формирования информационной грамотности»




В настоящее время общепризнанным является факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. В России, как и большинстве развитых стран, приобщение к чтению становится не только педагогическим, но и социальным и политическим делом.

Читающий человек - культурный, социально защищенный, имеет большой объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеет речью, точнее формулирует мысли, свободно общается.

В возрасте 7-9 лет ребенок переживает трудный путь своего читательского развития: переход от слушателя к читателю. Процесс овладения техникой чтения на первых порах тормозит творческое восприятие школьников.В этот период наблюдается спад интереса к чтению, но это явление временное.

Главная задача начальной школы - добиться, чтобы ребенок читал без принуждения, с удовольствием. Большую роль в этом возрасте продолжают играть иллюстрации, взаимодействие со взрослыми, основанное на материале книг: беседы, обсуждение прочитанного, рисование, лепка, самостоятельное писательское творчество. Огромное значение имеет личный пример читающего взрослого, его уважительное отношение к книге и к чтению.

Младшие школьники различаются по уровню чтения, интересам, начитанности. Однако есть возрастные черты читательского развития: наивный реализм, «эффект присутствия», обостренное чувство восприятия, действенное воображение, отождествление себя с героем книги.

Исходя из общей задачи развития личности ребёнка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.

Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:

· развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность

· воспитывать средствами чтения у ребёнка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;

· сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем звене школы;

· научить полноценно, воспринимать художественные и научно-познавательные тексты в их специфике, а также работать с учебной и детской книгой.

«Особенности чтения младших школьников»

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем». В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:

1. Восприятие данных слов. Уметь читать – это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются.

2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание нами этого слова. 3)Оценка прочитанного. Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию наблюдается, как известно, не всегда.

Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т.е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения – возникновения из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами.

«Совершенствование качеств навыка чтения младших школьников»

а) Упражнения для развития правильности чтения.

Под правильностью чтения понимается чтение без искажений, т.е. без ошибок, допускаемых учащимися.

1.Искажение звукобуквенного состава:

- пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;

- перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);

- вставка произвольных элементов в единицы чтения;

- замена одних единиц чтения другими.

Причина подобных ошибок у учащихся начальных классов (как у чтецов с несформировавшимся навыком чтения) заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произнесением и осмыслением содержания читаемого. У опытного чтеца синтез трёх указанных компонентов отличается гибкостью и подвижностью, поэтому смысловые догадки, сопровождающие их чтение, редко ведут к ошибкам. У начинающего чтеца смысловая догадка гораздо чаще может стать причиной неправильного восприятия, а затем и произнесения слова, так как процесс восприятия и процесс осмысливания ещё не так легко и быстро взаимодействуют между собой.

2.Наличие повторов.

Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребёнка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного.

3. Нарушение норм литературного произношения:

- орфоэпические ошибки; среди них неправильное ударение – самый распространённый вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов.

- ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением»

В целях предупреждения ошибок предлагаю учащимся такие упражнения, которые вырабатывают внимание к слову и его частям.

1. «Наращивание слов»

Если учащимся предстоит встретиться в тексте с трудным словом, громоздким по структуре, перед чтением всего текста оно должно быть прочитано. Для того чтобы помочь прочитать слово безошибочно, оно делится на более мелкие структуры, вместо него предлагаются слова с тем же корнем.

а) «Читай целыми словами»

(2 класс Ю.Ермолаев «Два пирожных»)

говор – говорила – проговорила

смех – смеялась – посмеялась

б) «Научись читать трудные слова, которые встретятся тебе в стихотворении»

ра – тра – стра – страна

во – тво – ство – детство

ро – кро – от – крою – открою

2. Предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.

«Научись читать трудные слова из текста. Читай по слогам, а потом плавно целым словом»

не – спра – вед – ли – во → несправедливо

рас – про – стёр – ла → распростёрла

3. Чтение слов с заменой некоторых букв.

«Для того чтобы правильно читать нельзя, терять ни одной буквы, быть достаточно внимательным. Потренируемся».

Отведите – отвезите

Оказался – отказался

4. Чтение шуток – чистоговорок.

Ло – ол – ор – у Ромы топор;

Лы – ло – ро – у меня перо;

Ал – ал – ар – в бане пар;

Ла – ал – ал – тёмный подвал;

Ли – ри – ли – купили сухари;

Ри – ли – ли – улицу мели.

5. Упражнение «Найди ошибки, исправь, прочитай правильно».

В умелых реках дело огнём горит.

Без прута не вытащишь и рыбку из прута.

6. Упражнение «Читай правильно, как мы говорим»

ошибка, молоко, скороговорка

Для развития правильности чтения использую упражнения, которые направлены на развитие запоминания, а значит, развивают внимание, память учащихся.

