Определения уровня долговременной адаптации»




 

Как всякий процесс обучения спортивная тренировка должна в первую очередь подчиняться общим дидактическим принципам. К ним относятся:

- принцип сознательности, реализуемый через систему обратных связей от тренера, идеомоторных актов и др.,

- принцип активности, реализуемый путем поддержания устойчивой мотивации, высокой эмоциональности, сохранения потребности в движениях;

- принцип систематичности, то есть регулярности тренировок;

- принцип постепенности, то есть оптимальной трудности заданий и постепенного прогрессирования величины нагрузок (основывается на физиологических законах силы и оптимума и пессимума);

- принцип индивидуализации, то есть учет типологических особенно­стей личности, нервной системы, темперамента.

Кроме того, спортивная тренировка должна базироваться и на особых физиологических, принципах. К таковым относятся:

- принцип максимального раздражителя, суть которого заключается в том, что периодически должны использоваться максимальные, пре­дельные для данного спортсмена нагрузки, которые вызывают в ор­ганизме самые значительные морфофункциональные и биохимиче­ские перестройки и последующую суперкомпенсацию;

- принцип вариативности, заключающийся в том, что большие на грузки оставляют после себя значительные следовые явления (последствие), а поэтому нагрузки должны волнообразно меняться;

- принцип единства общей и специальной физической подготовки должен сопровождать весь период подготовки спортсмена, но удельный вес СФП будет при этом увеличиваться, а ОФП уменьшаться;

- принцип срочной информации заключается в том, что спортсмен должен получать как можно больше информации о различных пара­метрах результатов действия и личного состояния (это уже биологи­ческая обратная связь - БОС), что позволит быстрее и эффективнее сформировать специфическую функциональную систему соревнова­тельного упражнения и управлять тренировочным процессом;

- принцип учета фаз восстановительного процесса заключается в том, что такие физические качества, как быстрота и сила требуют начала последующего движения (тренировки) в фазе суперкомпенсации, а выносливость в фазе недовосстановления для суммации ряда после­дующих воздействий (кумуляции утомления).

Подготовьтесь к семинарскому занятию, выполнив следующие задания:

1. Понятие адаптации, виды и механизмы.

2. Показатели тренированности в состоянии покоя.

3. Показатели тренированности при стандартных нагрузках.

4. Показатели тренированности при предельных нагрузках.

5. Физиологические принципы спортивной тренировки.

Рекомендуемая литература:

1. Кучкин, С. Н. Физиологические принципы классификации упражнений и их характеристика: учебно-методическое пособие / С. Н. Кучкин; С. А. Бакулин. - Волгоград: ВГАФК, 2000. - 30 с.

2. Кучкин, С.Н. Физиология физических упражнений: Учебное пособие / С.Н. Кучкин, С.А. Бакулин, В.М. Ченегин, В.И. Сафонова. - Волгоград: ВГАФК, 1998.- 105 с.

3. Основы физиологии человека: в 2-х т. - под ред. Б.И.Ткаченко.- СПб. 1994. – 570 с.

4. Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. 2-е изд. - М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528 с., ил.

5. Солопов, И.Н. Спортивная физиология (с мультимедийным сопровождением): учебное пособие. Допущено федеральным агентством по физической культуре и спорту / Солопов, И.Н., Сентябрев, Н.Н., Горбанева, Е.П., Камчатников, А.Г. - Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2008. – 146 с.

6. Тристан, В. Г. Физиология спорта: учебное пособие / В. Г. Тристан; О. В. Погадаева. - Омск: СибГУФК, 2003. - 92 с. - Библиогр.: с. 91.

7. Физиология человека: Учебник для вузов физ. культуры и факультетов физ. воспитания педагогических вузов / Под ред. В.И. Тхоревского. - М.: Физкультура, образование и наука, 2001.- 492 с.

Тема 4. «Физиологические основы развития

Физических качеств и спортивной техники.

