Тема «Маркетинг: сущность, функции, принципы, виды»
1. Выявите общие черты и существенные различия в представленных ниже определениях.
2. Сформулируйте свое определение маркетинга на базе систематизации выявленных общих и специфических аспектов представленных определений (используйте слова «это…», «направленный на…», «путем обеспечения…», «при выполнении условий…»).
3. Обоснуйте включение в полученное определение отдельных аспектов.
Маркетинг – управленческий процесс, направленный на определение, предвидение и удовлетворение потребностей клиентов, ориентированный на получение прибыли (Институт маркетинга, Лондон).
Маркетинг – процесс планирования и практического осуществления разработки идей, товаров и услуг, формирования цен на них, стимулирования их сбыта и распределения для реализации обмена, удовлетворяющего целям индивидов и организаций (Американская ассоциация маркетинга).
Маркетинг – управленческая концепция, обеспечивающая рыночную ориентацию производственно-сбытовой деятельности фирмы (Г. Абрамишвили).
Маркетинг – чел. деятельность, которая направлена на удовлетворение как осознанного, так и латентного (скрытого) спроса на товары услуги (Р. Гист).
Маркетинг – процесс, который направлен в рамках наложенных обществом ограничений к установленному при обмене удовлетворительных взаимоотношений между людьми и организациями, стремящимися удовлетворить эти потребности (Д. Джолсон).
Маркетинг – вид чел. деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Маркетинг есть социальный процесс, посредством которого отдельные индивиды и группы получают то, в чем нуждаются и чего желают, за счет создания и обмена одних товаров и стоимостей на другие (Ф. Котлер).
Маркетинг – это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателя (Ж.Ж. Ламбен).
Маркетинг – это мост между производством и потреблением, который состоит из всех видов деятельности, приводящих к тому, что товары и услуги находятся в руках потребителей (У. Район).
Маркетинг – ведущая область хозяйственного управления, в состав которой входят организация и руководство целой совокупностью видов деятельности, связанных с превращением покупательной способности потребителей в эффективный спрос специфического изделия или услуги, а также с доведением этого изделия или услуги до конечного или промежуточного покупателя с тем, чтобы обеспечить определенную компанию нормой прибыли или достижение других целей (Л. Роджер).
Маркетинг – действия, включенные в поставку товаров и услуг от производителя к потребителю (С. Рюуолд, Дж. Скотт, М. Уоршоу).
Задание 2. Установить соответствие между базовыми понятиями маркетинга и их определениями.
1. Чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.
2. Потребность, подкрепленная покупательской способностью.
3. Нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
4. Все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления.
5. Совокупность покупателей и продавцов, которые совершают операции по купле-продаже товаров определенного типа.
6. Предел, к которому стремится спрос по мере безграничного наращивания маркетинговых расходов в данной рыночной среде.
7. Акт (процесс) получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
8. Экономический процесс взаимосвязи и борьбы между фирмами, целью которого является завоевание преимуществ в сбыте своей продукции.
Ответы:
1. Рыночный потенциал.
2. Обмен.
3. Рынок.
4. Потребность.
5. Конкуренция.
6. Нужда.
7. Запрос.
8. Товар.
Задание 3. Определите, к каким функциям маркетинга относятся следующие виды маркетинговой деятельности, заполнив табл. 1
Таблица 1
№ п/п | Виды маркетинговой деятельности | Функции маркетинга |
Анализ и прогнозирование динамики продаж | ||
Ведение клиентской базы | ||
Выбор рыночных партнеров | ||
Анализ доходности и прибыльности сегментов рынка | ||
Определение и поддержание маркетингового потенциала рынка | ||
Определение положения товара на рынке | ||
Исследование потребностей клиентов | ||
Управление послепродажным сервисом | ||
Организация региональных торговых представительств | ||
Организация связей с общественностью | ||
Управление системой продвижения | ||
Отслеживание и формирование ассортимента | ||
Оценка емкости рынка и доли рынка фирмы | ||
Оценка конкурентоспособности товара | ||
Оценка эффективности маркетинговых затрат | ||
Поддержка и развитие существующей системы сбыта | ||
Позиционирование торговой марки | ||
Определение базовой цены и анализ структуры цен | ||
Поиск новых партнеров | ||
Проведение анкетных исследований | ||
Осуществление ценовой политики | ||
Развитие системы прямых продаж | ||
Разработка методов привлечения потребителей | ||
Разработка рекламной кампании | ||
Расширение сети сбыта | ||
Сбор и обработка рыночной информации | ||
Сегментация рынка | ||
Составление медиа-плана | ||
Стимулирование продаж | ||
Управление качеством продукции | ||
Формирование имиджа предприятия | ||
Формирование каналов распределения | ||
Формирование рекламного бюджета | ||
Ценовое стимулирование | ||
Презентация товара | ||
Поиск направлений оптимизации ассортимента |
Задание 4. Отметьте виды деятельности или инструменты, которые входят в состав комплекса маркетинга:
потребители;
посредники;
продукт;
прямой маркетинг;
ценность товара;
цена;
производство;
распределение;
информация;
мотивация потребителей;
продвижение.
Задание 5. Заполните табл. 1, распределив приведенные ниже виды маркетинга.
Таблица 1
Виды маркетинга при различных состояниях спроса
Состояние спроса | Вид маркетинга | Цель маркетинга | Примеры рынков товаров/услуг | Маркетинговые воздействия (4Р маркетинга) |
1. Отрицательный | ||||
2. Отсутствующий | ||||
3. Потенциальный | ||||
4. Падающий | ||||
5. Колеблющийся | ||||
6. Полноценный | ||||
7. Чрезмерный | ||||
8. Иррациональный |
A. Демаркетинг
B. Конверсионный
C. Противодействующий
D. Развивающийся
E. Ремаркетинг
F. Синхромаркетинг
G. Стимулирующий
H. Поддерживающий