1.Упражнение «Назови картинки», где учащиеся запоминают показанные предметы на картинках, а затем по памяти их перечисляют.

2.Хорошие результаты даёт упражнение «Фотоглаз». Дети самостоятельно читают, запоминают (фотографируют) слова с доски (рис.1)

лещ мяч
язык парта
горох карандаш

Рис.1

Учитель читает другие слова или предложения, или текст, а учащиеся должны определить есть ли там такие слова: сок, игра, машина, липа, работа, мяч, тетрадь, сом, парта. Или учитель читает предложение: В реке плаваетбольшая рыба. Эта рыба называется лещ. Или учитель читает стихотворение:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу,

Ох!

Анализ текстов показывает, что почти в каждом произведении встречаются слова, значение которых учащимся незнакомо. В целях предупреждения ошибок при чтении этих слов, при подготовке к уроку учитель анализирует текст с точки зрения лексических возможностей. Выделяет слова, над которыми следует поработать основательно для того, чтобы они вошли в активный словарный запас. Устанавливает, какой приём для объяснения значения слова будет использован:

1) замена слов синонимами, антонимами, описательным оборотом;

2) включение слова в словосочетание, предложение;

3) словообразовательный анализ;

4) нахождение толкования слов учащимися в толковых словарях, справочниках, в энциклопедиях, Интернете.

5) Игра «Найди соответствие»

Приведу пример: рассказ Н.Носова «Заплатка»

Для словарной работы выделены слова:

Защитный цвет

От досады

Оправдался

Приёмы:

показ предмета защитного цвета;

подбор синонима – огорчение;

выделение корня правд – (признать себя правым, невиновным)

Рассказ Л.Толстого «Филиппок»

Для словарной работы выделены слова:

Украдкой

Слобода

Сени

Полы

Немой

Коли

Приём:

Игра «Найди соответствие». Учащиеся должны соединить слова и их объяснения (рис.)

Слово Его толкование
Украдкой Лишённый способности говорить
Слобода Нижняя часть раскрывающейся одежды
Сени Большое село, пригород
Полы Если
Немой Помещение между крыльцом дома и жилым помещением
Коли Скрытно, незаметно для других

Рис.2.

Включение трудных слов в активный словарь обеспечивает их прочное усвоение учащимися, формирует навыки самостоятельного использования в речи.

Работая над целостным восприятием текста, вначале нужно сформировать у учащихся умение понимать предметную (фактическую) сторону – факты, события. Осознание прочитанного учащимися проверяется с помощью вопросов по содержанию. Эти вопросы задаются устно или письменно на доске. Вопросы можно написать на индивидуальных карточках, которые можно предложить слабым или наоборот сильным детям, на уроке или в виде домашнего задания. С помощью вопросов можно предложить различные виды работ на уроке. Например:

1. расположи вопросы по порядку содержания текста;

2. поставь вопросы по второму абзацу текста;

3. упражнение «Прочти, спроси, ответь!»

Дети читают строки:

Вдруг какой-то страшный зверь

Открывает лапой дверь.

Перед ними вопросы: Кто? Как? Что? Что делает? Какой?

Каждый ученик может попробовать себя в роли учителя и задать однокласснику вопрос, начало которого на доске (Кто открывает дверь? Как открывает дверь? и т.д.)

Немаловажное значение в формировании осознанного чтения имеет работа над незнакомыми и сложными словами. Используются следующие виды упражнений:

1. Разбор значений слов синонимов.

Ключ – родник.

Воин – солдат, боец.

1. Подбор к данному слову слова с противоположным значением.

2. Работа с фразеологизмами, соотнесение фразеологизма с иллюстрацией и объяснение значения.

3. Работа над правильностью восприятия многозначных слов и выражений.

Например:

а) объясни, что значит

шишка на лбу

голова поезда

хвост поезда

б) объясни смысл предложения

На тебе обувь горит.

У тебя щёки горят.

в) подбери слово в словосочетании:

ножка малыша – ножка…

спинка девочки – спинка…

ручка ребёнка – шариковая …

собрание жильцов – собрание…

погода на улице – погода…

Слова для справок: ручка, книг, стола, в доме.

г) объясни смысл выражения:

Шляпа на голове. / Эх, ты, шляпа!

Ворона – птица. / Ну, ты, и ворона!

В результате предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся, вырабатывается умение правильно строить предложения, последовательно излагать свои мысли.

Совершенствование качеств навыка чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения должны вводиться с первого класса. На уроке невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока, возраста

Несмотря на то, что роль телевидения и компьютеризации в получении информации, восприятии окружающего мира занимает с каждым днём всё большее место, чтение остаётся одним из способов интеллектуального развития личности ребёнка. И только оно способно сформировать и дать возможность ребёнку более точно и правильно воспринимать и понимать окружающий мир, своё место в нём, сделать жизнь более богатой духовно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: