виды маркетинга при различных состояниях спроса
| Состояние спроса | Вид маркетинга | Цель маркетинга | Примеры рынков товаров/услуг | Маркетинговые воздействия (4Р маркетинга) |
| 1. Отрицательный | ||||
| 2. Отсутствующий | ||||
| 3. Потенциальный | ||||
| 4. Падающий | ||||
| 5. Колеблющийся | ||||
| 6. Полноценный | ||||
| 7. Чрезмерный | ||||
| 8. Иррациональный |
A. Демаркетинг
B. Конверсионный
C. Противодействующий
D. Развивающийся
E. Ремаркетинг
F. Синхромаркетинг
G. Стимулирующий
H. Поддерживающий