Спортивный отбор»

 

ЗАНЯТИЕ № 12 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ТЕМА: «Тестирование анаэробной

Производительности организма»

Подготовьтесь к собеседованию по следующим вопросам:

1. Характеристика анаэробных механизмов энергообеспечения мышечной деятельности.

2. Значение анаэробной производительности в избранном виде спорта.

3. Методы исследования анаэробной производительности.

Домашнее задание

Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Абсолютной силой называют:

­­­­­­­______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. К периферическим факторам, определяющим проявление силы относят:

_____________________________________________________________________________________________________________________________

3. Метод максимальных усилий основан на:

_____________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что относят к центральным внутримышечным факторам, определяющим силу мышцы?

_____________________________________________________________________________________________________________________________

5. Из чего складываются структурные изменения в организме при развитии мышечной силы?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие различают формы проявления быстроты?

_____________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какой набор методов служат определению быстроты?

_____________________________________________________________________________________________________________________________

8. Время латентного периода сокращения составляет:

среднее - ________________, у спринтеров – _________________________

9. Максимальная частота движений составляет:

норма – __________________, максимум - ____________________________

10. В каких видах спорта уменьшение времени ”центральной задержки” имеет наибольшее значение?

_____________________________________________________________________________________________________________________________

 

Биоэнергетические возможности организма являются важней­шими для выносливости и работоспособности, так как работающие мышцы требуют немедленного поступления энергии. Известно, что энергия образуется аэробным и анаэробным путями.

Выделяют:

- алактатную анаэробную работоспособность (энергия АТФ и КрФ);

- гликолитическую анаэробную работоспособность (распад углеводов с накоплением молочной кислоты);

- аэробную работоспособность (окислительное фосфорилирование углеводов и жиров).

Анаэробная производительность (или анаэробная работоспособность) характеризуется способностью совершать напряженную мышечную работу в условиях дефицита снабжения тканей кислородом за счет анаэробных механизмов энергообеспечения.

В анаэробном пути ресинтеза АТФ различают два основных механизма:

1) Анаэробный алактатный или креатинфосфокиназный механизм. Алактатные возможности организма спортсмена зависят от способности использовать энергию в бескислородных условиях, что в значительной степени определяется запасами макроэргических фосфорных соединений (АТФ и КрФ), мощностью соответствующих им ферментных систем и скоростью их расходования;

2) Анаэробный гликолитический механизм. Этот механизм более медленный по скорости развертывания, чем креатинфосфокиназный. Гликолитические, или лактатные, возможности организма зависят от запасов углеводов, находящихся в основном в виде гликогена мышц (около 400 г), гликогена печени (около 70 г) и в виде свободной глюкозы в крови и во внеклеточной жидкости (около 30 г).

Кроме того, гликолитические возможности зависят от способности организма противостоять неблагоприятным изменениям в нем в связи с накоплением значительных количеств молочной кислоты. Окисление лактата (молочной кислоты) происходит в «красных» скелетных мышечных волокнах, в сердечной мышце, в печени и в некоторых других органах. В печени, кроме того, осуществляется ресинтез молочной кислоты в гликоген. Нейтрализация лактата осуществляется буферными системами и зависит от буферной емкости крови. К буферным системам крови относятся бикарбонатный (13%), фосфатный (1%) и белковый, в том числе гемоглобиновый (86%);

Каждый из них характеризуется четырьмя качественными и количественными характеристиками - мощностью, емкостью, подвижностью и эффективностью.

Мощность каждого из механизмов характеризует максимальное количество энергии, которое может дать данный механизм для организма во время максимальной мобилизации. Так, мощность креатинфосфокиназного механизма энергообеспечения может быть оценена по максимальной мощности кратковременной работы (максимальная анаэробная мощность - МАМ).

Емкость анаэробных механизмов характеризует суммарное количество энергии, которое может дать данный механизм для работы. Чаще используют для характеристики емкости время работы организма на данном механизме. Анаэробная емкость измеряется величиной суммарного кислородного долга (ΣО2Д), образуемого после субмаксимальной работы. Он составляет 4 - 5 л у нетренированных и до 20 и более л у тренированных. В кислородном долге выделяют алактатную (1/3) и лактатную фракции (2/3 от ΣО2Д). Анаэробную емкость можно измерять и величиной максимального лактата после специальных изнуряющих тестов. Энергетическая емкость КрФ механизма составляет около 600 кДж/кг, а временная - 5 - 6 с у нетренированных и до 6 - 8 с у тренированных. Алактатный О2Д составляет до 20 мл/кг, а у тренированных до 55 мл/кг и выше.

Энергетическая емкость гликолитического механизма составляет около 1050 кДж/кг, а временная до 30 - 60 с у нетренированных и до 90 - 120 с у тренированных. Лактатный О2Д составляет до 40 мл/кг у нетренированных и до 110 и более у тренированных. Емкость гликолитического механизма определенная максимальной концентрацией лактата составляет до 0,8 г/кг у нетренированных и до 2,2 г/кг и выше у тренированных.

Подвижность анаэробных механизмов отражает скорость выхода каждого из механизмов на 100 % мощность. КрФ-механизм имеет этот показатель в 2—3 с у нетренированных и до 1—2 с у тренированных, а затем быстро и прогрессивно уменьшает свой вклад в работу. Гликолитический механизм достигает 100 % мощности у нетренированных за 40—60 с, а у тренированных за 20—40 с.

Эффективность анаэробных механизмов характеризует к.п.д. (в %) вклада каждого механизма в ресинтез АТФ. У КрФ-механизма он составляет около 70—80 %, а у гликолиза он составляет около 35 % у нетренированных и до 50 % у тренированных.

Для анаэробной работоспособности имеет значение степень совершенства компенсаторных механизмов, позволяющих выполнять напряженную работу, несмотря на возникающие резкие сдвиги во внутренней среде.

Как уже отмечалось, показателем емкости анаэробной производительности является величина кислородного долга. С ростом тренированности этот показатель увеличивается, что говорит об адаптации организма спортсменов к напряженной работе в условиях недостаточного снабжения мышц кислородом.

Анаэробные способности весьма нестойки и при прекращении специальной тренировки их уровень быстро снижается. При этом следует учитывать долю наследственного фактора изменчивости анаэробного механизма.

Анаэробная производительность определяется уровнем развития двух механизмов ресинтеза АТФ: 1) алактатного (креатинфосфокиназного) и 2) гликолитического (лактатного).

У алактатного механизма имеется два показателя мощности:

1. пиковая анаэробная мощность (ПАМ) и

2. максимальная анаэробная мощность (МАМ).

ПАМ отражает мгновенную мощность, а МАМ отражает мощность работы, которая может поддерживаться в течение нескольких секунд (5—6) и достигает значений в 3.600 кДж/кг.мин.

Мощность гликолитического механизма характеризуется скоростью накопления молочной кислоты в крови в мм/кг.мин. и составляет до 20‑и у нетренированных и до 35‑и у более тренированных. Энергия гликолитического механизма меньше алактатного и составляет около 2,500 кДж/кг мин. Гликолитическая мощность измеряется величиной лактата, отнесенной ко времени выполнения теста (от 20 до 90 с).

ПАМ измеряется в прыжке вверх (по Абалакову), а затем по специальным таблицам в зависимости от массы тела и высоты прыжка определяется мощность, достигаемая при этом.

МАМ определяется в тесте Маргариа, когда испытуемый взбегает по лестнице и измеряется максимальная скорость, достигаемая при этом.

Следует добавить, что наряду с указанными методами оценки анаэробного лактатного механизма энергообеспечения в практике могут быть использованы и косвенные показатели гликолитического механизма. В частности, таковыми являются содержание (процентное) в мышечной ткани «белых» мышечных волокон и гликогена (определяется методом биопсии).

Оценка анаэробного алактатного механизма энергообеспечения работы может производиться путем химического анализа проб мышечной ткани, полученных методом биопсии. При этом определяются запасы КрФ в мышечной ткани.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Ход работы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: